Композиция жидкого топлива (варианты)
Изобретение относится к жидким топливам, содержащим присадки, повышающие их связывающие свойства. Композиция включает (а) беззольный диспергатор, представляющий собой ацилированное соединение азота, и (б) карбоновую или поликарбоновую кислоту или эфир карбоновой (или поликарбоновой) кислоты и спирта, где кислота содержит 2 - 50 атомов углерода, а спирт содержит один или более атомов углерода, и которая обеспечивает повышение смазывающей способности жидкого топлива и характеризуется улучшенной растворимостью в жидком топливе. 2 с. и 8 з.п.ф-лы, 4 табл.
Изобретение относится к композиции жидкого топлива с присадками для повышения смазывающей способности жидких топлив, таких как дизельное жидкое топливо. Композиции дизельных жидких топлив, включающие такие присадки, характеризуются улучшенной смазывающей способностью и уменьшают износ двигателя.
Стремление к заметному снижению содержания вредных компонентов в выбросах при сжигании жидких топлив, прежде всего в двигателях, таких как дизельные двигатели, обусловлено рядом экологических факторов. Так, например, предпринимаются попытки свести к минимуму выброс диоксида серы в результате сгорания жидких топлив. Как следствие, предпринимаются попытки свести к минимальному содержание серы в дизельных жидких топливах. Хотя в последнее время типичные дизельные жидкие топлива содержат 1 вес.% или более серы (в пересчете на элементарную серу), в настоящее время считается необходимым снижение ее содержания предпочтительно до 0,05 вес.%, более предпочтительно до менее 0,01 вес.%. Дополнительная очистка жидких топлив, необходимая для достижения столь низкого содержания серы, часто приводит к снижению содержания полярных компонентов. Кроме того, определенные процессы очистки позволяют снизить содержание конденсированных ароматических соединений, входящих в состав таких жидких топлив. Снижение содержания одного или нескольких таких продуктов, как сера, конденсированных ароматических или полярных компонентов дизельного жидкого топлива, может привести к ухудшению смазывающих характеристик этого топлива в отношении смазки системы впрыска двигателя до такой степени, при которой, например, насос для впрыска топлива двигателя выходит из строя уже на относительно ранней стадии срока эксплуатации двигателя. Поломки могут происходить в системах впрыска топлива высокого давления, таких как центробежные распределители высокого давления, рядные многоплунжерные топливные насосы и инжекторы. Проблема неудовлетворительной смазывающей способности жидких топлив в будущем станет, вероятно, еще более острой при последующих усовершенствованиях двигателей (с целью дальнейшего уменьшения выбросов), которые будут предъявлять к смазывающей способности еще более жесткие требования, чем при эксплуатации современных двигателей. Так, например, появление инжекторных узлов высокого давления повысит требования к смазывающей способности жидкого топлива и, следовательно, возрастет необходимость в усиливающих смазывающую способность присадках. Экологическими факторами также обусловлено снижение содержания высококипящих компонентов в жидких топливах. В то время как температура, при которой выкипает 95% компонентов газойлевых жидких топлив, как правило, достигает 380oC или даже выше, существует тенденция к снижению этой температуры до 360oC или даже до 350oC и ниже. Это снижение температуры выкипания 95% компонентов является результатом ограничения или исключения из состава жидких топлив некоторых природных тяжелых н-алканов. Снижение содержания как конденсированных ароматических соединений, так и некоторых тяжелых н-алканов может изменить физические свойства получаемых жидких топлив. Установлено, что усиливающие смазывающую способность присадки, используемые до сих пор в данной области техники, в частности те, которые представляют собой сложные эфиры, плохо растворяются в таких жидких топливах, прежде всего при низких температурах, что приводит к частичному выпадению этих присадок в осадок. Как результат, эти усиливающие смазывающую способность присадки при их прохождении через систему подачи топлива могут не достигать того места, где они должны проявлять свое действие. Более того, существует постоянная необходимость в создании присадок с повышенной эксплуатационной смазывающей способностью. Было установлено, что смазывающую способность жидких топлив, прежде всего с низким содержанием серы, жидких топлив с низкой температурой выкипания 95% компонентов можно усилить за счет применениям композиции присадки, которая характеризуется также повышенной растворимостью в жидком топливе. В патенте Великобритании 1310847 описана присадка для очистки топливной системы двигателей, работающих на сжигании жидких топлив, а также других установок, работающих на сжигании топлива, причем такая присадка включает диспергатор, который может представлять собой ацилированное азотсодержащее соединение и кислородсодержащее соединение, в качестве которого может использоваться эфир гликоля, полигликоля, простого моноэфира гликоля и простого моноэфирполигликоля и монокарбоновой кислоты, содержащей до двенадцати атомов углерода. В международной заявке WO 92/02601 описаны присадки к топливам, регулирующие образование отложений и включающие полимер или сополимер олефинового углеводорода, простой полиэфир, N-замещенный полиалкенилсукцинимид полиамина и эфир полиола на основе неопентилгликоля, пентаэритрита или триметилолпропана и соответствующих монокарбоновых кислот, олигомерный сложный эфир или полимерный эфир на основе дикарбоновой кислоты, полиола и одноатомного спирта. Олефиновый полимер, простой полиэфир и сложный эфир образуют жидкий носитель для сукцинимида. В европейской заявке EP 0526129 описаны присадки к топливам для регулирования необходимого повышения октанового числа, которые включают не подвергнутый гидрообработке поли-
где каждый R6 независимо от других обозначает атом водорода, гидрокарбильную группу или гидроксизамещенную гидрокарбильную группу, содержащую до приблизительно 30 атомов углерода, при условии, что по меньшей мере один из R6 обозначает атом водорода, q обозначает целое число в интервале от 1 до 10, а U обозначает C1-C18алкиленовую группу;
(2) замещенные гетероциклическими радикалами полиамины, включая гидроксиалкилзамещенные полиамины, где эти полиамины описаны выше, а гетероциклическим заместителем является, например, пиперазин, имидазолин, пиримидин или морфолин, и
(3) ароматические полиамины общей формулы V
Ar(NR26)y,
где Ar обозначает ароматическое ядро, содержащее от 6 до примерно 20 атомов углерода, каждый из R6 имеет указанные выше значения и у обозначает число от 2 до примерно 8. Конкретными примерами полиалкиленполиаминов (1) являются этилендиамин, тетраэтиленпентамин, три(триметилен)тетрамин и 1,2-пропилендиамин. Конкретные примеры гидроксиалкилзамещенных полиаминов включают N-(2-гидроксиэтил)этилендиамин, N, N1-бис (2-гидроксиэтил) этилендиамин, N-(3-гидроксибутил)тетраметилендиамин и т.д. Конкретными примерами замещенных гетероциклических полиаминов (2) являются N-2-аминоэтилпиперазин, N-2- и N-3-аминопропилморфолин, N-3(диметиламино)пропилпиперазин, 2-гептил-3-(2-аминопропил)имидазолин, 1,4-бис(2-аминоэтил)пиперазин, 1-(2-гидроксиэтил)пиперазин и 2-гептадецил-1-(2-гидроксиэтил)имидазолин и т. д. Конкретными примерами ароматических полиаминов (3) служат различные изомерные фенилендиамины, различные изомерные нафталиндиамины и т.д. Приемлемые для использования ацилированные соединения азота описаны во многих патентах, включая патенты США 3172892, 3219666, 3272746, 3310492, 3341542, 3444170, 3455831, 3455832, 3576743, 3630904, 3632511, 3804763 и 4234435 и включая европейские заявки ЕР 0336664 и EP 0263703. Типичным и предпочтительным соединением этого класса является то, которое получают взаимодействием замещенного полиизобутиленом янтарного ангидрида или его производного в качестве ацилирующего агента (например, ангидрида, кислоты, эфира и т.д.), где полиизобутеновый заместитель содержит от примерно 50 до примерно 400 атомов углерода, со смесью этиленполиаминов, содержащих от 3 до примерно 7 аминовых атомов азота на каждый этиленполиамин и от примерно 1 до примерно 6 этиленовых групп. Из-за многочисленности ацилированных аминовых соединений этого типа их природа и способы получения в настоящем описании не представлены. Описание ацилированных аминовых соединений и способов их получения можно найти в вышеупомянутых патентах США. К другому типу ацилированного соединения азота этого класса относится такой, который получают взаимодействием вышеописанных алкиленаминов с вышеописанными замещенными производными янтарной кислоты или ангидрида и алифатическими монокарбоновыми кислотами, содержащими от 2 до примерно 22 атомов углерода. В ацилированных соединениях азота этих типов молярное соотношение между янтарной кислотой и монокарбоновой кислотой составляет от примерно 1: 0,1 до примерно 1:1. Типичными монокарбоновыми кислотами являются муравьиная кислота, уксусная кислота, додекановая кислота, бутановая кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, техническая смесь изомеров стеариновой кислоты, известная как изостеариновая кислота, толиловая кислота и т.д. Такие соединения более подробно описаны в патентах США 3216936 и 3250715. Ацилированное соединение еще одного типа, которое может быть использовано в качестве придающего совместимость агента, представляет собой продукт взаимодействия жирной монокарбоновой кислоты с приблизительно 12-30 атомами углерода и описанных выше алкиленаминов, как правило этилен-, пропилен- или триметиленполиаминов, содержащих 2-8 аминогрупп, и их смесей. Жирные монокарбоновые кислоты обычно представляют собой смеси прямоцепочечных и разветвленных жирных карбоновых кислот, содержащих 12-30 атомов углерода. Ацилирующее соединение азота широко используемого типа получают взаимодействием вышеописанных алкиленполиаминов со смесью жирных кислот, включающей от 5 до примерно 30 мол. % прямоцепочечных кислот и от примерно 70 до примерно 95 мол. % жирных кислот с разветвленными цепями. Среди коммерчески доступных смесей имеются смеси, которые широко известны на рынке под названием изостеариновая кислота. Эти смеси получают в виде побочного продукта димеризации ненасыщенных жирных кислот, как это описано в патентах США 2812342 и 3260671. Жирные кислоты с разветвленными цепями могут также включать такие боковые группы, которых по своей природе не являются алкильными, а представляют собой такие, которые содержатся в фенил- и циклогексилстеариновой кислоте и хлорстеариновых кислотах. Продукты типа жирная карбоновая кислота с разветвленной цепью/алкиленполиамин широко представлены в литературе (см., например, патенты США 3110673, 3251853, 3326801, 3337459, 3405064, 3429674, 3468639, 3857791). Эти патенты принимают во внимание в связи с описанием в них продуктов конденсации жирных кислот и полиаминов, предназначенных для применения в маслянистых композициях. Предпочтительные ацилированные соединения азота представляют собой те, которые получены взаимодействием замещенного полиизобутеном янтарного ангидрида как ацилирующего агента со смесями этиленполиаминов, как это описано выше. (б). Компонентом (б) композиции присадки является карбоновая кислота (I) или эфир (III) карбоновой кислоты (I) и спирта (II). Ниже кислота, спирт и эфир обсуждаются более подробно. (I) Кислота
Эта кислота может быть моно- или поликарбоновой кислотой, такой как алифатическая, насыщенная или ненасыщенная с прямой или разветвленной цепью, причем предпочтительны моно- и дикарбоновые кислоты. Так, например, эта кислота может соответствовать следующей общей формуле
R'(COOH)x,
где x обозначает целое число, которое составляет 1 или больше, такое как 1-4, и R' обозначает гидрокарбильную группу, содержащую 2-50 атомов углерода и являющуюся моно- или поливалентной, соответствующей значению x, причем группы -COOH, когда содержится более одной такой группы, необязательно являются заместителями при различных атомах углерода. Термин "гидрокарбил" имеет то же самое значение, которое указано выше для компонента (а). Когда кислота является монокарбоновой, предпочтительная гидрокарбильная группа представляет собой алкильную группу или алкенильную группу, содержащую от 10 (например, 12) до 30 атомов углерода, т.е. кислота является насыщенной или ненасыщенной. Алкенильная группа может включать одну или несколько двойных связей, в частности 1, 2 или 3. Примерами насыщенных карбоновых кислот являются кислоты с 10-22 атомами углерода, такие как каприновая, лауриновая, миристиновая, пальмитиновая и бегеновая кислоты, а примерами ненасыщенных карбоновых кислот являются кислоты с 10-22 атомами углерода, такие как олеиновая, элаидиновая, пальмитолеиновая, петрозелиновая, рицинолевая, элеостеариновая, линолевая, линоленовая, эйкозановая, галолеиновая, эруковая и гипогеновая кислоты. Когда кислота является поликарбоновой, содержащей, например, 2-4 карбоксильные группы, предпочтительная гидрокарбильная группа представляет собой замещенный или незамещенный полиметилен, причем она может включать 10-40 атомов углерода, например 32-36 атомов углерода. Поликарбоновая кислота может представлять собой двухосновную кислоту, например димерную кислоту, полученную димеризацией ненасыщенных жирных кислот, таких как линолевая или олеиновая кислота, или их смесей. (II) Спирт
Спирт, из которого получают эфир (III), может представлять собой одно- или многоатомный спирт, такой как трехатомный спирт. Так, например, такой спирт может соответствовать общей формуле
R2(OH)y,
где у обозначает целое число, которое составляет 1 или больше, предпочтительно 2 или больше, например 3 или больше, и R2 обозначает гидрокарбильную группу, содержащую 1 или больше атомов углерода, такую как включающую до 10 атомов углерода и являющуюся моно- или поливалентной, соответствующей значению у, причем группы -ОН, когда содержится более одной такой группы, необязательно являются заместителями при различных атомах углерода. Термин "гидрокарбил" имеет то же самое значение, которое указано выше для кислоты. Предпочтительная гидрокарбильная группа для спирта представляет собой алкильную группу или замещенную либо незамещенную полиметиленовую группу. Примерами одноатомных спиртов являются алифатические спирты, содержащие 1-6 атомов углерода, такие как метиловый, этиловый, пропиловый и бутиловый спирты. Примерами многоатомных спиртов являются алифатические насыщенные или ненасыщенные спирты с прямыми или разветвленными цепями, содержащие 2-10, предпочтительно 2-6, более предпочтительно 2-4 гидроксильные группы и включающие 2-90, предпочтительно 2-30, более предпочтительно 2-12 и наиболее предпочтительно 2-5 атомов углерода в молекуле. Более конкретными примерами многоатомных спиртов являются диолы, гликоли, полигликоли и трехатомные спирты, такие как глицерин и сорбит. (Ill) Эфиры
Эфиры могут быть использованы индивидуально или в виде смесей с одной или несколькими кислотами либо с одним или несколькими эфирами, причем они могут состоять только из углерода, водорода и кислорода. В предпочтительном варианте молекулярная масса эфира составляет 200 или больше, или он включает по меньшей мере 10 атомов углерода, или соответствует этим обоим критериям. Примерами пригодных для использования эфиров являются низшие алкиловые эфиры, такие как метиловые эфиры насыщенных или ненасыщенных монокарбоновых кислот, которые упомянуты выше. Такие эфиры могут быть получены, например, омылением и этерификацией природных жиров и масел растительного или животного происхождения или их переэтерификацией с использованием низших алифатических спиртов. Примерами пригодных для использования эфиров многоатомных спиртов являются те, у которых все гидроксильные группы этерифицированы, и те, у которых не все гидроксильные группы этерифицированы, а также их смеси. Конкретными примерами являются эфиры, полученные из гликолей, диолов или трехатомных спиртов и одной или нескольких из вышеупомянутых насыщенных или ненасыщенных карбоновых кислот, такие как моноэфиры глицерина и диэфиры глицерина, например моноолеат глицерина, диолеат глицерина и моностеарат глицерина. Дополнительные примеры включают эфиры, полученные из димерных кислот и гликолей или полигликолей, необязательно содержащие на конце остатки одноатомных спиртов, таких как метанол. Такие эфиры со множеством гидроксильных групп могут быть получены этерификацией по описанным в литературе методам или могут быть использованы в готовом виде. Такой эфир может содержать одну или более свободных гидроксильных групп. Эффективное соотношение между весовыми количествами компонента (а) и компонента (б) превышает 1:100, предпочтительно превышает 1:50, более предпочтительно превышает 1: 25 и наиболее предпочтительно превышает 1:4. Чем больше это соотношение (а): (б), тем более растворимой в жидком топливе оказывается композиция присадки. Для оптимального повышения смазывающей способности предпочтительное соотношение между весовыми количествами компонента (а) и компонента (б) составляет от 1:2 до 2:1. Композиция присадки (второй вариант изобретения)
В соответствии со вторым вариантом изобретения предпочтительны те композиции присадок, которые описаны в отношении первого варианта и в которых содержится эфир многоатомного спирта. Композицию присадки можно вводить в концентрат в приемлемом растворителе. Концентраты являются удобным средством введения присадок в основную массу жидкого топлива. Введение можно производить по методам, которые известны в данной области техники. Предпочтительный концентрат содержит 3-75 вес.%, более предпочтительно 3-60 вес.%, наиболее предпочтительно 10-50 вес. % присадки, предпочтительно в растворе. Примерами жидких носителей являются органические растворители, включающие углеводородные растворители, например нефтяные фракции, такие как лигроин, керосин, дизельное и печное топливо; ароматические углеводороды, такие как ароматические фракции, например те, которые поставляются на рынок под товарным знаком "SOLVESSO"; парафиновые углеводороды, такие как гексан, пентан и изопарафины; спирты; сложные эфиры и смеси одного или нескольких из указанных выше продуктов. Очевидно, что жидкий носитель необходимо выбирать с учетом его совместимости с присадкой и жидким топливом. Композицию присадки по изобретению можно вводить в основную массу топлива по другим методам, таким которые известны в данной области техники. Компоненты (а) и (б) композиции присадки по изобретению можно вводить в основную массу топлива как одновременно, так и в разное время, получая композиции жидких топлив по изобретению. Композицию присадки можно применять для улучшения смазывающей способности жидких топлив, содержащих не более 0,05 вес.% серы. Расход при обработке
Концентрация композиции присадки по изобретению в жидком топливе может составлять, например, от 10 до 5000 вес.ч./млн. собственно присадки (в пересчете на активный компонент) от веса жидкого топлива, например от 30 до 5000 вес.ч./млн., в частности от 100 до 2000 вес.ч./млн. (в пересчете на активный компонент) от веса жидкого топлива, предпочтительно от 150 до 500 ч./млн., более предпочтительно от 200 до 400 ч./млн. Когда композиция присадки находится в форме концентрата присадки, компоненты обычно находятся в смеси в количествах, которые, как показало определение их эксплуатационных свойств в топливах, оказываются взаимно эффективными. Ниже описаны методы оценки преимуществ, достигаемых при наличии композиции присадки в жидком топливе. Как указано выше, полагают, что композиция присадки способна образовывать по меньшей мере частичные пленки смазочной композиции на некоторых поверхностях двигателя. Это означает, что такая пленка не обязательно полностью покрывает поверхность контактирования. Образование таких пленок и полнота покрытия ими поверхности контактирования могут быть проиллюстрированы на примере измерения сопротивления электрического контакта или емкостного сопротивления. Примеры испытаний, которые можно проводить для демонстрации одного или нескольких таких эффектов, как уменьшение износа, уменьшение трения или повышение сопротивления электрического контакта в соответствии с настоящим изобретением, включают оценку смазочных свойств по методу "шар по цилиндру" и устройство с высокочастотным возвратно-поступательным движением. Испытание смазочных свойств по методу "шар по цилиндру" (или BOCLE) описано в Friction and wear devices, 2-е издание, стр. 280, Американское инженерно-техническое общество по смазке, Park Ridge III, USA; и у F. Tao и J. Appledorn, ASLE trans., II, 345-352 (1968); а испытание на устройстве с высокочастотным возвратно-поступательным движением (или HFRR) описано у D. Wei и Н. Spikes, Wear, том III, N 2, стр. 217, 1986; и у R. Caprotti, С. Bovington, W. Fowler and M. Taylor, SAE paper 922183; Собрание, посвященное топливам и смазкам, Общества инженеров-автомобилестроителей в октябре 1992 г.; Сан-Франциско, США. Состояние, при котором композиция присадки остается в растворе в жидком топливе при низких температурах или по меньшей мере не образует отдельной фазы, которая способна вызвать закупорку линий подачи топлива или фильтров, можно определить известным испытанием на фильтруемость. Так, например, метод определения фильтруемости композиций жидкого топлива при температуре, превышающей точку помутнения, описан в стандарте The Institute of Petroleum's Standard под обозначением "IP 387/190" и под названием "Determination of filter blocking tendency of gas oils and distillate diesel fuels". Образец испытываемой композиции жидкого топлива с постоянным расходом пропускают через фильтрующий материал из стекловолокна, при этом отслеживают падение давления при прохождении через такой фильтр и измеряют объем жидкого топлива, проходящего через этот фильтрующий материал при заданном перепаде давления. Тенденцию к засорению фильтра топливной композицией можно выразить как перепад давления при прохождении через фильтрующий материал 300 мл топлива с расходом 20 мл/мин. Дополнительная информация, касающаяся этого метода, более подробно представлена в описании к вышеупомянутому стандарту. При оценке композиции присадки по настоящему изобретению этот метод адаптировали к проведению измерений при более низких температурах, чем предписанные стандартом. Сущность изобретения ниже проиллюстрирована на примерах. Пример 1
Применяли следующие материалы и методы. Жидкое топливо
Дизельное топливо с содержанием серы 0,05 вес.%, цетановым числом 50,6 и температурой выкипания 95% компонентов 340,5oC имеет следующие дополнительные характеристики:
точка помутнения -7oC
дистилляционные характеристики (по стандарту ASTM D86):
начальная точка кипения - 161,6oC
10% - 195,1oC
20% - 207,7oC
30% - 218,2oC
40% - 229,6oC
50% - 241,9oC
60% - 255,6oC
70% - 271,5oC
80% - 291,3oC
90% - 318,9oC
конечная температура кипения - 361,7oC
Присадки
Присадки А и Б добавляли в жидкое топливо в пропорциях, указанных в таблице 1, и после тщательного перемешивания топливные композиции оценивали на устройстве с высокочастотным возвратно-поступательным движением. Полученные результаты представлены в таблице 1, характеризуемые диаметром пятна износа. Фиксировали также процентное уменьшение диаметра пятна износа в сравнении с тем диаметром пятна износа, который наблюдали в случае жидкого топлива, не содержащего присадок. Присадки
А: Сукцинимидный беззольный диспергатор, представляющий собой продукт взаимодействия 1,5 эквивалента ПИБЯА (полиизобутилянтарного ангидрида с полиизобутиленом со среднечисленной молекулярной массой приблизительно 950, как это определяли гельпроникающей хроматографией) с 1 эквивалентом полиэтиленполиаминовой смеси, которая по среднему составу приближается к пентаэтиленгексамину. Таким образом, полагают, что этот реакционный продукт является смесью соединений в преобладающем соотношении 1:1 продуктов ПИБЯА:полиамин, причем в соединении по одной первичной аминовой группе на каждый полиамин остается непрореагировавшей. Б: Продукт взаимодействия эквимолярных количеств этиленгликоля с дилинолевой кислотой с последующим взаимодействием с метанолом, представляющий собой смесь эфиров согласно определению компонента (б), описанного выше. Как видно из данных таблицы 1, композиции присадок в обоих экспериментах 2 и 3 обеспечивают значительное уменьшение износа. Пример 2
Дальнейшие испытания на устройстве с высокочастотным возвратно-поступательным движением проводили на втором дизельном жидком топливе, имеющем следующие характеристики:
содержание серы - 0,03 вес.%
цетановое число - 51
точка помутнения - -10oC
дистилляционные характеристики (по стандарту ASTM D86)
начальная точка кипения - 161,4oC
10% - 193,7oC
20% - 205,2oC
30% - 215,1oC
40% - 226,1oC
50% - 238,4oC
60% - 251,6oC
70% - 266,7oC
80% - 285,1oC
90% - 313,4oC
95% - 339,9oC
конечная температура кипения - 360,8oC
В это жидкое топливо в пропорциях, которые приведены в таблице 2, добавляли описанные в примере 1 присадки А и Б совместно с присадкой Д (техническая смесь димерных жирных кислот, преимущественно дилинолевой кислоты) и измеряли диаметры пятна износа. Как можно видеть, топливные композиции по изобретению (8 и 10) показали значительное улучшение эксплуатационных свойств при испытании на устройстве с высокочастотным возвратно-поступательным движением, подтверждая хорошую смазывающую способность смесей компонентов (а) и (б). Пример 3
Третье дизельное топливо обрабатывали различными количествами описанной в примере 1 присадки А и сорбитанмоноолеатного эфира (присадка В), как это подробно отражено в таблице 3. Эти смеси оценивали на фильтруемость в соответствии с методом определения фильтруемости IP 387/190 при температуре, приведенной в таблице 3. Жидкое топливо имело следующие характеристики:
цетановое число - 51,6
содержание серы - 0,00045 вес.%
дистилляционные характеристики (по стандарту ASTM D86)
50% - 237,1oC
90% - 260,6oC
конечная температура кипения - 294,1oС
Как видно из данных таблицы 3, каждая из топливных композиций по изобретению (12, 13 и 14) выдерживала испытание на фильтруемость, тогда как топливная композиция, включавшая только один сложный эфир, этого испытания не выдерживала. Пример 4
Дизельное жидкое топливо, указанное в примере 3, обрабатывали различными количествами описанной в примере 1 присадки А и глицеринмоноолеатным эфиром (присадка Г), как это подробно представлено в таблице 4. Смеси повторно оценивали на фильтруемость в соответствии с методом испытания на фильтруемость IP387/190 при температуре 0oC, которое по продолжительности составляло до 35 дней. Как видно из данных таблицы 4, по истечении 17 дней обе топливные композиции, которые включали только один эфир (15) и эфир плюс относительно небольшое количество присадки А (16), испытания не выдерживали, в то время как топливные композиции с более высоким соотношением А:эфир продолжали удовлетворять соответствующим требованиям даже по истечении 32 дней. Эксперимент 19, в котором соотношение А:эфир составляло 0,45, показал наилучший результат, причем перепад давлений при прохождении через фильтр всегда оставался менее 10 фунтов/кв.дюйм.
Формула изобретения
R1(COOH),
где R1 обозначает алкильную или алкенильную группу, содержащую 10 - 30 атомов углерода. 6. Композиция по любому из пп.1 - 5, в которой компонент (б) представляет собой эфир, полученный из спирта общей формулы
R2 (ОН)у,
где у обозначает целое число, равное 1 или больше, а R2 обозначает гидрокарбильную группу, содержащую 1 - 10 атомов углерода, причем группы -ОН, если содержится более одной такой группы, необязательно являются заместителями при различных атомах углерода. 7. Композиция по п.1 или по любому из пп.3 - 6, когда они зависимы от п. 1, в которой соотношение между весовыми количествами компонентов (а) и (б) превышает 1 : 4. 8. Композиция по любому из пп.1 - 7, в которой цетановое число жидкого топлива составляет по меньшей мере 50. 9. Композиция по любому из пп.1 - 8, в которой жидкое топливо представляет собой дизельное жидкое топливо. 10. Композиция по п.1 или 2, в которой компонент (б) представляет собой моноэфир глицерина или диэфир глицерина.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4