Композиция для получения фрикционного материала
Изобретение может быть использовано для изготовления колодок тормозных автотранспортных средств. Композиция состоит из, мас.%: стереорегулярного бутадиенового каучука 10-21, вулканизующих агентов 1-2, асбеста 10-65, доломитовой муки 15-65, наполнителя - остальное до 100. В качестве наполнителя вводят активные и неактивные наполнители. Тормозные колодки из композиции по изобретению имеют высокие физико-механические показатели, высокий коэффициент трения и небольшой износ. 4 табл., 2 ил.
Изобретение касается фрикционных изделий, в частности разработки композиции для изготовления формованных тормозных колодок железнодорожного транспорта, и может быть использовано для изготовления колодок тормозных автотранспортных средств.
Композиционные тормозные колодки применяются для обеспечения необходимой эффективности торможения в тормозных узлах. Известна композиция для получения фрикционного материала для тормозных колодок, в частности колодок, используемых в качестве тормозных элементов на пассажирских и грузовых вагонах /авторское свидетельство СССР N 304826 C 08 C 11/04, 1968 г./. Данная композиция для получения фрикционного материала на основе стереорегулярного дивинилового каучука включает наполнители и вулканизирующие агенты, причем в качестве наполнителя применена смесь асбеста с баритом и сажей, а компоненты взяты в следующем весовом соотношении: /вес %/ каучук СКД - 20 - 25 асбест - 10 - 16 барит - 40 - 50 сажа ламп - 10 - 20 вулканизирующая группа - 2 - 3 Входящее в состав указанной смеси каучуковое связующее СКД обеспечивает достаточно стабильные фрикционные свойства при начальных скоростях торможения, обеспечивая достаточно высокую износостойкость. Однако теплостойкость смесей на основе данного связующего неудовлетворительна. Термическая деструкция асбовулканизатов на основе каучука СКД начинается при температуре 200oC. Существенным недостатком колодок, изготовленных из указанной композиции, является возникновение высоких температур при скоростях 140-200 км/час. В процессе торможения происходит превращение механической энергии в тепловую. При этом в тончайшем слое на поверхности колеса возникают местные высокотемпературные зоны, в которых сталь становится пластической и имеет малое сопротивление сдвигу. Это в свою очередь приводит к отделению частиц металла, их свариванию и "вжиганию" в поверхность тормозных колодок. Металл колеса "наволакивается" на рабочую поверхность колодок. Вследствие переменных термических воздействий на поверхности катания колес возникают термические трещины. Поверхность колес повреждается, увеличивается опасность возникновения аварии. Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является композиция /авторское свидетельство СССР N 427952 C 08 D 13/36, 1975 г./ для получения фрикционного материала на основе стереорегулярного бутадиенового каучука, включающего вулканизирующие агенты, а в качестве наполнителей применяются барит и асбест. Компоненты берутся в следующем соотношении, вес %: Каучук СКД - 10 - 19 Вулканизующие агенты - 2 - 3 Барит - 51 - 65Асбест - 17 - 30
Изготовление композиции производится путем смешения в закрытом смесителе. После смешения массу измельчают на дробилках, формируют тормозные накладки в пресс-формах при температуре 175-180oС и удельном давлении 200-300 кг/см2. Входящий в состав указанной композиции природный волокнистый наполнитель асбест/греческ. "асбестос" - несгораемый/ придает фрикционным смесям и изготавливаемым изделиям теплостойкость. Смеси, включающие в качестве наполнителя комбинацию асбест-барит, и изделия из них, отличаются высоким коэффициентом трения и износостойкостью при сравнительно невысоких температурах /порядка 200-300oC/. Однако, в экстремальных условиях /в условиях торможения/ при температурах 300-500oC указанные смеси из-за повышенного содержания барита имеют недостаточную теплостойкость. Вследствие малой теплопроводности и повышенной тормозной эффективности создается более напряженный тепловой режим работы колес. Характерным недостатком тормозных колодок, изготовленных из указанной композиции, является снижение коэффициента трения и соответственное увеличение тормозного пути в дождливую погоду, в условиях метели, а также обледенение колодок при температурах ниже 0oC. И, кроме того, один из основных недостатков тормозных колодок "наволакивание" также имеет место у изделий, изготовленных по известной рецептуре. Таким образом, указанные выше технологические свойства компонентов, входящих в состав прототипа и определяющие физико-механические показатели вулканизаторов на их основе, не позволяют повысить теплостойкость асбофрикционных изделий, достичь высокого и стабильного коэффициента трения в неблагоприятных климатических условиях торможения, повысить ходимость изделий. В основу настоящего изобретения поставлена задача усовершенствования рецептуры композиции для получения фрикционного материала путем изменения состава наполнителей, что позволит повысить теплостойкость, увеличить и стабилизировать коэффициент трения в неблагоприятных погодных условиях, увеличить срок службы изготавливаемых изделий. Поставленная задача достигается тем, что композиция для получения фрикционного материала на основе стереорегулярного бутадиенового каучука, включающая вулканизирующие агенты, наполнитель и асбест, согласно изобретению в качестве наполнителя содержит активные и неактивные наполнители и дополнительно содержит доломитовую муку при следующем соотношении компонентов, % мас:
Стереорегулярный бутадиеновый каучук - 10,0 - 21,0
Вулканизующие агенты - 1,0 - 2,0
Асбест - 10,0 - 65,0
Доломитовая мука - 15,0 - 65,0
Наполнитель - Остальное до 100
Доломитовая мука, получаемая из отходов обжига металлургического доломита, распространенный минерал группы карбонатов. По химическому составу доломит-двойной карбонат кальция и магния /CaCO3

Формула изобретения
Стереорегулярный бутадиеновый каучук - 10-21
Вулканизующие агенты - 1-2
Асбест - 10-65
Доломитовая мука - 15-65
Наполнитель - Остальное до 100
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5