Дугогасительное устройство высоковольтного газонаполненного автокомпрессионного выключателя
Изобретение относится к области электротехники, в частности к высоковольтным газонаполненным выключателям промышленных электросетей. Технический результат: повышение надежности работы выключателя. Дугогасительное устройство газонаполненного автокомпрессионного выключателя содержит неподвижные и связанные с приводом подвижные главные и дугогасительные контакты, полость сжатия, образованную между подвижным контактом цилиндром и неподвижным поршнем, а также подвижный подпружиненный поршень и изоляционное сопло, причем неподвижный поршень со стороны, противоположной полости сжатия, содержит сообщающуюся с полостью сжатия цилиндрическую полость, в которой размещен дополнительный подвижный поршень, коаксиально расположенный и подпружиненный относительно неподвижного поршня с предварительным натягом пружины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Настоящее изобретение относится к электротехнике, а именно к дугогасительным устройствам (ДУ) высоковольтных газонаполненных выключателей промышленных электросетей.
Известны ДУ [1] газонаполненных (элегазовых) высоковольтных выключателей, содержащие неподвижные и подвижные главный и дугогасительный контакты и поршневое устройство для формирования потока элегаза. Для отключения тока привод отодвигает подвижную группу элементов, включающую подвижный электрод, диэлектрическое сопло и цилиндр от неподвижного дугогасительного электрода (неподвижного относительно корпуса). При появлении межэлектродного промежутка в нем возникает дуга, по которой проходит отключаемый ток. Одновременно при движении подвижной группы компрессионный объем между цилиндром подвижного электрода и неподвижным поршнем сжимается. Элегаз вытекает высокоскоростным потоком из сжимаемой полости через сопло в межэлектродный промежуток. Интенсивный обдув дуги обеспечивает уменьшение температуры плазмы дуги и восстановление электрической прочности промежутка. Элегаз (SF6) обладает высокой электропрочностью, высокой теплоемкостью, что обеспечивает эффективное гашение дуги и отключение тока при относительно небольших габаритах выключателя. Недостаток такой конструкции ДУ связан с явлением закупорки сопла (А.А. Чунихин. Электрические аппараты, Москва, Энергоатомиздат. 1986 г., стр. 169), суть которого заключается в том, что при больших величинах отключаемого тока в электрической дуге выделяется большое количество тепловой энергии, что повышает давление газа в межэлектродном промежутке и в сообщающейся с ним полости сжатия до критической величины, когда усилие привода оказывается не достаточным на дальнейшее сжатие газа. Большое давление газа замедляет движение подвижной группы, включающей сопло и подвижный электрод. В результате промежуток между дугогасительными электродами оказывается недоразведенным, и планируемая электропрочность промежутка не обеспечивается в заданный временной интервал. Из-за этого явления величина тока, которую может надежно отключать выключатель уменьшается. Автором известны ДУ выключателя [2], в которых неподвижный поршень снабжен предохранительным клапаном. При повышении давления газа в полости сжатия до критической величины предохранительный клапан открывается, и часть газа из полости сжатия сбрасывается, давление остается ниже критического, и движение подвижного контакта не прекращается. Недостатком такого решения является сброс части газа из полости сжатия, т. к. при этом количество газа, продуваемого через сопло, уменьшается, что снижает надежность работы выключателя. Нам известен газовый выключатель, в котором сжимаемая полость ДУ образована цилиндром и подпружиненным поршнем [3], т.е. по сравнению с традиционной схемой автокомпрессионного выключателя неподвижный поршень в сжимаемой полости заменен подпружиненным подвижным поршнем. Однако такое конструктивное решение имеет недостаток, заключающийся в том, что подвижный поршень имеет подвижные соединения как по наружному диаметру, так и по внутреннему диаметру относительно штока подвижного контакта, в которых между сопрягаемыми поверхностями имеются зазоры. Это приводит к дополнительным люфтам, затрудняет выполнение требования точного ориентирования подвижного контакта при его вхождении в неподвижный контакт, а также вызывает повышенный износ, увеличение люфтов и снижение эксплуатационного ресурса выключателя. Последнее особенно важно, т.к. выключатель должен по отечественным и международным стандартам эксплуатироваться 30 лет и обеспечивать надежное срабатывание не менее чем в 5 тысячах циклов при усилии на штоке подвижного контакта до 10 тонн. Известен выключатель с автокомпрессионным ДУ двухстороннего дутья [4], содержащий неподвижный и подвижный главные и дугогасительные контакты, изоляционное сопло и полость сжатия между подвижной контактной группой и неподвижным поршнем. Внутрь полости сжатия дополнительно введен инерционный ограниченно подвижный поршень, который укреплен на пружине между внутренней поверхностью изоляционного сопла и внешней поверхностью дугогасительного контакта и отделен от инерционного поршня кольцевым каналом. При подаче команды на отключение привод перемещает подвижную контактную группу выключателя. При движении подвижной контактной группы относительно неподвижного поршня происходит сжатие элегаза в полости сжатия. Инерционный поршень, укрепленный на пружине, в начале процесса разгона движется в обратном направлении относительно движения подвижной контактной группы выключателя, а затем движется внутри полости сжатия колебательно. Поэтому приэлектродная часть объема в момент разведения контактов сжимается эффективнее, максимальное импульсное давление газа в межконтактном промежутке за счет колебаний дополнительно увеличивается, обеспечивая интенсивное продувание электрической дуги элегазом, что способствует повышению надежности отключения тока. Недостатком такого дугогасительного устройства является то, что конструкция и размещение подвижного поршня не устраняет эффекта закупорки сопла электрической дугой при больших токах. Размещение инерционного поршня в полости сжатия не ограничивает величину давления в ней. Давление газа из-за большого выделения энергии в дуге при больших токах может достигать критических значений, при которых тормозящее действие давления газа на подвижную группу превышает максимальное усилие привода. Наиболее близким к предлагаемому устройству является ДУ [5] автокомпрессионного типа, содержащего подвижный цилиндр с закрепленным на нем изоляционным соплом и трубчатым контактом с отверстиями в боковой стенке, неподвижный поршень, установленный на цилиндрическом основании. Внутри указанного цилиндрического основания неподвижного поршня установлен подвижный поршень, который соединен с трубчатым контактом, причем указанные отверстия в боковой стенке этого контакта соединяют внутреннюю полость его с полостью внутри цилиндрического основания между неподвижным и подвижным поршнем. При выполнении операции "отключение" в полости над неподвижным поршнем происходит сжатие газа, а в полости, образованной подвижным поршнем и цилиндрическим основанием неподвижного поршня, при этом образуется разряжение. Это обстоятельство приводит к перетеку газа через сопло и трубчатый контакт из полости сжатия в полость разряжения. Преимуществом предложенной конструкции является то, что она создает к моменту размыкания дугогасительных контактов, т.е. при малом ходе и соответственно при малом приросте давления в полости сжатия увеличенный перепад давления между зоной размыкаемых контактов и объема разряжения, который обеспечивает большую интенсивность обдува дуги и тем самым способствует увеличению отключающей способности. Недостатком такой конструкции является, что она не устраняет эффекта закупорки сопла электрической дугой при больших токах, т.к. полость сжатия сообщается с полостью разряжения через межконтактный промежуток, в котором происходит выделение большого количества тепловой энергии дуги, приводящей к подъему давления, и, как следствие, замедлению движения подвижной группы элементов ДУ. Сложность отключения токов короткого замыкания промышленных электросетей, величины которых могут достигать многих десятков килоампер, связана с тем, что в дуге при разведении контактов за полупериод протекания тока происходит выделение энергии порядка 100 кДж, что эквивалентно выделению энергии при взрыве 20 грамм тротила. Это приводит к дополнительному подъему температуры и давления газа, в том числе и в полости сжатия, которая непосредственно сообщается с межконтактным промежутком. Поэтому возникает задача повысить надежность работы выключателя при отключении токов короткого замыкания. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение надежности работы выключателя при больших величинах (50...80 кА) отключаемого тока путем предотвращения преждевременной остановки подвижного электрода. Достигается это тем, что в дугогасительном устройстве высоковольтного газонаполненного автокомпрессионного выключателя, содержащем неподвижный и связанные с приводом подвижные главные и дугогасительные контакты, изоляционное сопло, полость сжатия между подвижным цилиндром и неподвижным поршнем, неподвижный поршень имеет основание, в котором образована цилиндрическая полость, сообщающаяся с полостью сжатия и установлен подвижный поршень, коаксиально расположенный и подпружиненный относительно неподвижного поршня, причем предварительный натяг пружины выполнен в соответствии с соотношением G=F

Формула изобретения
1. Дугогасительное устройство высоковольтного газонаполненного автокомпрессионного выключателя, содержащее неподвижную контактную группу, включающую главный контакт и дугогасительный контакт, подвижную контактную группу, включающую скрепленные между собой подвижный главный контакт, подвижный дугогасительный контакт, диэлектрическое сопло и цилиндр, связанную с приводом, полость сжатия, образованную между диэлектрическим соплом, цилиндром и неподвижным поршнем, в котором выполнена сообщающаяся с полостью сжатия цилиндрическая полость, в которой размещен коаксиально расположенный подвижный поршень, отличающееся тем, что подвижный поршень подпружинен относительно неподвижного поршня пружиной, предварительный натяг G которой выбран в соответствии с соотношением G = F

S1 - площадь сечения неподвижного поршня;
S2 - площадь сечения подвижного поршня;
K - коэффициент запаса устойчивости работы привода, принимаемый равным 0,4 - 0,6. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на стенке цилиндрической полости неподвижного поршня выполнено страховочное выхлопное отверстие.
РИСУНКИ
Рисунок 1