Камера сгорания с акустическим поглотителем
Камера сгорания с акустическим поглотителем относится к ракетной технике и предназначена для использования, преимущественно, в жидкостных ракетных двигателях замкнутой схемы, и содержит газовод, среднюю огневую часть и между ними блок днищ с газовыми или газожидкостными форсунками. Форсунки соединяют по газу полость газовода с полостью огневой части. В газоводе над блоком днищ установлена перфорированная диафрагма. Перфорированная диафрагма образует резонансную полость акустического поглотителя. Входные торцы газовых форсунок расположены на уровне или выше передней поверхности диафрагмы. Такое исполнение обеспечивает надежную работу и устойчивость горения при малом количестве дополнительных деталей. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к реактивным двигателям, а более точно - к камерам сгорания жидкостных ракетных двигателей замкнутой схемы с резонансными акустическими поглотителями.
Известны жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), камеры сгорания которых снабжены акустическими поглотителями на цилиндрическом участке средней огневой части (см. книгу под редакцией Д.Т. Харрье и Ф.Г. Рирдона "Неустойчивость горения в ЖРД" изд. "Мир", М., 1975, стр. 594, рис. 8.37 и стр. 600, рис. 8.42). Такие камеры в средней части имеют цилиндрическую гильзу с фрезерованными каналами для охлаждающего агента в рубашке охлаждения. Отверстия, связывающие резонансную камеру с внутренней полостью огневой части, просверлены в ней между каналами охлаждающего тракта. Корпус камеры при этом образует над гильзой полость акустического поглотителя цилиндрической формы и является одновременно силовым элементом. Применение таких акустических поглотителей является эффективным средством подавления высокочастотных акустических колебаний давления в огневой части камер сгорания. Тем не менее необходимость охлаждения гильзы средой, движущейся вдоль гильзы, или через отверстия в ней, в связи с большими тепловыми потоками, приводит к большим конструктивным усложнениям, повышению массы и снижению надежности работы камеры сгорания. В частности, наличие отверстий перфорации непосредственно в стенке, соприкасающейся с пламенем, может привести к выгоранию и закупориванию этих отверстий. Движущийся вдоль гильзы газовый поток существенно изменяет характеристику поглотителя. Как правило, при этом коэффициент поглощения уменьшается, а резонансная частота смещается в сторону больших частот. Теоретические и экспериментальные исследования влияния газового потока на поглощающие свойства и резонансную частоту охлаждаемых поглотителей в настоящее время еще не позволяют разработать достаточно точную методику их расчета. Указанные недостатки частично устранены в камере сгорания с размещением акустических поглотителей непосредственно на форсуночной головке, позволяющих несколько упростить требования по охлаждению. Известна камера сгорания ЖРД с устройствами для демпфирования (поглощения) высокочастотных колебаний, установленными в головке камеры сгорания на поверхности огневого днища между топливными форсунками (см. патент РФ N 2018018 за 1991 г. по М. кл. F 02 K 9/62). Демпфирующие устройства имеют камеры демпфирования, соединенные между собой и огневой частью камеры осевыми каналами-трубками, и снабжены поперечными перегородками с отверстиями, в которых установлены обратные клапаны и дроссели. Установка такого рода сложных акустических поглотителей требует дополнительного конструктивного объема в полости головки, что приведет при одной и той же тяге к увеличению диаметра цилиндра огневой части, к чрезмерному увеличению длины головки камеры сгорания, к появлению на лобовой поверхности огневого днища плохо охлаждаемых участков, а наличие подвижных элементов в виде клапанов - к малому их ресурсу и надежности их работы. В основу настоящего изобретения положена задача создать камеру сгорания с простым надежным акустическим поглотителем, не нарушающим расположения рабочих форсунок в блоке днищ, при сохранении надежного охлаждения огневого днища, без увеличения диаметра цилиндра огневой части, без механически подвижных элементов с точной настройкой, при малом количестве деталей и обеспечивающим существенное увеличение акустической проводимости газовых форсунок даже при малой их проницаемости и, в конечном итоге, дающее значительное увеличение запасов устойчивости к виброгорению. Поставленная задача решается тем, что в газоводе над блоком днищ установлена перфорированная диафрагма, образующая резонансную полость акустического поглотителя, а входные торцы газовых форсунок расположены на уровне или выше передней поверхности диафрагмы, причем форсунки и отверстия перфорации диафрагмы образуют кольцевые отверстия, и диафрагма закреплена на части форсунок, а по ее периферии на стыке с газоводом она образует кольцевой зазор. Варианты решения задач описаны в последующих пунктах формулы изобретения. В частности, камера сгорания может быть выполнена таким образом, что: кольцевые отверстия около торцов форсунок снабжены опорными радиальными элементами; диафрагма скреплена по ее периферии с газоводом; резонансная полость разделена, как минимум, на две части дополнительной перфорированной диафрагмой и что диафрагма может быть выполнена с дополнительными отверстиями перфорации, расположенными между форсунками. Расположение резонансной полости непосредственно перед форсуночным блоком днищ позволяет осуществлять надежное акустическое демпфирование высокочастотных колебаний в огневой части камеры сгорания при простом ее конструктивном исполнении, без нарушения оптимального расположения рабочих форсунок, без увеличения диаметра огневой части, при сохранении надежного охлаждения огневого днища и стенок цилиндра огневой части, без наличия в конструкции подвижных ненадежных элементов. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 - представлен общий вид камеры сгорания ЖРД замкнутой схемы; на фиг. 2 - разрез форсуночного блока днищ с акустическим поглотителем и с примыкающими к блоку участками газовода и средней огневой части; на фиг. 3 - одна из газовых форсунок с кольцевым отверстием в диафрагме поглотителя; на фиг. 4 - одна из газовых форсунок с элементами крепления диафрагмы; на фиг. 5 - вариант исполнения диафрагмы; на фиг. 6 - другой вариант закрепления диафрагмы; на фиг. 7 - разрез блока днищ с примыкающими к нему двумя диафрагмами и на фиг. 8 - диаграмма устойчивости горения в ходе стендовых испытаний с акустическим поглотителем и без него. Камера сгорания с акустическим поглотителем для ЖРД замкнутой схемы включает, по ходу движения генераторного газа, газовод 1, блок днищ 2, среднюю огневую часть 3 и скрепленное с ней сопло 4. Блок днищ 2 с газоводом 1 образует головку камеры и содержит огневое 5 и среднее днище 6, пронизанные газовыми или газожидкостными форсунками 7, выступающими над средним днищем. Огневое днище 5 отделяет полость 6 огневой части от полости 9 жидкого компонента топлива, например керосина, а среднее днище 6 отделяет полость 9 от полости 10 газовода и является основным силовым элементом блока днищ. Газожидкостные форсунки соединяют по газу полости 8 и 10. В конце газовода над блоком днищ установлена перфорированная диафрагма 11, образующая над средним днищем 6 резонансную полость 12 акустического поглотителя, причем входные торцы 13 форсунок пропущены через отверстия перфорации и расположены на уровне или несколько выше передней поверхности 14 диафрагмы 11 и форсунки образуют при этом кольцевые отверстия 15. Часть форсунок 7, например, на концентрических рядах 16 и 17 служит для закрепления в определенном осевом положении диафрагмы 11. При этом отверстие в перфорации выполнено по посадочному диаметру форсунки, а буртик 18 обеспечивает, например, при пайке, осевую фиксацию диафрагмы. Сама диафрагма 11 на стыке со стенкой газовода образует монтажный кольцевой зазор 19. При наличии указанных выше элементов камеры сгорания акустический поглотитель в итоге состоит из комплекта старых - форсунок 7, стенок газовода 1 и новых - перфорированной диафрагмы 11 и резонансной полости 12. Основные параметры акустического поглотителя определены из условия обеспечения равенства резонансной частоты fр поглотителя, частоте подаваемых колебании fк по известной формуле




Формула изобретения
1. Камера сгорания с акустическим поглотителем, например, жидкостного ракетного двигателя замкнутой схемы, содержащая газовод, среднюю огневую часть и между ними - блок днищ с газовыми или газожидкостными форсунками, соединяющими по газу полость газовода с полостью огневой части, отличающаяся тем, что в газоводе над блоком днищ установлена перфорированная диафрагма, образующая резонансную полость акустического поглотителя, а входные торцы газовых форсунок расположены на уровне или выше передней поверхности диафрагмы. 2. Камера сгорания по п.1, отличающаяся тем, что форсунки и отверстия перфорации диафрагмы образуют кольцевые отверстия. 3. Камера сгорания по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что диафрагма закреплена на части форсунок, а по ее периферии на стыке с газоводом она образует кольцевой зазор. 4. Камера сгорания по пп.2 и 3, отличающаяся тем, что кольцевые отверстия снабжены опорными радиальными элементами, или со стороны диафрагмы, или со стороны форсунок. 5. Камера сгорания по п.1, отличающаяся тем, что диафрагма по ее периферии скреплена с газоводом. 6. Камера сгорания по п.1, отличающаяся тем, что резонансная полость разделена, как минимум, на две части дополнительной перфорированной диафрагмой. 7. Камера сгорания по п.1, отличающаяся тем, что диафрагма выполнена с дополнительными отверстиями перфорации, расположенными между форсунками.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8