Способ получения пластичной смазки
Изобретение относится к способам получения мыльных и немыльных пластичных смазок и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности. Для получения смазки в качестве загущающего агента используют концентрат сажи, полученный из отработанного моторного масла, которое предварительно подвергают электрокрекингу с последующим вакуумным центрифугированием на очищенное масло и концентрат сажи, при этом газообразные продукты, полученные при электрокрекинге, используют в качестве технологического топлива для подогрева очищенного масла, которое используют в качестве масляной основы, для снижения вязкости отработанного моторного масла перед стадией электрокрекинга и в качестве теплоносителя в реакторе. Затем масляную основу смешивают с загущающим агентом, нагревают реакционную смесь в реакторе с заданной скоростью и проводят последующие обезвоживание, охлаждение, гомогенизацию и деаэрацию до момента фиксации товарного продукта. Технический результат - снижение себестоимости пластичных смазок за счет использования отходов производства (отработанных масел) и снижения затрат на компоненты смазки (масляную основу и загущающий агент), техническое топливо и топливоноситель. 5 табл., 1 ил.
Предлагаемое изобретение относится к способам получения смазочных составов, в частности мыльных и немыльных пластичных смазок, и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности.
Как показала практика, в промышленности ежегодно скапливаются тысячи тонн отработанных масел, требующие регенерации или утилизации. В настоящее время в связи с все возрастающими требованиями к экологической чистоте окружающей среды данная проблема приобретает особую актуальность. До 1991 года в СССР был установлен определенный порядок сбора и переработки отработанных масел и разработан стандарт (1-ГОСТ 21046-86. Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия), предъявляющий к ним определенные требования (табл. 1): вязкость условная при 20oC для масел моторных отработанных не менее 40 с и для масел индустриальных отработанных - не менее 13 с, температура вспышки в открытом тигле для масел моторных отработанных не ниже 100oC и для масел индустриальных отработанных - не ниже 120oC, содержание примесей для масел моторных и индустриальных отработанных, в том числе механических загрязнений - не более 1 мас.%, воды - не более 2 мас.%, горючего - не более 10 мас.% Стандарт действует в настоящее время и в Российской Федерации. В мировой практике о состоянии сбора и вторичной переработки отработанных масел, то есть их регенерации и утилизации, позволяют судить данные табл. 1 (2 - Чулков П.В., Чулков И.П. Топлива и смазочные материалы). Как следует из табл. 1, в России и СНГ объем вторичной переработки отработанных масел составляет всего 3% от выработки свежих масел. Это в 5-10 раз меньше, чем в Канаде, Германии или Франции. Существует множество методов регенерации отработанных масел (3 - Шашкин П.И., Брай И.В. Регенерация отработанных нефтяных масел), включающие процессы отстоя, сепарации, фильтрации, отгона горючего, промывку водой, коагуляцию, адсорбцию, сернокислотную и щелочную очистку и ряд других, которые характеризуются значительными энергетическими и материальными затратами. Перед авторами стояла задача разработать комбинированный процесс регенерации и утилизации отработанных масел с одновременным получением пластичных смазок с требуемым качеством согласно нормативным документам. Известен способ получения пластичных смазок на различной масляной основе, который включает следующие технологические операции: получение однородной суспензии мыла и масла в специальном аппарате-диспергаторе, нагревание суспензии до образования однородного расплава мыла в масле в соответствующем аппарате, охлаждение смазки с образованием заданной структуры при определенной скорости охлаждения в холодильном устройстве и механическая обработка на перетирочной машине или гомогенизаторе (4 - Великовский Д.С. и др. Консистентные смазки). Основными недостатками способа являются его трудоемкость и использование сложного и дорогостоящего оборудования, что сказывается на себестоимости пластичных смазок. Наиболее близким к предлагаемому способу и взятым за прототип является способ получения пластичных смазок путем подачи сырьевых компонентов из дозаторов, их смешения в ультразвуковом смесителе и затем в перемешивающем устройстве, нагреве в трубчатой печи беспламенного горения или другом нагревателе непрерывного действия с одновременным омылением жирового сырья и диспергированием мыла в масле, подачей дисперсии мыла в масле в эвапоратор непрерывного действия для отделения воды и других нежелательных компонентов с последующим охлаждением продукта и проведением отделочных операций. Процесс получения смазки ведут непрерывно (5 - Авт. св. СССР N 228214, 1969, C 10 М 177/00 - прототип). Описанный способ имеет ряд существенных недостатков: высокая себестоимость пластичных смазок за счет использования процесса омыления жирового сырья и диспергирование мыла в трубчатой печи беспламенного горения. Кроме того, основой пластичных смазок (65-95%) являются товарные минеральные масла, достаточно дорогой и дефицитный продукт (например, ориентировочная цена по состоянию на 1.01.1999 г. 1 т минерального масла веретенного АУ составляет 6 тыс. руб. при годовой потребности этого масла на производство пластичных смазок ~ 2000 т). Технический результат - снижение себестоимости пластичных смазок с одновременным сокращением объема отходов производства. Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе получения пластичной смазки, включающем смешение масляной основы с загущающим агентом, нагревание реакционной смеси в реакторе с заданной скоростью и последующее обезвоживание, охлаждение, гомогенизацию и деаэрацию до момента фиксации товарного продукта, согласно изобретению в качестве загущающего агента используют концентрат сажи, полученный из отработанного моторного масла, которое предварительно подвергают электрокрекингу с последующим вакуумным центрифугированием на очищенное масло и концентрат сажи, при этом газообразные продукты, полученные при электрокрекинге, используют в качестве технологического топлива для подогрева очищенного масла, которое используют в качестве масляной основы, для снижения вязкости отработанного моторного масла перед стадией электрокрекинга и в качестве теплоносителя в реакторе. На чертеже представлена условно блок-схема установки, реализующей способ получения пластичной смазки. Установка состоит из емкости 1 для отработанных масел, реактора 2 электрокрекинга, ступени 3 очистки газа, технологической печи 4, вакуумной центрифуги 5, сборника 6 для концентрата сажи, дозаторов 7, емкости 8 для нагретого масла, смесителя 9, реактора 10 с внутренним теплообменником, реактора 11 с мешалкой, гомогенизатора-деаэратора 12. Для пояснения работы (реализации способа) установки введены условные обозначения потоков:

Формула изобретения
Способ получения пластичной смазки, включающий смешение масляной основы с загущающим агентом, нагревание реакционной смеси в реакторе с заданной скоростью и последующее обезвоживание, охлаждение, гомогенизацию и деаэрацию до момента фиксации товарного продукта, отличающийся тем, что в качестве загущающего агента используют концентрат сажи, полученный из отработанного моторного масла, которое предварительно подвергают электрокрекингу с последующим вакуумным центрифугированием на очищенное масло и концентрат сажи, при этом газообразные продукты, полученные при электрокрекинге, используют в качестве технологического топлива для подогрева очищенного масла, которое используют в качестве масляной основы, для снижения вязкости отработанного моторного масла перед стадией электрокрекинга и в качестве теплоносителя в реакторе.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4