Способ управления авиационно-космической системой для выведения полезного груза
Изобретение относится к авиационно-ракетной технике, в частности к способам выведения полезных грузов (ПГ) на низкие и средние околоземные орбиты по схеме воздушного старта ракеты-носителя с самолета-носителя. В предлагаемом способе после прилета на максимальном крейсерском полете в район запуска осуществляют пикирование самолета-носителя, и в момент набора им максимально допустимой скорости полета - кабрирование с максимально допустимым углом атаки. Затем переходят на угол атаки, дающий близкую к нулю перегрузку (невесомость). Параметры кабрирования таковы, что самолет в момент отделения от него ракеты с ПГ имеет скорость, высоту и наклон траектории полета, дающие максимум выводимого ПГ, а нормальную перегрузку - близкую к нулю. При отделении сообщают ракете скорость отставания от самолета на безопасное расстояние к моменту включения ее маршевых двигателей. С помощью этих двигателей, или до их включения (дополнительными двигателями), разворачивают ракету с ПГ на угол 10-30° к вертикали в направлении выведения. При отделении ракеты стабилизируют самолет-носитель в инерциальной системе координат. Изобретение повышает надежность и экономичность доставки ПГ с максимальной грузоподъемностью на орбиту или в заданный район Земли или Мирового океана. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к авиационно-ракетной технике, в частности к способам выведения авиационно-космических систем для доставки на низкие и средневысокие околоземные орбиты различных полезных грузов, например спутников связи, навигации, мониторинга, в том числе экологического, а также для оперативной доставки полезных грузов в отдаленные точки Земли и Мирового океана.
Известен способ выведения полезных грузов (ПГ) с помощью воздушно-космической системы (ВКС), содержащей самолет-носитель (СН), промежуточную разгонную ступень и ПГ в виде орбитального самолета. Способ предусматривает горизонтальный полет СН, набор высоты порядка 20 км, разгон до скорости полета 800 -1100 км/ч, по достижении которых включаются двигатели промежуточной разгонной ступени, отделяющие ее от СН и осуществляющие разгон и доставку ПГ в заданную точку траектории, после чего ПГ отделяется от разгонной ступени (Патент РФ N 2061630, МКИ6 B 64 G 1/14). Недостатком этого способа является опасность запуска промежуточной разгонной ступени до ее отделения от СН, а также невозможность достижения потенциальной грузоподъемности всей системы из-за запуска разгонной ступени в режиме горизонтального полета СН. Известен способ выведения, включающий горизонтальный старт системы, состоящей из планера с топливными баками и отделяемого от него летательного аппарата (ЛА) с двигательной установкой. Данный способ реализуется следующим образом: горизонтальный старт всей системы осуществляется с помощью двигателей ЛА, питающихся из баков, расположенных на планере; после достижения заданной скорости системой, ЛА отделяется от планера и выходит на заданную траекторию, а планер возвращается на Землю (Патент РФ N 2120398, МКИ6 B 64 G 1/14, заявитель - фирма DASA, Германия). Этому способу свойственны недостатки вышеописанного способа, а также низкая энергетическая эффективность из-за необходимости использования маршевых двигателей ЛА для разгона с Земли всей системы планера с ЛА, что приводит к неоправданному переутяжелению конструкции ЛА и потере его грузоподъемности. Известен также способ выведения авиационно-космической системы, описанный в патенте США N 5402965 (МКИ6 B 64 G 1/14), фирмы Rockwell International Corporation. Согласно данному способу самолет-носитель с ракетой-носителем, имеющей в своем составе крылатую первую ступень с ПГ и возвращаемую крылатую последнюю ступень, осуществляет горизонтальный полет к месту запуска РН, отделение РН от СН, запуск РН в заданную точку траектории и отделение от РН возвращаемой крылатой последней ступени. Возвращаемая крылатая последняя ступень выходит на орбиту, выполняет заданную целевую задачу, осуществляет сход с орбиты, аэродинамическое торможение в атмосфере и управляемую горизонтальную посадку на заданный аэродром. Недостатком этого способа является необходимость применения крылатой первой ступени РН и ее отделение от СН в горизонтальном полете, что соответственно утяжеляет конструкцию первой ступени РН и не позволяет реализовать оптимальные начальные кинематические параметры запуска РН после отделения ее от СН. Наиболее близким аналогом предлагаемому способу является способ выведения, описанный в патенте США N 4901949 (МКИ6 B 64 C 3/38) фирмы Orbital Sciences Corporation (PCT/US89/00867, 08.03.89) (защищено патентом РФ N 2026798 МКИ6 B 64 D 5/100, F 42 B 15/00). Данный способ используется для авиационно-космической системы, содержащей СН, трехступенчатую РН с крылатой первой ступенью и ПГ. Способ заключается в том, что осуществляется разгон РН к месту ее запуска на траектории полета СН, причем направление полета СН совпадает с направлением запуска РН, горизонтальное отделение РН от СН, включение двигательной установки первой ступени производят после отделения и отставания РН от СН при горизонтальном положении РН, осуществляют разгон РН с использованием аэродинамической подъемной силы крылатой первой ступени и силы тяги ее двигателей, после чего отделяют крылатую первую ступень и запускают вторую ступень. Одним из недостатков этого способа выведения является необходимость использования крыла на первой ступени РН, что утяжеляет ее конструкцию, усложняет управление одновременно аэродинамическими и реактивными исполнительными органами. Включение двигательной установки первой ступени в горизонтальном положении РН не позволяет реализовать предшествующий отделению РН от СН оптимальный маневр СН для получения расчетных кинематических параметров движения (высота, скорость, угол восхождения), обеспечивающих максимальную грузоподъемность РН в заданной точке траектории выведения. Задачей изобретения являются повышение грузоподъемности авиационно-космической системы при выведении полезного груза в космос, любую точку Земли или Мирового океана, обеспечение надежного разделения РН от СН, обеспечение безопасности СН и его экипажа при включении маршевых двигателей первой ступени РН, снижение стоимости запуска полезного груза. Эта задача достигается тем, что в способе управления авиационно-космической системой для выведения полезного груза, включающем старт самолета-носителя с ракетой-носителем и полезным грузом на борту с аэродрома базирования, его полет в район запуска РН, отделение и отставание ракеты-носителя от самолета-носителя с последующим запуском ракеты-носителя в заданную точку траектории и отделение полезного груза от ракеты-носителя, на максимальном крейсерском режиме полета самолета-носителя в районе запуска ракеты-носителя осуществляют пикирование самолета-носителя для набора максимально допустимой горизонтальной скорости полета, в момент достижения этой скорости самолетом-носителем осуществляют кабрирование с максимально допустимым углом атаки, заканчивающееся переходом на угол атаки, обеспечивающий значение нормальной перегрузки, близкой к нулю, при этом упомянутые параметры кабрирования выбирают соответствующими достижению в заданный момент tp точки полета, где расчетные скорость Vp, высота Hp и наклон траектории полета

10 - участок пассивного полета РН и отставания РН от СН на заданное расстояние;
11 - участок разворота РН по тангажу и достижение оптимального угла тангажа для запуска РН с ПГ в заданную точку траектории полета;
12 - участок активного полета первой ступени РН;
13 - участок активного полета последней ступени РН;
14 - отделение ПГ от РН;
15 - траектория полета СН на аэродром посадки после десантирования РН с ПГ;
16 - траектория полета СН на аэродром посадки при несостоявшемся десантировании РН с ПГ;
17 - аэродром посадки СН;
18 - точка достижения района запуска РН;
19 - точка начала маневра пикирования;
20 - точка достижения максимально допустимой горизонтальной скорости полета СН;
21 - точка начала уменьшения угла атаки СН;
22 - точка достижения в заданный момент времени tp расчетных значений скорости Vp, высоты Hp и наклона траектории полета

23 - точка достижения РН заданного безопасного расстояния относительно СН и начала разворота РН по тангажу;
24 - точка достижения оптимального угла тангажа РН, отличающегося от вертикального на угол 10-30o в вертикальной плоскости в направлении выведения;
25 - точка слива компонентов топлива РН за борт СН (при несостоявшемся десантировании РН);
26 - точка отделения первой ступени и запуска второй ступени РН;
27 - точка отделения головного обтекателя РН;
28 - точка окончания работы последней ступени РН и отделения ПГ. Предложенный способ управления полетом авиационно-космической системы реализуется следующим образом:
- после старта СН 1 с РН 2 и ПГ 3 на борту с аэродрома базирования 4 и полета СН в район запуска РН 5, при достижении района запуска, РН (точка 18) самолет-носитель переходит на максимальный крейсерский режим полета (участок 6);
- при достижении расчетной точки 19 полета на максимальном крейсерном режиме СН 1 начинает маневр пикирования и набор максимально допустимой горизонтальной скорости полета (участок 7);
- по достижении максимально допустимой горизонтальной скорости полета (точка 20) СН 1 переходит на режим кабрирования с максимально допустимым углом атаки (участок 8), заканчивающийся переходом (точка 21) на угол атаки, обеспечивающий значение нормальной перегрузки, действующей на СН 1, близкой к нулю (участок 9);
- при достижении в заданный момент времени tp расчетных значений скорости Vp, высоты Hp и наклона траектории полета

- после десантирования РН 2 и ее отставания от СН 1 в режиме пассивного полета (участок 10) на заданное безопасное расстояние (точка 23) осуществляется разворот РН 2 по тангажу до достижения оптимального угла тангажа для запуска РН 2 с ПГ 3 в заданную точку траектории полета (участок 11). Разворот по тангажу может осуществляться с помощью маршевых двигателей после их включения или с помощью дополнительной реактивной установки до включения маршевых двигателей;
- после достижения оптимального угла тангажа РН, отличающегося от вертикального на угол 10-30o в вертикальной плоскости в направлении выведения (точка 24), осуществляется активный полет первой ступени РН (участок 12), отделение первой ступени РН (точка 26), активный полет последующих ступеней (участок 13), отделение головного обтекателя (точка 27), окончание работы последней ступени (точка 28) и отделение ПГ от РН (участок 14);
- после десантирования РН 2 (точка 22) самолет-носитель осуществляет полет по траектории 15 на аэродром посадки;
- при несостоявшемся десантировании РН 2 с ПГ 3 из СН 1 в заданный момент времени tp (точка 22) самолет-носитель с РН и ПГ на борту осуществляет полет по траектории 16 на аэродром посадки. Для обеспечения безопасности СН 1 и его экипажа на траектории полета 16 осуществляется слив за борт СН 1 компонентов топлива РН (точка 25) и посадка СН на аэродром 17 с незаправленной РН и ПГ. Техническим результатом предлагаемого изобретения является возможность увеличения стартовой массы РН 2 за счет ее десантирования на режимах полета СН 1 с нормальной перегрузкой, близкой к нулю (режим близкий к невесомости), что позволяет обеспечить балансировку и управляемость СН за счет располагаемых возможностей аэродинамических органов управления в процессе движения РН и сообщения ей расчетной скорости отставания от СН 1. Увеличение стартовой массы РН 2 и достижение в заданный момент tp расчетных значений скорости Vp, высоты Hp и наклона траектории полета



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1