Противоаварийное устройство гидравлической емкости
Устройство предназначается для оснащения гидравлических и топливных систем транспортных средств и резервуаров для перевозки нефтепродуктов. Устройство выполнено в виде клапана с внешним корпусным, запорным и управляющим элементами, установленного на корпусе емкости, соединяющего внутреннюю полость емкости с атмосферой, причем запорный элемент установлен со стороны внутренней полости, а управляющий элемент выполнен в виде грузового элемента, связанного шарнирным соединением с внешним корпусным элементом клапана и гибким шарнирным соединением с запорным элементом. Данное техническое решение обеспечивает предотвращение выброса жидкости из емкости при ее наклонах путем закрытия клапана запорным элементом, управляемым по отклонению грузового элемента. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к предохранительным устройствам гидравлических емкостей и может быть использовано в гидробаках мобильных машин и резервуарах для транспортировки нефтепродуктов.
Из технической литературы известна гидравлическая емкость гидросистемы мобильной машины, внутренняя полость которой соединена с атмосферой через воздушный фильтр, снабженный дыхательным устройством, выполненным в виде двух клапанов давления - избыточного и вакуумного. [Васильченко В.А. "Гидравлическое оборудование мобильных машин", справочник, М., "Машиностроение", 1983 г., с.203, 204]. Такая конструкция гидравлической емкости обеспечивает герметичность гидросистемы при ее нормальной работе и осуществляет массообмен с атмосферой только при увеличении или падении давления внутри емкости больше определенных значений, при этом воздушный фильтр обеспечивает как фильтрацию воздушной среды при ее проникновении в гидравлическую емкость, так и задержку частиц жидкости при возникновении внутри емкости избыточного давления. Однако такая конструкция не обеспечивает герметизацию системы при наклоне или переворачивании машины, что вызывает выливание гидравлической жидкости и загрязнение окружающей среды. Для большинства мобильных машин поперечный угол устойчивости составляет 35. . . 50o, а их гидравлические емкости (с учетом объема заполнения 80% по высоте [Васильченко В.А.]) позволяют иметь поперечный наклон машины не более 20o, т.к. при больших углах наклона гидравлические жидкости могут выливаться из емкости. Из технической литературы также известно противоаварийное устройство в виде клапана с внешним корпусным, запорным и управляющим элементами, установленного на корпусе емкости, соединяющего внутреннюю полость емкости с атмосферой, причем запорный элемент установлен со стороны внутренней полости. [фирма "Н. Niehueser Ammaturenbau und Vertriebs GmbH", ФРГ, 1993]. Данное техническое решение является по технической сущности и достигаемому результату наиболее близким к предложению заявителя и принято за прототип. Недостатками известного решения являются: - конструктивная и вследствие этого технологическая сложность устройства, обусловленная наличием золотникового запорного элемента, эксплуатация которого предъявляет повышенное требование к чистоте гидравлических жидкостей и пропускаемого воздуха и более частого технического обслуживания; - большие приведенные затраты при использовании этого устройства, связанные как с высокой трудоемкостью изготовления (конструктивно-технологическая сложность), так и высокими трудозатратами на техническое обслуживание; - и, как следствие вышеперечисленных недостатков, невысокая надежность работы устройства в рядовой эксплуатации. Таким образом, задачей данного предложения является повышение надежности работы противоаварийного устройства при одновременном снижении приведенных затрат на изготовление и техническое обслуживание при эксплуатации. Решение указанной задачи достигается тем, что противоаварийное устройство гидравлической емкости, выполненное в виде клапана с внешним корпусным, запорным и управляющим элементами, установленного на корпусе емкости, соединяющего внутреннюю полость с атмосферой, причем запорный элемент установлен со стороны внутренней полости, управляющий элемент выполнен в виде груза, связанного шарнирным соединением с внешним корпусным элементом клапана и гибким шарнирным соединением с запорным элементом, причем гибкое шарнирное соединение выполнено с продольной жесткостью, кроме того, отношение масс грузового и запорного элементов должно удовлетворять следующему соотношению: Mг/Mз







- массы грузового и запорного элементов Мг, Мз сосредоточены в точках,
- площадь отверстия седла клапана стремится к нулю и обозначается точкой O1,
- трение в шарнирах отсутствует. Принимаем, что расстояние от точки приложения массы грузового элемента Мг до корпусного элемента в точке О2 - L1, расстояние размещения точки приложения массы запорного элемента Мз до Мг составляет L2. Если гидравлическая емкость отклоняется от горизонтали на угол




L1cos(



L1sin(



Физические параметры описывают уравнения натяжения силы тяги Т, воздействующей в шарнирном соединении от воздействия отклонения масс Мг и Мз грузового и запорного элементов:
T









с учетом того, что sin[





cos[





где g - ускорение силы тяжести, 9,8 м/с2. Разделим уравнения [3] и [4] одно на другое и получаем
sin(








Освободимся от знаменателей дробей:
sin(











Перенесем первый член левой части уравнения [6] в правую часть уравнения, и с учетом того, что sin(x-y)=sin(x)cos(y)- cos(x)sin(y), получим
Mг/Mз





Откуда условие закрытия клапана при отклонении гидравлической емкости на угол

Mг/Mз





Предложенное устройство работает следующим образом. При нормальном положении гидравлической емкости 1 запорный элемент 6 не закрывает седло 4, и полость 5 соединена с атмосферой. При наклоне на расчетный угол

Формула изобретения
Mr/M3





где Mr - масса грузового элемента;
Mз - масса запорного элемента;



РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2