Изобретение относится к гидроакустическим навигационным системам и может быть использовано для навигационного обеспечения подводных аппаратов. Гидроакустическая синхронная дальномерная навигационная система содержит донную навигационную базу из М гидроакустических приемоответчиков с различными частотами ответа fm(m=1-М), размещенный на объекте навигации гидроакустический передатчик с частотой опроса fo, вход которого соединен с первым выходом генератора синхроимпульсов, М-канальный приемник с акустическим входом для ответных сигналов, выполненный М
N-канальным по числу М
N рабочих частот ответа fmn, М измерителей времени распространения гидроакустических сигналов от объекта навигации до приемоответчика, работающего на частоте этого канала и обратно, выполненный М
N-канальным, М
N блоков преобразования временных интервалов в дистанции по числу N лучевых траекторий, входы которых соединены с выходами соответствующих измерителей времени распространения, и вычислитель координат объекта навигации, на гидроакустических приемоответчиках размещены М идентичных вертикально ориентированных приемных антенн, каждая из которых состоит из М пар противофазно возбуждаемых групп по 2N+1 гидрофонов, расстояние между которыми равно половине длины волны на частоте опроса fo. Размещенные на гидроакустических приемоответчиках акустические передатчики выполнены N-частотными с частотами ответа fmn. На объекте навигации размещена вертикально ориентированная приемная антенна, состоящая из М пар противофазно возбуждаемых групп по 2N-1 гидрофонов, расстояние между которыми равно половине длине волны на верхней частоте fmn рабочего диапазона частот. Технический результат заключается в уменьшении погрешности измерения координат. 2 ил.
Изобретение относится к гидроакустическим навигационным системам и может быть использовано для навигационного обеспечения подводных аппаратов.
Известна гидроакустическая синхронная дальномерная навигационная система [1] , состоящая из базы гидроакустических приемников, служащих для измерения времени распространения акустических сигналов от объекта навигации до маяков, устройства вычисления дистанции по измеренному времени распространения и известной скорости звука и устройства вычисления координат объекта навигации по найденным значениям дистанции.
Недостатком такой системы является большая погрешность определения координат, связанная с изменчивостью скорости звука в морской воде.
Известна также гидроакустическая синхронная дальномерная навигационная система [2] , содержащая навигационную донную базу из М гидроакустических приемоответчиков с различными частотами ответа f
m(m=1-M), размещенный на объекте навигации гидроакустический передатчик с частотой опроса f
о, вход которого соединен с первым выходом генератора синхроимпульсов, М-канальный приемник с акустическим входом для ответных сигналов, выходы которого подключены к входам М измерителей времени распространения гидроакустических сигналов до соответствующего приемоответчика, работающего на частоте этого канала и обратно, вторые входы которых соединены со вторыми выходами генератора синхроимпульсов, M

N блоков преобразования временных интервалов в дистанции по числу N возможных лучевых траекторий, входы которых подключены к соответствующим выходам измерителей времени распространения, М блоков выбора максимального значения, входы которых соединены с выходами N блоков каждого из М каналов преобразования временных интервалов в дистанции, вычислитель координат объекта навигации, вход которого соединен с выходами М блоков выбора максимального значения.
Наличие в структуре навигационной системы блоков преобразования временных интервалов в дистанции, работающих с учетом лучевой структуры звукового поля, позволяет снизить погрешность определения координат.
Известная навигационная система по своей технической сущности, функциональному назначению и достигаемому техническому результату является наиболее близкой к заявляемому изобретению.
Недостатком известной навигационной системы является большая погрешность определения дистанции и координат соответственно при работе в мелком море, когда временные задержки между отдельными лучами уменьшаются, а сами лучи невозможно идентифицировать и выделить отдельно.
В основу изобретения положена задача уменьшения погрешности измерения координат при работе гидроакустической синхронной дальномерной навигационной системы в мелком море в условиях развитой многолучивости.
Поставленная задача решается тем, что в гидроакустическую синхронную дальномерную навигационную систему, содержащую донную навигационную базу из М гидроакустических приемоответчиков с различными частотами ответа f
m (m= 1-M), размещенные на объекте навигации гидроакустический передатчик с частотой опроса f
о, вход которого соединен с первым выходом генератора синхроимпульсов, М-канальный приемник с акустическим входом для ответных сигналов, выходы которого подключены к первым входам М измерителей времени распространения гидроакустических сигналов от объекта навигации до приемоответчика, работающего на частоте этого канала и обратно, вторые входы которых соединены со вторым выходом генератора синхроимпульсов, M

N блоков преобразования временных интервалов в дистанции по числу N лучевых траекторий, входы которых соединены с выходами соответствующих измерителей времени распространения, и вычислитель координат объекта навигации, введены размещенные на гидроакустических приемоответчиках М идентичных вертикально ориентированных приемных антенн, каждая из которых состоит из М пар противофазно возбуждаемых групп по 2N+1 гидрофонов, расстояние между которыми равно половине длины волны на частоте опроса f
о, а размещенные на гидроакустических приемоответчиках акустические передатчики выполнены N частотными с частотами ответа f
mn, равномерно распределенными в рабочем интервале частот f
11-f
MN, на объекте навигации размещена вертикально ориентированная приемная антенна, состоящая из М пар противофазно возбуждаемых групп по 2N+1 гидрофонов, расстояние между которыми равно половине длины волны на верхней частоте f
MN рабочего диапазона частот, М канальный приемник с общим акустическим входом для приема ответных сигналов выполнен M

N-канальным по числу M

N рабочих частот ответа f
mn, М - канальный измеритель времени распространения акустических сигналов от объекта навигации до приемоответчика, работающего на частоте этого канала и обратно, выполнен M

N-канальным, входы которого соединены с соответствующими выходами приемника, а выходы соединены с соответствующими входами M

N блоков преобразования временных интервалов в дистанции, введены М измерителей расстояния от объекта навигации до каждого из гидроакустических приемоответчиков, вход каждого измерителя расстояний соединен с N выходами, соответствующими различным лучам, из M

N выходов блока преобразования временных интервалов в дистанции, а выходы измерителей расстояний соединены с входом вычислителя координат.
В отличие от прототипа в заявленной гидроакустической синхронной дальномерной навигационной системе прием акустических сигналов производится вертикально ориентированными направленными антеннами. Характеристика направленности приемной антенны, установленной на каждом гидроакустическом приемоответчике, содержит на частоте опроса f
о два лепестка, симметрично расположенные относительно горизонтального направления, которым соответствуют углы скольжения
0=

arcsin 1/2N, ширина каждого лепестка на уровне 0,7 от максимального определения выражением 2

0 = 60/M

N, т.е. определяется полной длиной приемной вертикальной антенной, выраженной в длинах волн.
Характеристика направленности приемной антенны, установленной на объекте навигации, содержит два лепестка, симметрично расположенные относительно горизонтального направления, которым соответствуют углы скольжения

a ширина каждого лепестка на уровне 0,7 от максимального оценивается аналогичным выражением

Поскольку каждый приемоответчик излучает ответный сигнал, содержащий N спектральных составляющих f
mn, n= 1-N, а каждой спектральной составляющей соответствует свой угол скольжения, то ответный сигнал, излученный каждым приемоответчиком, принимается вдоль N углов скольжения
mn, n=1-N, которым соответствуют (N)
m лучевых траекторий.
Таким образом, частотному разделению ответных сигналов соответствует угловое разделение лучевых траекторий и селективный прием отдельных лучей направленной приемной антенной. В свою очередь угловая селекция лучевых траекторий позволяет уменьшить погрешность определения расстояний в мелком море. Сами расстояния определяются следующим образом.
По измеренному времени распространения t
o,mn акустического сигнала от объекта навигации до гидроакустического приемоответчика и обратно и известным углам приема
0,
mn определяются в первом приближении время распространения акустического сигнала с частотой опроса f
o от объекта навигации до приемоответчика t
(1)o и время распространения акустического сигнала от приемоответчика, излучающего ответный сигнал с частотой f
mn, до объекта навигации t
(1)mn 
По найденным временам t
(1)m, t
(1)o, известному профилю скорости звука C(z) на акватории мелкого моря и горизонтам излучения-приема Z
о, Z
m, соответствующим объекту навигации и гидроакустическому приемоответчику, в блоке преобразования временных интервалов в дистанции определяются горизонтальные расстояния r
(1)o,mn и r
(1)mn,o, соответствующие первому приближению к искомому расстоянию, и уточненные значения углов скольжения на горизонтах получения-приема
(01),
(1mn), по которым снова определяются во втором приближении t
(2)mn, t
(2)o 
По найденным временам t
(2)mn, известному профилю скорости звука C(z) и горизонтам излучения-приема z
o, z
m определяются в блоке преобразования временных интервалов в дистанции горизонтальные расстояния r
(2)o,mn, r
(2)mn,o и углы скольжения
(02),
(2mn) во втором приближении, а за искомое значение расстояния между объектом навигации и m-м гидроакустическим приемоответчиком принимается среднее значение r
mn = (r
(2)o,mn
r
(2)mn,o)
1/2.
Найденные значения расстояний r
mn поступают в блок измерителей расстояний от объекта навигации до каждого приемоответчика, где они усредняются по всем N лучевым траекториям, а искомое расстояние r
m определяется алгоритмом усреднения

в которой роль весовых коэффициентов играют коэффициенты правдоподобия a
n. По набору расстояний r
m определяются координаты объекта навигации.
Таким образом, заявленная гидроакустическая синхронная дальномерная навигационная система в новой совокупности существенных признаков является новой, обладает изобретательским уровнем, т.е. она явным образом не следует из уровня техники и по своим характеристикам превосходит известные навигационные системы. Совокупность существенных признаков заявленного изобретения имеет причинно-следственную связь с достигаемым техническим результатом.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 приведена блок-схема гидроакустической синхронной дальномерной навигационной системы; на фиг. 2 - лучевые схемы распространения акустических сигналов опроса и ответа в мелком море: а) излучение и прием сигнала опроса на частоте f
o, б) излучение и прием ответного сигнала на частотах f
mn.
На чертежах приняты следующие обозначения: 1
m - приемоответчик m-го канала, m=1-М;
2 - передатчик акустических импульсов опроса частотой f
о;
3
mn - M

N-канальный приемник ответных акустических сигналов;
4
mn - M

N-канальный измеритель времени распространения акустических сигналов в mn-ном канале;
5
mn - M

N-канальный блок преобразования временных интервалов в дистанции в mn-ном канале;
6
m - измеритель расстояний между объектом навигации и m-м приемоответчиком;
7 - вычислитель координат объекта навигации;
8 - генератор синхроимпульсов;
9 - вертикальная приемная антенна на объекте навигации;
10
m - вертикальная приемная антенна на m-м приемоответчике.
Гидроакустическая синхронная дальномерная навигационная система работает следующим образом.
В момент запуска передатчик 2 излучает акустический сигнал запроса на частоте f
o, который, распространяясь в водной среде, принимается приемоответчиком 1
m. Все акустические сигналы распространяются в мелкoe море под углами скольжения, не превышающими некоторого критического значения, но направленная приемная антенна приемоответчика 10
m принимает только те сигналы, которые распространяются под углами скольжения, близкими к
0. Каждый из приемоответчиков 1
m излучает в момент прихода на него сигнала запроса N-частотный сигнал ответа, содержащий набор частот f
mn, n=1-N. Сигналы, излученные приемоответчиками 1
m, распространяясь в водной среде, принимаются направленной приемной антенной 9, расположенной на объекте навигации, но из всех возможных лучей принимаются только те, для которых углы скольжения близки к
mn, n = 1-N. M

N - канальный приемник 3
mn принимает все акустические сигналы с частотами f
mn, каждой из которых соответствует луч с углом скольжения
mn. Усиленные в приемнике сигналы с выхода каждого из каналов поступают на запирающий вход соответствующих измерителей 4
mn времени и запирают его своим фронтом от импульсов - меток времени генератора 8 синхроимпульсов. Информация о полученном числе меток времени, характеризующем время распространения акустического сигнала от объекта навигации до m-го приемоответчика и обратно, поступает на вход M

N блоков 5
mn преобразования временных интервалов в дистанции. В каждом блоке 5
mn по измеренному времени распространения определяются дистанция и угол скольжения, соответствующие конкретной траектории. Вычисленные значения дистанций и углов скольжения
(2mn) поступают в M-канальный измеритель 6
m расстояний между объектом навигации и m-м приемоответчиком 1
m, где значения r
mn усредняются по N лучевым траекториям с учетом отклонения вычисленных углов скольжения
(2mn) от заданных характеристикой направленности приемной антенны значений
mn.
Вычисленные значения дистанций r
m поступают в вычислитель 7 координат объекта навигации.
Таким образом, в заявляемой гидроакустической синхронной дальномерной навигационной системе высокая точность определения координат обеспечивается и в мелком море за счет использования направленных приемных антенн, позволяющих выделить вклад отдельных лучей.
Источники информации
1. Милн П.Х. Гидроакустические системы позиционирования.- Л.: Судостроение, 1989, c.49-60.
2. Патент РФ N 713278, кл. G 01 S 9/66, 1993 г.- прототип.
Формула изобретения
Гидроакустическая синхронная дальномерная навигационная система для мелкого моря, содержащая донную навигационную базу из М гидроакустических приемоответчиков с различными частотами ответа f
m(m=1-M), размещенные на объекте навигации гидроакустический передатчик с частотой опроса f
o, вход которого соединен с первым выходом генератора синхроимпульсов, М-канальный приемник с акустическим входом для ответных сигналов, выходы которого подключены к первым входам М измерителей времени распространения гидроакустических сигналов от объекта навигации до приемоответчика, работающего на частоте этого канала, и обратно, вторые входы которых соединены с вторым выходом генератора синхроимпульсов, M

N блоков преобразования временных интервалов в дистанции по числу N лучевых траекторий, входы которых соединены с выходами соответствующих измерителей времени распространения, и вычислитель координат объекта навигации, отличающаяся тем, что в нее введены размещенные на гидроакустических приемоответчиках М идентичных вертикально ориентированных приемных антенн, каждая из которых состоит из М пар противофазно возбуждаемых групп по 2N+1 гидрофонов, расстояние между которыми равно половине длины волны на частоте опроса f
o, а размещенные на гидроакустических приемоответчиках акустические передатчики выполнены N-частотными с частотами ответа f
mn, равномерно распределенными в рабочем интервале
частот f
11-f
MN, размещенная на объекте навигации вертикально ориентированная приемная антенна, состоящая из М пар противофазно возбуждаемых групп по 2N+1 гидрофонов, расстояние между которыми равно половине длины волны на верхней частоте f
MN рабочего диапазона частот, при этом М-канальный приемник с общим акустическим входом для приема ответных сигналов выполнен M

N-канальным по числу M

N рабочих частот ответа f
mn, М-канальный измеритель времени распространения акустических сигналов от объекта навигации до приемоответчика, работающего на частоте этого канала, и обратно, выполнен M

N-канальным, его входы соединены с соответствующими выходами приемника, а выходы - с соответствующими M

N входами M

N блоков преобразования временных интервалов в дистанции, введены М измерителей расстояния от объекта навигации до каждого из гидроакустических приемоответчиков, вход каждого измерителя расстояния соединен с N выходами, соответствующими различным лучам, из M

N выходов блока преобразования временных интервалов в дистанции, а выходы измерителей расстояний соединены с входом вычислителя координат.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2