Накопитель водосодержащих отходов
Изобретение относится к гидротехническому строительству, а точнее к накопителям водосодержащих отходов, аварийное растекание которых представляет собой опасность для населенных пунктов, предприятий и/или окружающей среды. Накопитель включает земляную емкость 1, образованную ограждающей дамбой 3, пересекающей понижение местности 4, две нагорные канавы 5, оканчивающиеся быстротоками 6 в нижнем бьефе дамбы 3, и дорогу 7 в виде насыпи 8, пересекающей понижение 4 в нижнем бьефе дамбы 3 на расстоянии от нее и образующей дополнительную земляную емкость 9. В плане дорога 7 в пределах понижения 4 выполнена между дамбой 3 и быстротоками 6, а ее насыпь 8 выполнена глухой или содержит трубу с задвижкой на выходе, при этом высота h насыпи 8 подобрана из соотношения Vд = Fh Vв, где Vд - объем дополнительной земляной емкости, определяющийся как функция F высоты h насыпи дороги; Vв - расчетный объем аварийного вытекания разжиженных отходов из накопителя в нижний бьеф ограждающей дамбы. Конструкция накопителя повышает безопасность как при складировании отходов, так и в процессе эксплуатации за счет аккумулирования всего расчетного объема аварийного вытекания отходов. 2 ил.
Изобретение относится к гидротехническому строительству, а точнее к накопителям водосодержащих отходов, аварийное растекание которых представляет собою опасность для населенных пунктов, предприятий и/или окружающей среды.
Известен накопитель водосодержащих отходов, включающий земляную емкость, образованную ограждающей дамбой, пересекающей понижение местности, нагорную канаву, концевой участок которой в плане выполнен в пределах понижения в нижнем бьефе ограждающей дамбы и на расстоянии от нее, и дороги в виде насыпи, пересекающей понижение местности в нижнем бьефе ограждающей дамбы и образующей в пределах понижения дополнительную емкость, при этом в пределах дополнительной емкости насыпь выполнена с водопропускным отверстием, а концевой участок нагорной канавы в плане выполнен между ограждающей дамбой и дорогой (хвостохранилище Надеждинского никелевого завода НГМК, технический проект, генплан, черт, N 114-9-2, Гидропроект, Красноярск, 1974). Недостатком известного накопителя является его недостаточная безопасность при эксплуатации вследствие того, что дополнительная земляная емкость, образующаяся в нижнем бьефе ограждающей дамбы насыпью дороги, не приспособлена для длительного задержания в себе всего расчетного объема аварийного вытекания разжиженных отходов, которые подобно селевому потоку перетекают из накопителя в нижний бьеф ограждающей дамбы. Это происходит из-за того, что объем дополнительной земляной емкости не сообразован с объемом аварийного вытекания разжиженных отходов, постоянно увеличивающимся водою, поступающей из нагорной канавы, а также за счет того, что через водопропускное отверстие в насыпи дороги разжиженные отходы перетекают в нижний бьеф насыпи. Технический результат от использования изобретения исключается в повышении безопасности при эксплуатации накопителя. Этот технический результат достигается тем, что в накопителе водосодержащих отходов, включающем земляную емкость, образованную ограждающей дамбой, пересекающей понижение местности, нагорную канаву, концевой участок которой в плане выполнен в пределах понижения в нижнем бьефе ограждающей дамбы и на расстоянии от нее, и дорогу в виде насыпи, пересекающей понижение местности в нижнем бьефе ограждающей дамбы и образующей в пределах понижения дополнительную земляную емкость, согласно изобретению в плане дорога в пределах понижения местности выполнена между ограждающей дамбой и концевым участком нагорной канавы, а насыпь дороги, образующая дополнительную емкость, выполнена глухой или с возможностью перекрытия ее водопропускного отверстия, при этом высота h насыпи дороги подобрана из соотношения Vд = F(h)
Формула изобретения
Накопитель водосодержащих отходов, включающий земляную емкость, образованную ограждающей дамбой, пересекающей понижение местности, нагорную канаву, концевой участок которой в плане выполнен в пределах понижения в нижнем бьефе ограждающей дамбы и на расстоянии от нее, и дорогу в виде насыпи, пересекающей понижение местности в нижнем бьефе ограждающей дамбы и образующей в пределах понижения дополнительную земляную емкость, отличающийся тем, что в плане дорога в пределах понижения местности выполнена между ограждающей дамбой и концевым участком нагорной канавы, а насыпь дороги, образующая дополнительную емкость, выполнена глухой или с возможностью перекрытия ее водопропускного отверстия, при этом высота h насыпи дороги подобрана из соотношения Vд = F(h)
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2