Объемная сферическая роторная машина
Изобретение относится к машинам объемного действия и может быть использовано в качестве двигателя, насоса или компрессора. Корпус машины состоит из двух полукорпусов 1, 2. В сферической полости корпуса размещен центральный ротор 4, соединенный с каждой стороны диаметральным шарниром с соответствующим секторным ротором 5, 6. Роторами 4, 5, 6 образованы рабочие камеры 9, 10, 11, 12. Диаметральный шарнир секторного ротора 6 имеет две полуоси 15, 16, которые установлены на выступах ротора 6 и фиксируются на нем крепежно-установочными устройствами. Цапфы полуосей 15, 16 находятся в расточках в мениске 19 центрального ротора 4. Секторный ротор 6 имеет сферическую полость, повторяющую форму мениска 19. Диаметральный шарнир секторного ротора 5 может иметь сплошную цилиндрическую ось, а может иметь менисковую конструкцию, аналогичную шарниру ротора 6. Этим обеспечивается увеличение скорости вращения роторов при обеспечении собираемости роторного узла. За счет того, что секторные роторы 5, 6 имеют систему сквозных каналов 20 - 25, обеспечивается смазка и охлаждение деталей машины. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к машинам объемного действия, и может быть использовано в качестве двигателя, насоса или компрессора.
Известны объемные сферические роторные машины, содержащие корпус, в сферической полости которого размещены три ротора, образующие четыре рабочих камеры, центральный ротор соединен с каждой стороны диаметральным шарниром с соответствующим секторным ротором, причем каждый диаметральный шарнир выполнен в виде цилиндрической оси, выполненной заодно с секторным ротором, и цилиндрического углубления в центральном роторе, в котором размещена цилиндрическая ось (акцептованная заявка Японии N 47-44565, кл. 59 В 61, 1972, заявка PCT/SU 89/00133, публ. WO 90/14502, F 01 С 3/00, 1990). Недостатком таких машин является сложность ремонта, так как при износе деталей шарниров требуется замена целиком роторов. Наиболее близкой к предложенной является объемная сферическая роторная машина, содержащая корпус с четырьмя впускными-выпускными каналами, размещенные в сферической полости корпуса три ротора, образующие четыре рабочих камеры, центральный ротор соединен с каждой стороны диаметральным шарниром с соответствующим секторным ротором в виде шарового сектора с валом, оси диаметральных шарниров перпендикулярны между собой, диаметральный шарнир каждого секторного ротора имеет две полуоси, установленные на выступах этого секторного ротора, а центральный ротор имеет расточку, в которой расположено уплотнение (авт. свид. СССР N877129, F 04 С 9/00, 1981 г.). Недостатком этой машины является свободное размещение полуосей диаметральных шарниров, упрощающее сборку машины, но ограничивающее скорость вращения роторов из-за высоких центробежных нагрузок незакрепленных полуосей на сферообразующую поверхность корпуса машины. Технический результат предложения заключается в обеспечении увеличения скорости вращения роторов при обеспечении собираемости роторного узла. Кроме того, в предложенной машине обеспечивается возможность смазки и охлаждения роторного узла. Технический результат достигается тем, что в объемной сферической роторной машине, содержащей корпус с четырьмя впускными - выпускными каналами и размещенные в сферической полости корпуса три ротора, образующие четыре рабочих камеры, центральный ротор соединен с каждой стороны диаметральным шарниром с соответствующим секторным ротором в виде шарового сектора с валом, оси диаметральных шарниров перпендикулярны между собой, первый диаметральный шарнир первого секторного ротора имеет две полуоси, установленные на выступах этого секторного ротора, полуоси зафиксированы на секторном роторе крепежно-установочными устройствами, центральный ротор имеет выступ в виде мениска сферической формы, соосный со сферической полостью корпуса, первый секторный ротор имеет сферическую полость, повторяющую форму мениска. Кроме того, мениск центрального ротора имеет расточки, а со стороны, обращенной к центру, каждая полуось имеет цапфу, размещенную в соответствующей расточке мениска. В одних случаях второй диаметральный шарнир может иметь одну сплошную цилиндрическую ось. В других случаях второй диаметральный шарнир может иметь менисковую конструкцию, аналогичную первому. Кроме того, в одних случаях секторный ротор может иметь сквозной канал, соосный валу или расходящийся веерообразно на два и более каналов в шаровом секторе, которые выходят на боковую поверхность сплошной цилиндрической оси второго диаметрального шарнира, где соединены между собой каналом, расположенным вдоль образующей сплошной оси, а со стороны мениска выходят через отверстия на боковой поверхности полуосей в полуось и проходят в сторону мениска, через радиальные каналы от расточек в мениске сходятся в центре центрального ротора с возможностью сообщения с каналом сплошной оси второго диаметрального шарнира при прецессионном движении роторов друг относительно друга. Кроме того, в других случаях каждый секторный ротор может иметь сквозной канал, соосный валу или расходящийся веерообразно на два и более каналов в шаровом секторе, а мениски имеют радиальные каналы, сходящиеся в центре и соединенные с каналами обоих секторных роторов. Кроме того, корпус может иметь маслосъемную дренажную щель, расположенную в экваториальном секторе зоны сплошного перекрытия сферической камерообразующей поверхности корпуса центральным ротором при его прецессионном движении и образующую секторный канал, имеющий один и более радиальных дренажных каналов. Кроме того, корпус может состоять из двух полукорпусов, соединенных между собой в экваториальной плоскости, равноудаленной от полюсов машины в каждом меридианном сечении, один из полукорпусов имеет в этой плоскости кольцевую проточку, в которой размещен кольцевой выступ другого полукорпуса, образуя центрирующее устройство. Кроме того, полукорпуса могут быть скреплены с помощью устройства, обеспечивающего возможность их углового смещения друг относительно друга и нулевого меридиана. Кроме того, маслосъемная дренажная щель может быть расположена в плоскости разъема полукорпусов между центрирующим устройством и сферической камерообразующей поверхностью корпуса. На фиг.1 показана объемная сферическая роторная машина, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, с повернутыми на 90 градусов роторами; на фиг.3 показана система координат машины, аналогичная географическим координатам, в которой: - точки А, В - полюса машины - образованы пересечением осей вращения секторных роторов с камерообразующей сферической поверхностью корпуса; - угол



Формула изобретения
1. Объемная сферическая роторная машина, содержащая корпус с четырьмя впускными-выпускными каналами и размещенные в сферической полости корпуса три ротора, образующие четыре рабочих камеры, центральный ротор соединен с каждой стороны диаметральным шарниром с соответствующим секторным ротором в виде шарового сектора с валом, оси диаметральных шарниров перпендикулярны между собой, первый диаметральный шарнир первого секторного ротора имеет две полуоси, установленные на выступах этого секторного ротора, отличающаяся тем, что полуоси зафиксированы на секторном роторе крепжежно-установочными устройствами, центральный ротор имеет выступ в виде мениска сферической формы, соосный со сферической полостью корпуса, а первый секторный ротор имеет сферическую полость, повторяющую форму мениска. 2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что мениск центрального ротора имеет расточки, а со стороны, обращенной к центру, каждая полуось имеет цапфу, размещенную в соответствующей расточке мениска. 3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что второй диаметральный шарнир имеет одну сплошную цилиндрическую ось. 4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что второй диаметральный шарнир имеет менисковую конструкцию, аналогичную первому. 5. Машина по п. 3, отличающаяся тем, что каждый секторный ротор имеет сквозной канал, соосный валу или расходящийся веерообразно на два и более каналов в шаровом секторе, которые выходят на боковую поверхность сплошной цилиндрической оси второго диаметрального шарнира, где соединены между собой каналом, расположенным вдоль образующей сплошной оси, а со стороны мениска выходят через отверстия на боковую поверхность полуосей в полуось и проходят в сторону мениска, через радиальные каналы от расточек в мениске сходятся в центре центрального ротора с возможностью сообщения с каналом сплошной оси второго диаметрального шарнира при прецессионном движении роторов друг относительно друга. 6. Машина по п.4, отличающаяся тем, что каждый секторный ротор может иметь сквозной канал, соосный валу или расходящийся веерообразно на два и более каналов в шаровом секторе, а мениски имеют радиальные каналы, сходящиеся в центре и соединенные с каналами обоих секторных роторов. 7. Машина по любому из пп.1 - 6, отличающаяся тем, что корпус имеет маслосъемную дренажную щель, расположенную в экваториальном секторе зоны сплошного перекрытия сферической камерообразующей поверхности корпуса центральным ротором при его прецессионном движении и образующую секторный канал, имеющий один и более радиальных дренажных каналов. 8. Машина по любому из пп.1 - 7, отличающаяся тем, что корпус состоит из двух полукорпусов, соединенных между собой в экваториальной плоскости, равноудаленной от полюсов машины в каждом меридианном сечении, один из полукорпусов имеет в этой плоскости кольцевую проточку, в которой размещен кольцевой выступ другого полукорпуса, образуя центрирующее устройство. 9. Машина по п.8, отличающаяся тем, что полукорпуса скреплены с помощью устройства, обеспечивающего возможность их углового смещения друг относительно друга и нулевого меридиана. 10. Машина по п.8, отличающаяся тем, что маслосъемная дренажная щель расположена в плоскости разъема полукорпусов между центрирующим устройством и сферической камерообразующей поверхностью корпуса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3