Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автомобиля
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к устройствам, которые обеспечивают оптимальное тепловое состояние двигателя внутреннего сгорания и тепловой комфорт в салоне автомобиля. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автомобиля содержит рубашку охлаждения, клапан-термостат, радиатор двигателя, жидкостный насос, радиатор отопителя салона с электровентилятором. В системе охлаждения двигателя установлен клапан прогрева двигателя. Клапан перегрева установлен на входе радиатора двигателя. Отопление имеет два автоматически управляемых гидравлических переключателя потока жидкости. Аккумулятор тепла включен последовательно радиатору отопителя, а на выходе аккумулятора расположен насос с электроприводом. Технический результат заключается в повышении эффективности работы системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автомобиля за счет применения многоконтурного гидравлического тракта и встроенного аккумулятора тепла, управляемых двумя автоматическими гидравлическими переключателями. 4 ил.
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к устройствам, которые обеспечивают оптимальное тепловое состояние двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и тепловой комфорт в салоне автомобиля (автобуса).
Известно транспортное средство, у которого отопление содержит магистральный контур с трубопроводами охлаждающей жидкости ДВС, отопители салона, теплоизолированный ресивер, термостат (авторское свидетельство N 1463525, В 60 H 1/02). Это отопление малоэффективно из-за небольшой величины тепловой энергии, которая может быть получена от нагретого сжатого воздуха в ресивере. Известно устройство для обогрева кабины и ДВС (авторское свидетельство N 1444176, В 60 H 1/18). Устройство содержит теплообменник, установленный на выхлопной трубе. Теплообменник имеет краны на входе и на выходе, которые соединяют его или с отопителем, содержащим насос с электроприводом и электровентилятором, или с системой охлаждения ДВС. Но такое устройство способно обогревать кабину и ДВС только при работающем двигателе и не может аккумулировать тепло, что снижает эффективность работы отопления. Известна система охлаждения двигателя внутреннего сгорания и связанное с ней гидравлическим трактом отопление салона автомобиля (Анохин В.А. Отечественные автомобили. М.: Машиностроение, 1968 г., с. 129-156, 737-774). Система состоит из рубашки охлаждения, клапана-термостата, радиатора двигателя, жидкостного насоса, радиатора отопителя салона с электровентилятором. Такая классическая система не может аккумулировать тепло двигателя, обеспечивать теплом салон автомобиля при неработающем двигателе и поддерживать качественный оптимальный температурный режим работающего двигателя внутреннего сгорания, что в целом существенно снижает эффект. Задачей изобретения является повышение эффективности работы системы охлаждения ДВС и отопления салона автомобиля за счет применения многоконтурного гидравлического тракта и встроенного аккумулятора тепла, управляемых двумя автоматическими гидравлическими переключателями. Система охлаждения ДВС и отопления салона автомобиля содержит рубашку охлаждения, клапан-термостат, радиатор двигателя, жидкостный насос, радиатор отопления салона с электровентилятором. В системе установлен клапан прогрева двигателя, включенный параллельно клапану- термостату, клапан перегрева, установленный на входе радиатора двигателя, а гидравлический тракт отопления имеет два гидравлических переключателя потоков жидкости, имеющих возможность автоматического включения в него зависимого контура нагрева воздуха в салоне автомобиля, контура аккумулятора тепла, контура автономного нагрева воздуха и контура прогрева двигателя, и управляемых автоматическим устройством, аккумулятор тепла, включенный последовательно радиатору отопителя, запасающий избыток тепла ДВС, осуществляющий отопление салона автомобиля при неработающем двигателе и его прогрев перед запуском в холодное время. На выходе аккумулятора расположен насос с электроприводом, обеспечивающий работу автономного контура нагрева воздуха и контура прогрева двигателя. На фиг. 1 представлена система охлаждения ДВС и отопления салона автомобиля (автобуса). На фиг. 2, 3 и 4 - положения гидравлических переключателей потоков жидкости. Система охлаждения и отопления салона автомобиля содержит рубашку охлаждения 1, клапан-термостат 2, жидкостный насос 3(H1), радиатор отопителя 4, электровентилятор 5, гидравлические переключатели 6 и 7, аккумулятор тепла 8 с теплоизоляцией 9 стенок, насос 10 (H2), клапан перегрева 11, радиатор двигателя 12, клапан прогрева 13. Система охлаждения и отопления состоит из нескольких контуров. Контур прогрева ДВС, который установлен в подкапотном пространстве А (фиг. 1), содержит рубашку охлаждения 1, клапан-термостат 2 и жидкостный насос 3 (H1) (фиг. 1). Контур зависимого (от работы ДВС) нагрева воздуха в салоне Б (фиг. 1) состоит из рубашки 1, клапана-термостата 2, радиатора 4 отопителя салона Б с электровентилятором 5, а также гидравлических переключателей 6 и 7 и насоса 3 (фиг.1). Контур аккумулятора тепла содержит рубашку 1, клапан-термостат 2, радиатор 4 отопителя, переключатель 6, аккумулятор тепла 8 с теплоизоляцией 9 стенок, насос 10 (H2) с электроприводом, переключатель 7 и насос 3 (фиг. 1). Контур перегрева ДВС состоит из рубашки охлаждения 1, клапана-термостата 2, клапана перегрева 11, радиатора двигателя 12 и насоса 3 (фиг. 1). Контур прогрева двигателя перед пуском его в холодный период содержит рубашку охлаждения 1, клапан прогрева 13, радиатор отопителя 4, гидравлический переключатель 6, аккумулятор тепла 8, насос 10, гидравлический переключатель 7 и неработающий в этом режиме насос 3 (фиг. 1). Контур автономного нагрева воздуха в салоне Б состоит из радиатора отопителя 4, гидравлического переключателя 6, аккумулятора 8, насоса 10, гидравлического переключателя 7 (фиг. 1). Система охлаждения ДВС и отопления салона автомобиля работает следующим образом. После запуска двигателя работает контур прогрева. Жидкость под действием насоса 3 циркулирует через точки a, b, c (фиг. 1). При этом клапан-термостат 2 отсекает поток жидкости к узлу d. Клапан прогрева 13 закрыт. При нагреве жидкости toжд

Формула изобретения
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автомобиля, содержащая рубашку охлаждения, клапан-термостат, радиатор двигателя, жидкостной насос, радиатор отопителя салона с электровентилятором, отличающаяся тем, что в системе охлаждения установлен клапан прогрева двигателя, включенный параллельно клапану-термостату, клапан перегрева, установленный на входе радиатора двигателя, а гидравлический тракт отопления имеет два гидравлических переключателя потоков жидкости, имеющих возможность автоматического включения в него зависимого контура нагрева воздуха в салоне автомобиля, контура аккумулятора тепла, контура автономного нагрева воздуха и контура прогрева двигателя и управляемых автоматическим устройством, аккумулятор тепла, запасающий избыток тепла двигателя и включенный последовательно радиатору отопителя, на входе аккумулятора расположен насос с электроприводом, обеспечивающий работу автономного контура нагрева воздуха и контура прогрева двигателя.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4