Теплообменник
Изобретение предназначено для применения в двигателестроении. Теплообменник содержит корпус с помещенной внутрь гофрированной перегородкой, образующей ячейки-каналы для протекания теплоносителя и подогреваемой среды, стенки которых на своей торцевой части соединены до половины высоты канала. Каналы для теплоносителя и нагреваемой среды имеют разную ширину, одна или несколько ячеек-каналов укорочены по высоте для образования вспомогательных полостей и по меньшей мере два теплообменных элемента соединены камерами активатора последовательно, образуя два прямоточных канала для сред. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности работы теплообменника, снижение потери напора в нем, в том числе в условиях применения в системах конвертирования топлива на транспорте. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к отраслям промышленности, в которых имеется необходимость обеспечения тепловых процессов при переработке жидких и газообразных веществ, в частности к двигателестроению.
Известно, что в ряде случаев к теплообменным аппаратам предъявляются требования по минимизации аэродинамического сопротивления или потери напора протекающих потоков. Такие требования имеют особое значение для устройств теплообмена между газовыми потоками с низким давлением или разрежением. Примером могут служить аппараты для теплообмена между отработанными газами двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и топливно-воздушной смесью, а также аппараты для жидкостно-газового конвертирования топлива непосредственно на транспортном средстве (патент ФРГ N 3607007, патент СССР N 493073, патент РФ N 2008495). Системы конвертирования жидкого топлива на ДВС работают параллельно с существующими традиционными системами подготовки топливно-воздушной смеси, обладающими малым аэродинамическим сопротивлением. При значительном превышении этого сопротивления в системе конвертирования эффективность ее будет очень низкой. Наиболее близким по технической сути к заявляемому устройству является теплообменник по патенту США N 4384611, кл. F 28 F 3/00, в котором в качестве теплообменного элемента использована гофрированная пластина, разделяющая обрабатываемые потоки вещества. Гофр образует чередующиеся между собой ячейки-каналы для протекания теплоносителя и подогреваемой среды. Причем подвод и отвод потоков осуществляется через открытые наполовину высоты гофров ячейки-каналы за счет сжатия ("прищипывания") их стенок на 1/2 высоты от верхушки гофра. Однако предлагаемые патентом США N 4384611, кл. F 28 F 3/00 технические решения с поворотом потоков и элементы конструкций для создания турбулентности в потоках увеличивают аэродинамическое сопротивление теплообменника. На преодоление этого сопротивления требуется затратить дополнительную энергию, что в условиях транспортного средства ведет к увеличению расхода топлива и снижает эффективность системы конвертирования топлива. Использование в теплообменниках для систем конвертирования топлива конструктивных элементов, увеличивающих поверхность теплообмена, также ограничено, так как ведет к росту аэродинамического сопротивления. Теплообменники таких систем, как правило, работают при небольшом разрежении (или давлении) внутри (0,2-0,8 кПа), что предъявляет свои требования к конструкции элементов теплообменника. Например, возможно изготовление гофра и корпуса теплообменника из металла толщиной 0,2-0,3 мм, что упрощает технологию, улучшает теплопередачу и уменьшает тепловую инерционность, вес и габариты. В основу настоящего изобретения положена задача повысить эффективность и экономичность работы теплообменника, в том числе в условиях систем конвертирования топлива на транспортных средствах. Технический результат достигается за счет того, что теплообменник, содержащий корпус с помещенной внутрь гофрированной перегородкой (фиг. 1), образующей щелевые ячейки-каналы, для протекания теплоносителя и нагреваемой среды, торцы стенок у которых в верхней части гофра соединены между собой герметично до половины длинной стороны ячейки (фиг. 2), обеспечивая направление движения потоков при входе или выходе их из теплообменника вдоль оси щелевых ячеек-каналов. Предлагаемая конструкция торцевой части теплообменника позволяет избавиться от устройств, неоднократно поворачивающих потоки на 90o. Технические решения поясняются чертежами. Фиг. 1 - варианты теплообменного элемента: А - с неразборным (например, сварным) корпусом; B - с разборным/неразборным корпусом; C - элементы ячейки-канала, образованного гофрированной перегородкой; 1 - направление входящего потока среды; 2 - направление выходящего потока среды; 3 - вершина ячейки-канала (гофра). Фиг.2 - торцевые части ячеек-каналов: A - соединенные (сжатые) участки стенок ячеек-каналов, вид спереди; B - то же, вид сверху; C - то же, вид сбоку;4 - варианты "глубины" зоны сжатия торцевых участков ячеек-каналов;
5 - дополнительный разделитель потоков. Фиг.3 - укороченные ячейки-каналы и вспомогательные полости:
A - ячейки одинаковой ширины;
B - ячейки разной ширины;
6 - укороченная ячейка-канал;
7 - образованная полость. Фиг.4 - cоединение теплообменников с камерой реактора (активатора):
А - одинарный (по потоку) теплообменник;
B - два последовательно соединенныx теплообменных элемента;
8 - теплообменник, использующий тепло полученных газов;
9 - камера активатора (реактора) с поворотом потока;
10 - первый теплообменный элемент;
11 - проточная камера активатора канала первого потока смеси;
12 - второй теплообменный элемент;
13 - проточная камера активатора канала второго потока смеси. Предлагаемая конструкция торцевой части теплообменника позволяет избавиться от устройств, неоднократно поворачивающих потоки на 90o. При сжатии части ячейки увеличивается ширина соседних ячеек в той же части. Таким образом, площадь сечения S канала выходной (входной) части каждой ячейки остается без изменения (фиг. 2А,В). S = h


1. Патент ФРГ N 3607007, F 02 М 27/02, 1987. 2. Патент РФ N 2008495, F 02 М 27/02, 1991. 3. Патент РФ N 2062419, F 28 D 9/00, 1996. 4. Патент США N 4384611, F 28 F 3/00, 1983.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 17.02.2006
Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007