Реактор для нейтрализации токсичных выхлопных газов автомобилей
Реактор состоит из УФ-лампы длиной 50-150 см, имеющей сплошной спектр излучения в интервале 190-420 нм, вмонтированной в корпус из кислотостойкого материала. Очищаемый газ проходит в кольцевом пространстве между УФ-лампой и корпусом со скоростью 0,1-0,5 м/с. При этом происходит атомизация молекул газа с последующей рекомбинацией, приводящей к образованию стабильных молекул N2, CO2, PbO2. Реактор снабжен направляющими лопатками, создающими спиралеобразное движение, приводящее к возникновению центробежных сил, отбрасывающих твердые частицы (PbO2) на стенки корпуса, улавливаемые в ловушке. Изобретение позволяет повысить эффективность очистки при меньшем расходе материалов. 2 ил., 1 табл.
Изобретение относится к системам обезвреживания токсичных выхлопных газов автомобилей, а также может быть использовано для очистки токсичных газов стационарных двигателей внутреннего сгорания.
Известны термические нейтрализаторы, в которых осуществляются процессы пламенного дожигания оксида углерода до диоксида, а также окисление несгоревших в цилиндре углеводородов и альдегидов [1]. Реакция окисления проводится при температуре 500-600oC с подачей дополнительного воздуха и снижает концентрацию углеводородов примерно в 2 раза и оксида углерода в 2-3 раза. Термореакторы встраивают в выхлопную систему двигателя. Недостатками известных термореакторов является неполная очистка выхлопных газов. Известны каталитические реакторы, в которых нейтрализация токсичных выбросов достигается благодаря использованию каталитических процессов [2], которые позволяют не только уменьшить содержание оксида углерода и углеводородов, но одновременно осуществлять восстановление азота. Использование каталитических нейтрализаторов U-13, U-32 позволило снизить концентрацию CO на 80%, углеводородов - на 70%, NOx - на 50%. В качестве катализаторов используют платину, палладий, родий, рутений и другие металлы. Каталитические реакторы выполняются в виде двухкамерного аппарата, в первой камере нейтрализуются оксиды азота, во второй - оксиды углерода и углеводороды. Недостатками известных каталитических реакторов являются необходимость их смены или очистки из-за отравления катализатора осаждающимся свинцом и другими веществами, выгорание катализатора и недостаточная эффективность очистки газов. Известен каталитический нейтрализатор [3], содержащий корпус с входными и выходными патрубками и каталитический блок, соосно устанавливаемый в корпусе, в котором газ проходит по каналам, образованным навитыми по спирали плоской и гофрированной лентами, поверхность которых покрыта катализатором. Недостатком известного каталитического реактора является быстрый износ катализатора и недостаточная эффективность очистки отработанных газов. Известен реактор для нейтрализации токсичных выхлопных газов [4], устанавливаемый в начале выхлопной системы, содержащий корпус, ультрафиолетовый излучатель в виде УФ-лампы из кварцевого стекла, вмонтированной в корпус (прототип). Недостатками известного реактора являются неполная очистка выхлопных газов и малый срок службы реактора из-за окислительной коррозии металла, из которого изготовлен реактор. Целью настоящего изобретения является повышение эффективности очистки выхлопных газов от токсичных веществ и увеличение срока службы реактора. Поставленная цель достигается путем использования в качестве источника высокой энергии импульсной ультрафиолетовой лампы (УФ-лампы) длиной в зависимости от мощности автомобиля от 50 до 150 см, излучающей сплошной спектр УФ-излучения (фиг. 1) в интервале 190-420 нм. Реактор имеет 2 ступени: в первой происходит атомизация молекул (А), во второй - рекомбинация (Р) с образованием новых нетоксичных молекул. В первой ступени под действием УФ-излучения происходит атомизация, т.е. распад молекул веществ, содержащихся в выхлопных газах, с появлением большого количества активных атомов: N















Формула изобретения
Реактор для нейтрализации токсичных выхлопных газов автомобилей, устанавливаемый в начале выхлопной системы, содержащий ультрафиолетовый излучатель в виде УФ-лампы из кварцевого стекла, вмонтированной в корпус, отличающийся тем, что длина лампы составляет в зависимости от мощности автомобиля от 50 до 150 см, лампа имеет сплошной спектр УФ-излучения в интервале 190 - 420 нм, лампа вмонтирована в корпус из кислотостойкого материала так, что очищаемый газ проходит со скоростью 0,1 - 0,5 м/с в кольцевом пространстве между УФ-лампой и корпусом, причем твердые частицы отбрасываются к стенкам корпуса и далее в ловушку для сбора твердых частиц.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3