Способ определения наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора колесных тяговых машин
Изобретение относится к транспортному, сельскохозяйственному строительно-дорожному и коммунальному машиностроению и может быть использовано для определения эффективности звукоизоляционных качеств кабин. Уменьшение времени и трудоемкости испытаний машин для определения и оценки наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора тяговых машин достигается за счет того, что в процессе движения тяговой машины, сочлененной с динамометрической тележкой, на которой создают тормозное усилие, соответствующее максимальной тяговой мощности сочлененной с ней тяговой машины. Тормозное усилие определяется зависимостью TNmax = (0,58...0,080)Gk
, где TNmax - тормозное усилие динамометрической тележки; Gk - вертикальная нагрузка на ось ведущего колеса тяговой машины;
- коэффициент сцепления колеса тяговой машины с опорной поверхностью. Посредством шумоизмерительной аппаратуры измеряют уровень шума на рабочем месте оператора тяговой машины. 2 ил.
Изобретение относится к транспортному, сельскохозяйственному, строительно-дорожному и коммутационному машиностроению и может быть использовано в других областях техники для определения эффективности звукоизоляционных качеств кабин и других объектов.
Современные тяговые машины, например, строительно-дорожные или сельскохозяйственные, выполняют сложные технологические операции и поэтому имеют большое количество источников шума. Общеизвестны отрицательные последствия этих источников шума на здоровье операторов, поэтому санитарные нормы регламентируют предельно допустимые уровни звукового давления на рабочих местах, в частности в кабинах машин. С целью оценки шумовых характеристик на рабочих местах проводят измерения. Известны способы определения наибольшего уровня шума, при которых максимальный уровень шума и соответствующий режим рабочих органов определяют путем последовательных измерений уровней шума на всех возможных рабочих режимах машины /1, с. 5, п. 3.2.10/. Недостатком этих способов является большая длительность и трудоемкость измерений уровней шума на всех возможных рабочих режимах машины. Наиболее близким по совокупности признаков к предлагаемому является способ определения наибольшего уровня шума /2, с. 23, п.2.2. 13.5.7/, включающий измерение посредством шумоизмерительной аппаратуры уровня шума на рабочем месте оператора тяговой машины в процессе движения этой машины, сочлененной с динамометрической тележкой, на которой создано тормозное усилие, имитирующее все режимы работы испытуемой машины. Результаты измерений сравниваются и выбирается самый наибольший. Недостатком этого способа также является большая длительность и трудоемкость измерений уровней шума. Задачей настоящего изобретения является уменьшение времени и трудоемкости испытаний машин для определения и оценки наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора тяговых машин. Поставленная задача достигается тем, что в способе определения наибольшего уровня шума на рабочем месте оператора тяговых машин, включающем измерение посредством шумоизмерительной аппаратуры уровня шума на рабочем месте оператора тяговой машины, сочлененной с динамометрической тележкой, на которой создано тормозное усилие, отличительными от прототипа признаками является то, что на динамометрической тележке создают тормозное усилие, соответствующее максимальной тяговой мощности сочлененной с ней тяговой машины, определяемое следующей зависимостью: TNmax= (0,58...0,80)
















LРmax = 99,31 - 0,5 = 98,81 ДБа. На фиг. 2 про этому значению уровня шума нашли соответствующие величины тормозных усилий 42 кН и 58 кН. Поставляя эти усилия как TNmax в формулу (1), получили допустимые значения коэффициента K:
K = 42/(96,48

K = 58/(96,48

TNmax= (0,58...0,80)



Для всех тормозных усилий, полученных по формуле (2), при экспериментальных исследованиях после измерений уровня шума LР на рабочем месте оператора и округлении его значения до целого числа был получен результат - одно и то же значение LРmax = 99 дБА. При использовании значений коэффициента "K": K < 0,58 и K > 0,8 погрешность определения наибольшего уровня шума LРmax на рабочем месте оператора может быть равна 1 дБА или превышать 1 ДБа, что недопустимо. Например, при K = 0,53 и K = 0,85 по формуле (1)

Этим значениям тормозного усилия соответствует уровень шума в качестве оператора LР = 98,43 дБА, после округления до целого числа получим LРmax = 98 дБА, что отличается от полученного ранее значения LPmax = 99 дБА на 1 дБА. Аналогичные испытания, проведенные с другими типами тяговых машин (колесные тракторы, скреперы, погрузчики) подтвердили эти выводы. По предложенному способу наибольший уровень шума на рабочем месте оператора автогрейдера Д3-122 класса 160 определяли следующим образом. Автогрейдер 1 соединили с динамометрической тележкой 2 с помощью дышла 3 (фиг. 1). Для измерения уровня шума на рабочем месте оператора использовали прецизионный шумомер 4 фирмы "Брюль и Къер" (Дания) типа 2203 с набором октавных фильтров типа 1613, установленный в кабине 5 автогрейдера (фиг. 1). Микрофон установили с таким расчетом, чтобы центр мембраны был смещен: а) вверх по вертикали от базисной точки сидения на 700 мм; б) вперед по горизонтали от точки положения, указанного в подпункте а), на 150 мм; в) вправо по горизонтали от точки положения, указанного в подпункте б), на 250 мм. Главную ось микрофона направили вертикально вниз. На шумомере установили временную характеристику "медленно". Назначили условия и режимы проведения измерений. Например, назначили прямолинейное движение автогрейдера на первой передаче коробки передач по связному плотному свежесрезанному суглинистому грунту с относительной влажностью 22...24% при давлении воздуха в шинах 0,6 МПа и полной подаче топлива в двигатель. По формуле (2) определяли значение тормозного усилия TNmax, соответствующее наибольшему уровню шума. При этом вертикальную нагрузку Gк на ось ведущего колеса автогрейдера Д3-122 определили по его технической характеристике Gк = 96,48 кН; значение коэффициента


TNmax = (0,58...0,80)


1. Машины сельскохозяйственные самоходные. Методы определения вибрационных и шумовых характеристик. ГОСТ 12.4.095-80. Издание официальное. Гос. комитет СССР по стандартам. М., 1984. 2. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности. ГОСТ 12.2.002-81. Издание официальное. Гос. комитет СССР по стандартам. М., 1987. 3. Машины землеройные. Метод определения тяговой характеристики. ГОСТ 27247-87. Издание официальное. Гос. комитет по стандартам. М., 1987. 4. Шум. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования. ГОСТ 23941-79. Гос. комитет по стандартам. М., 1986. 5. Н.А.Ульянов Теория самоходных колесных землеройно-транспортных машин. - М.: Машиностроение, 1969.
Формула изобретения
TNmax = (0.58 ... 0.80)



где TNmax - тормозное усилие динамометрической тележки;
Gк - вертикальная нагрузка на ось ведущего колеса тяговой машины,

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2