Запорное устройство для контейнера-цистерны
Изобретение относится к запорным устройствам и предназначено для слива-налива находящихся под давлением агрессивных жидкостей, газов и других веществ, размещенных в контейнерах-цистернах при их хранении и транспортировке. Устройство содержит три последовательно установленных запорных клапана: внутренний запорный клапан, наружный запорный клапан и дополнительный запорный клапан с независимыми друг от друга органами управления. Внутренний запорный клапан содержит запорный орган в виде двух тарелей: основной и предварительной, соединенной с установленным во втулке штоком. Шток нагружен двумя пружинами: рабочей, расположенной между втулкой и седлом основной тарели, установленной свободно на штоке, и разгрузочной, закрепленной между втулкой и головкой штока, установленной в области рабочего контакта с кулачком. Кулачок закреплен на шпинделе. Шпиндель жестко связан с рукояткой привода и установлен в смонтированной на корпусе втулке. Наружный запорный клапан содержит элементы управления в виде рукоятки со шпинделем. Последний соединен с шаровым запорным органом, размещенным в седлах. Дополнительный запорный орган выполнен в виде заглушки. Внутренний и наружный запорные элементы установлены в едином монолитном корпусе. Запорные элементы этих клапанов и заглушка установлены соосно с осью корпуса. В корпусе запорного устройства выполнены два отверстия для установки втулок с размещенными в них шпинделями приводов. Ось шпинделя внутреннего запорного клапана смещена относительно оси втулки в сторону, противоположную тарелям, на расстояние , определяемое из соотношения
, где Двт - наружный диаметр втулки, Дкул - описанный диаметр кулачка. Шпиндель наружного запорного клапана установлен соосно с осью втулки. Втулка, несущая шток с тарелями, жестко связана с монолитным корпусом. Такое конструктивное исполнение запорного устройства обеспечивает улучшение его гидравлических характеристик, упрощение обслуживания и его ремонт. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Предлагаемое изобретение относится к запорным устройствам для емкости, а именно для контейнера-цистерны, предназначенной для хранения и транспортировки на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте находящихся под давлением агрессивных жидкостей, газов и других веществ.
В соответствии с отечественными и международными стандартами контейнерных перевозок условия хранения контейнеров-цистерн и их транспортировка строго регламентированы требованиями к их надежности, взрывобезопасности, что наряду с другими конструктивными и технологическими решениями обеспечивается герметичностью и надежностью запорной арматуры, используемой одновременно для слива-налива транспортируемой среды. Известные запорные устройства содержат корпус с патрубками, внутри которого установлен запорный орган с возможностью перемещения относительно седел и перекрываемого потока. В качестве запорного органа используют тарели различной конфигурации, шары и др. Шаровой кран благодаря выполнению запорного органа сферической формы со сквозным проходным отверстием имеет меньший размер и массу, большую прочность и хорошую проходимость для проводимой среды. Каждый из этих запорных устройств за счет использования различных уплотнений в местах трения уплотнительных поверхностей обеспечивает герметичное перекрытие проходного сечения в нормальных штатных ситуациях. (Газовое оборудование, приборы и арматура. Справочное пособие. Под ред. Н.И.Рябцева. М.: Недра, 1985). Недостатком их является то, что при аварийных ситуациях или повышенных давлениях возможна передача удара на запорные устройства и нарушение герметичности их соединения по перекрытию проходного сечения и по отношению к окружающей среде. Согласно пп. 2.3. и 5.3. "Правил изготовления контейнеров-цистерн Российского Морского Регистра Судоходства" контейнер-цистерна для взрывоопасных грузов должен быть оборудован системой из трех взаимонезависимых и последовательно установленных запорных устройств: внутреннего запорного клапана, наружного запорного клапана и дополнительного запорного устройства, например в виде заглушки. Известны запорные устройства, содержащие два, три, дублирующих друг друга запорных клапана, обеспечивающих тем самым большую герметичность и надежность устройства. Так, известен двухседельный клапан преимущественно контейнера для транспортировки и/или хранения отработавшего ядерного топлива, содержащий корпус с двумя седлами, две обращенные уплотнительными поверхностями друг к другу тарели, на одной из которых выполнен хвостовик для соединения с приводным элементом, соединяющий тарели шток, выполненный из двух частей, связанных резьбовым соединением. При этом тарель с хвостовиком установлена с возможностью вращательного перемещения совместно с приводным элементом и осевого перемещения относительно седла и приводного элемента, а другая тарель зафиксирована от проворота, причем осевые перемещения тарелей при открывании клапана ограничены. Соосно штоку размещено запорное устройство, взаимодействующее в открытом положении клапана с тарелью, зафиксированной от проворота. (Патент РФ N 2095671, опубл. 10.11.97). Дублирование запорных клапанов обеспечивает достаточную надежность герметизации при возможных аварийных ситуациях в процессе транспортировки и хранения контейнера. Кроме того, описанное устройство за счет расположения в одном корпусе двух запорных клапанов компактно. Однако такое запорное устройство не может быть рационально использовано при сливе-наливе в контейнере-цистерне, так как использование двух тарелей в такой конструкции создает значительное препятствие току жидкостей или газа, а управление обоими запорными органами одним штоком снижает надежность работы устройства. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт запорного органа не обеспечивается без полной его разборки. Известно запорное устройство в виде последовательно установленных взаимонезависимых трех клапанов: внутреннего, наружного и дополнительного. (Техническое описание к запорной арматуре для Танк-контейнера ТКНГ-25 фирмы "Форт Вейл Лтд.", Великобритания, 1998). Внутренний запорный клапан системы содержит корпус, выполненный из двух частей, с двумя фланцами для крепления с одной стороны к корпусу цистерны и с другой - к фланцу корпуса наружного запорного клапана. Внутренний корпус запорного клапана установлен в емкости цистерны и содержит запорный орган в виде двух тарельчатых элементов: предварительного (меньшего проходного сечения) и основного (большего проходного сечения). Предварительный тарельчатый клапан соединен с установленным в связанной с внутренним корпусом втулке штоком, нагруженным двумя пружинами, одна из которых расположена между втулкой и седлом основного клапана, установленного на штоке, а вторая - между втулкой и головкой штока, размещенной в области рабочего контакта с кулачком, соединенным со шпинделем, жестко связанным с рукояткой ручного привода и установленным в смонтированной на корпусе устройства втулке соосно с ее продольной осью. Наружный запорный клапан содержит корпус с фланцами для связи с одной стороны с выходным фланцем внутреннего запорного клапана, с другой - с фланцем дополнительного запорного клапана, ручную систему управления в виде рукоятки со штоком, затвор (шаровой), седло для установки затвора, сальниковые уплотнения. Дополнительный запорный клапан выполнен в виде заглушки и содержит уплотнительные прокладки и гайки крепления. Все три запорных клапана, дублируя друг друга, обеспечивают надежную герметичность системы контейнер-цистерна - запорное устройство и обеспечивают высокие гидродинамические характеристики при сливе-наливе содержимого цистерны, в том числе за счет использования пары: тарельчатый клапан - шаровой клапан. Однако описанная система обладает рядом недостатков. Один из них - высокие массогабаритные характеристики. Вес всего комплекса устройств более 35 кг, а длина - 460 мм. Обозначенная масса запорного устройства увеличивает общую массу контейнера-цистерны. Последнее является проблемой в создании контейнера-цистерны. Длина запорного устройства в 460 мм также ограничивает возможность его использования в контейнере-цистерне, т.к. требует увеличения глубины арматурного отсека и, тем самым, сокращения полезного объема емкости. Фирмой "Форт Вейл Лтд." для уменьшения длины системы разработана конструкция запорного устройства выполнением наружного корпуса внутреннего запорного клапана Г-образной формы за счет расположения оси его выходного фланца, а, тем самым, и всех последующих запорных элементов под углом 90o к оси тарельчатых запорных элементов. (Техническое описание к запорной арматуре для Танк-контейнера ТКНГ-25 фирмы "Форт Вейл Лтд.", Великобритания, 1998). Однако такое расположение запорных элементов создает препятствие потоку перевозимых жидкостей или газов, нарушает прямолинейность течения среды и ухудшает гидро- и аэродинамические характеристики системы, способствует быстрому износу элементов, снижает преимущества использования шарового клапана в качестве наружного запорного устройства. Недостатком является и выполнение корпуса внутреннего запорного устройства составным, требующим дополнительного уплотнения для сохранения герметичности и конструктивных мер для центрирования затвора и штока относительно корпуса. Существенным недостатком системы является сложность ремонта оборудования и технического освидетельствования (осмотра). Например, для ремонта или замены узла: кулачок-головка штока внутреннего запорного клапана, наиболее часто подтвергающихся рабочему износу, требуется размонтирование соединений всех последующих устройства, что усложняет операцию ремонта. Целью изобретения является создание компактного запорного устройства с улучшенными гидравлическими и массогабаритными характеристиками с обеспечением высокой надежности герметизации и взрывобезопасности контейнера-цистерны. Целью является также упрощение обслуживания и ремонта устройства. Согласно изобретению поставленная цель достигается тем, что последовательно используемые запорные клапаны: внутренний запорный клапан и наружный запорный клапан с независимыми друг от друга органами управлениями установлены в едином монолитном корпусе. При этом внутренний запорный клапан содержит запорный орган в виде двух тарельчатых элементов: основного (большего проходного сечения) и предварительного (меньшего проходного сечения), соединенного с установленным в жестко связанной с корпусом втулке штоком, нагруженным двумя пружинами: рабочей, расположенной между втулкой и седлом основной тарели, установленной на штоке, и разгрузочной, закрепленной между втулкой и головкой штока, установленной в области рабочего контакта с кулачком, закрепленным на шпинделе, жестко связанном с рукояткой привода и установленном в смонтированной на корпусе втулке. Наружный запорный клапан содержит систему управления в виде рукоятки со шпинделем, установленным в смонтированной на корпусе втулке. Наружный запорный клапан содержит систему управления в виде рукоятки со шпинделем, установленным в смонтированной на корпусе втулке и соединенным с шаровым запорным органом, размещенным в седле. Дополнительный запорный клапан выполнен в виде заглушки. Запорные элементы этих клапанов установлены соосно с осью корпуса. В корпусе запорного устройства выполнены отверстия для установки втулок и монтажа в них шпинделей приводов. Ось шпинделя внутреннего запорного клапана смещена относительно оси втулки в сторону, противоположную тарелям, на расстояние










Формула изобретения
1. Запорное устройство для контейнера-цистерны, содержащее три последовательно установленных запорных клапана с независимыми друг от друга органами управления, при этом внутренний запорный клапан содержит запорный орган в виде двух тарелей: основной и предварительной, соединенной с установленным во втулке штоком, нагруженным двумя пружинами: рабочей, расположенной между втулкой и седлом основной тарели, соединенной со штоком, и разгрузочной, закрепленной между втулкой и головкой штока, установленной в области рабочего контакта с кулачком, закрепленным на шпинделе, жестко связанном с рукояткой привода и установленном в смонтированной на корпусе втулке, наружный запорный клапан снабжен элементами привода в виде рукоятки со шпинделем, установленным в смонтированной на корпусе втулке и соединенным с шаровым запорным органом, размещенным в седлах, дополнительный запорный клапан выполнен в виде заглушки, отличающееся тем, что внутренний и наружный запорные клапаны установлены в едином, монолитном корпусе, а запорные элементы этих клапанов и заглушка установлены соосно с осью корпуса, в котором выполнены два отверстия для установки втулок с размещенными в них шпинделями приводов, при этом ось шпинделя внутреннего запорного клапана смещена относительно оси втулки в сторону, противоположную тарелям, на расстояние

Дкул - описанный диаметр кулачка,
шпиндель наружного запорного клапана установлен соосно с осью втулки, а втулка, несущая шток с тарелями, жестко связана с монолитным корпусом. 2. Запорное устройство для контейнера-цистерны по п.1, отличающееся тем, что монолитный корпус запорного устройства снабжен фланцем для подсоединения к контейнеру-цистерне. 3. Запорное устройство для контейнера-цистерны по пп.1 и 2, отличающееся тем, что на корпусе устройства между фланцем и втулкой со шпинделем привода внутреннего запорного клапана выполнена V-образная проточка. 4. Запорное устройство для контейнера-цистерны по п.1, отличающееся тем, что отверстия для втулок со шпинделями на корпусе выполнены в диаметрально противоположных точках корпуса относительно его оси. 5. Запорное устройство для контейнера-цистерны по п.1, отличающееся тем, что элементы привода внутреннего запорного клапана установлены в монолитном корпусе с возможностью их демонтажа. 6. Запорное устройство для контейнера-цистерны по п.1, отличающееся тем, что головка штока со стороны кулачка снабжена пластиной-упором. 7. Запорное устройство для контейнера-цистерны по п.1, отличающееся тем, что элементы приводов устройства, находящиеся в рабочем контакте со средой, снабжены сальниковыми уплотнениями со стороны внутренней полости.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение
Прежний патентообладатель:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОПАН-БУТАН-ИНЖИНИРИНГ"
Номер и год публикации бюллетеня: 4-2004
(73) Патентообладатель:
ООО "Спецтранссервис"
Договор № 17532 зарегистрирован 16.10.2003
Извещение опубликовано: 10.02.2004
PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение
Прежний патентообладатель:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецтранссервис"
(73) Патентообладатель:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Химтрейд"
Договор № РД0010145 зарегистрирован 10.07.2006
Извещение опубликовано: 20.08.2006 БИ: 23/2006
MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 11.01.2008
Извещение опубликовано: 27.11.2008 БИ: 33/2008
MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 11.01.2009
Дата публикации: 10.05.2011