Ротативно-реактивный двигатель
Ротативно-реактивный двигатель, предназначенный для применения в наземном, воздушном и водном транспорте и для привода перекачивающих устройств, содержит статор с выполненными в нем каналами для подачи рабочего тела и его воспламенения и ротор. Ротор выполнен в форме диска, имеющего, по крайней мере, одну встроенную в него камеру сгорания, истечение горячих газов из которой приводит к созданию реактивного момента вращения. Встроенная камера сгорания выполнена в виде усеченного конуса. Вдоль внутренней поверхности статора выполнена проточка, играющая роль кольцевого канала для обеспечения истечения отработанных рабочих газов. Такое выполнение ротативно-реактивного двигателя приводит к его удешевлению. 1 ил.
Объектом изобретения является устройство ротативно-реактивного двигателя (РРД).
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению, и предназначено для применения в наземном, воздушном и водном транспорте, а также для энергетических, перекачивающих и иных устройств в качестве движителя. Насколько известно автору, в международной классификации таких двигателей не имеется. В тоже время очевидно, что РРД относится к категории F 02 11/00. Известно большое количество разнообразных двигателей двух основных классов: внутреннего сгорания и реактивных. Наиболее распространены двигатели внутреннего сгорания - поршневые и роторные. Но они имеют сложные конструкции на базе многозвенных трущихся, в основном кривошипно-шатунных механизмов, подверженных значительному износу, емкие системы смазки и охлаждения, ощутимые уровни вибрации и шумов и большую себестоимость. Реактивные газотурбинные двигатели преимущественно применяются в авиации (П. К. Казанджан, Н. Д. Тихонов "Теория авиационных двигателей", изд. Машиностроение, Москва, 1995 г., Л.П. Лозинский, А.Н. Ветров и др. "Конструкция и прочность газотурбинных двигателей", изд. "Воздушный транспорт, Москва, 1992 г., Г.С. Скубачевский "Авиационные газотурбинные двигатели", изд. Машиностроение" Москва, 1969 г. , А. Г. Братухин. Г. К. Язов. Б.Е. Карасев "Современные технологии в производстве газотурбинных двигателей", изд., Машиностроение, Москва, 1997 г. ). Из всего их многообразия ближе всего в качестве аналога можно рассматривать газотурбинный турбовинтовой реактивный двигатель (П. К. Казанджан, А.В. Кузнецов "Турбовинтовые двигатели", изд. "МО", Москва, 1961 г. ). Конструктивно он состоит из входного и выходного устройств, ротора и статора. Основным конструктивным узлом является ротор, включающий связанные между собой компрессор и турбину со сложным лопаточным аппаратом и механизм передачи вращения на винт транспортного средства. Статор, являющийся внешним кожухом с силовыми элементами, включает стационарные камеры сгорания. Как и для всех газотурбинных двигателей, для турбовинтового характерны высокие требования к технологии изготовления основных узлов и элементов с использованием дорогостоящих материалов. Двигатель имеет большие габариты и вес, высокий расход топлива, относительно ограниченный ресурс, сложности в эксплуатации, включая негативное влияние на экологию, и высокую стоимость. Целью настоящего изобретения является создание простого, надежного и недорогого двигателя. На чертеже представлена принципиальная схема конструкции ротативно-реактивного двигателя. Подобно турбовинтовому двигателю он имеет ротор 1 и статор 2, но лишен компрессора и турбины с их лопаточным аппаратом, а также входного и соплового устройств. Ротор РРД имеет форму простого диска с встроенными в него камерами сгорания 4 в виде усеченных конусов (или в ином виде). Камер сгорания может быть от одной до нескольких. В статоре имеются каналы 7 для подачи рабочего тела в камеры сгорания и каналы 6 для зажигания. Вдоль всего статора на его внутренней части выполнена проточка 5, играющая роль кольцевого канала для обеспечения истечения отработанных горячих газов. Выхлоп отработанных газов обеспечивается посредством сверлений 3 в статоре. Ротор двигателя 1 соединен с валом 8, на который и передает вращение для совершения полезной работы. В качестве рабочего тела могут использоваться специально приготовленная сжатая рабочая смесь, сжатый горючий газ и даже твердое топливо (например, в виде пороховых шашек). Ротативно-реактивный двигатель работает следующим образом. Рабочее тело через канал 7 подается в камеру сгорания (например, 4а). Воспламенение рабочего тела происходит посредством зажигания через канал 6. В результате резкого повышения давления происходит истечение горячих газов через канал 5 статора 2. При этом возникает реактивная сила P, которая на плече d создает момент M = P
Формула изобретения
Ротативно-реактивный двигатель, содержащий статор с выполненными в нем каналами для подачи рабочего тела и его воспламенения и ротор в форме диска, имеющего, по крайней мере, одну встроенную в него камеру сгорания, истечение горячих газов из которой приводит к созданию реактивного момента вращения, отличающийся тем, что встроенная камера сгорания выполнена в виде усеченного конуса и вдоль внутренней поверхности статора выполнена проточка, играющая роль кольцевого канала для обеспечения истечения отработанных рабочих газов.РИСУНКИ
Рисунок 1