Плазменный двигатель с замкнутым дрейфом электронов
Изобретение относится к области космической техники, а именно, к электрореактивным двигательным установкам, и может быть использовано в стационарных плазменных двигателях и двигателях с анодным слоем, а также в области прикладного применения плазменных ускорителей. Техническим результатом изобретения является повышение механической прочности соединения анода-газораспределителя с разрядной камерой с одновременным улучшением компенсаторных качеств узла крепления анода при воздействии термических деформаций. В плазменном двигателе с замкнутым дрейфом электронов, содержащем катод-компенсатор, магнитную систему и анод-газораспределитель, установленный в разрядной камере с помощью как минимум двух узлов крепления, состоящих каждый, в свою очередь, из стержня, расположенного в отверстии днища разрядной камеры, причем один конец стержня жестко соединен с анодом, и фиксирующего элемента, в каждый узел крепления дополнительно введена соединительная муфта с наружной резьбой, на торце которой, обращенной к аноду, выполнены радиальный выступ и осевое внутреннее отверстие, в котором с радиальным зазором размещен стержень, причем муфта и стержень соединены при помощи штифта, который расположен перпендикулярно оси стержня и в одной плоскости с осью двигателя. Стержень может быть размещен в осевом внутреннем отверстии муфты так, что внешний зазор между ними превышает внутренний зазор. Между анодом и торцем соединительной муфты может быть установлен по меньшей мере один упругий элемент. Между фиксирующим элементом и днищем разрядной камеры может быть установлен по меньшей мере один упругий элемент. Также между торцем соединительной муфты и днищем разрядной камеры могут быть установлены юстировочные шайбы. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области космической техники, а именно к электрореактивным двигательным установкам, и может быть использовано в стационарных плазменных двигателях и двигателях с анодным слоем, а также в области прикладного применения плазменных ускорителей.
Известен плазменный двигатель с замкнутым дрейфом электронов, содержащий катод-компенсатор, магнитную систему, анод-газораспределитель, размещенный в днище разрядной камеры, и фиксирующие элементы [1, 2]. Известен плазменный двигатель с замкнутым дрейфом электронов, содержащий катод-компенсатор, магнитную систему и анод-газораспределитель, установленный в разрядной камере с помощью узлов крепления, состоящих каждый, в свою очередь, из стержня, расположенного в отверстии днища разрядной камеры, причем один конец стержня жестко соединен с анодом, и фиксирующих элементов (RU 2119090 C1, H 05 H 1/54, 20.09.98) - прототип. Конструкция известных двигателей имеет существенные недостатки: узел закрепления анода к днищу разрядной камеры не обеспечивает достаточно стойкое к внешним механическим нагрузкам при вибрациях соединение; в период эксплуатации двигателя и во время его работы анод подвергается знакопеременным циклическим термическим деформациям и возникающие напряжения в узлах крепления анода оказывают разрушающее воздействие на керамическую камеру. Элементы конструкции двигателя в период его нахождения в условиях окружающей среды космического пространства подвергаются воздействию как положительных, так и отрицательных температур. Во время работы плазменного двигателя температура анода может достигать 500...550oC и выше, что приводит к большим деформациям металлического анода, чем деформация керамической разрядной камеры из-за различных коэффициентов термического расширения используемых материалов. Вследствие изменения размеров анода, обусловленного термическими деформациями, в месте соединения стержня с разрядной камерой возникают напряжения, которые могут приводить к разрушению днища разрядной камеры, изготовленной из керамики. Наличие зазоров между элементами закрепления и отверстий в днище разрядной камеры обусловлено различными термическими расширениями металлических и керамических элементов конструкции. Это приводит к снижению механической стойкости узлов креплений анода к перегрузкам от внешних воздействий на этапе изготовления и стендовых испытаний, а затем и на этапе запуска и выведения космических аппаратов в космос. Эти зазоры позволяют смещаться аноду в радиальном направлении относительно разрядной камеры, что, в свою очередь, приводит к ослаблению закрепления анода или полному их разрушению. Ослабление закрепления анода по нескольким узлам креплений может быть различным, что приведет к перекосу и одностороннему смещению анода относительно разрядной камеры и, как следствие, к увеличению несоосности их, что окажет отрицательное влияние на положение вектора тяги двигателя. Целью изобретения является повышение механической прочности соединения анода-газораспределителя с разрядной камерой с одновременным улучшением компенсаторных качеств узла крепления анода при воздействии термических деформаций. Это достигается тем, что в плазменном двигателе с замкнутым дрейфом электронов, содержащем катод-компенсатор, магнитную систему и анод-газораспределитель, установленный в разрядной камере с помощью как минимум двух узлов крепления, состоящих каждый, в свою очередь, из стержня, расположенного в отверстии днища разрядной камеры, причем один конец стержня жестко соединен с анодом, и фиксирующего элемента, согласно изобретению в каждый узел крепления дополнительно введена соединительная муфта с наружной резьбой, на торце которой, обращенной к аноду, выполнены радиальный выступ и осевое внутреннее отверстие, в котором с радиальным зазором размещен стержень, причем муфта и стержень соединены при помощи штифта, который расположен перпендикулярно оси стержня и в одной плоскости с осью двигателя. Стержень может быть размещен в осевом внутреннем отверстии муфты так, что внешний зазор между ними превышает внутренний зазор. Между анодом и торцем соединительной муфты может быть установлен по меньшей мере один упругий элемент. Между фиксирующим элементом и днищем разрядной камеры может быть установлен по меньшей мере один упругий элемент. Также между торцем соединительной муфты и днищем разрядной камеры могут быть установлены юстировочные шайбы. Введение в узел крепления соединительной муфты, в качестве переходного элемента, позволит решить задачу по закреплению металлического анода в отверстии днища керамической разрядной камеры. Это достигается за счет соединения их между собой с зазорами при помощи цилиндрического штифта, ось которого расположена в радиальном направлении и проходит через геометрическую ось двигателя. Такой штифт выполняет роль направляющего элемента при расширениях или сужениях анода относительно керамической разрядной камеры, который образует неподвижное соединение с соединительной муфтой и подвижное соединение со стержнем анода. В подвижном соединении относительные перемещения стержня анода вдоль штифта будут происходить за счет силы трения скольжения между сопрягаемыми поверхностями. Наиболее оптимальным размещением штифта является близлежащая к аноду зона в отверстии днища разрядной камеры, так как в этом случае снижается вероятность перекосов и заклинивания сопрягаемых поверхностей. Сама соединительная муфта установлена в разрядной камере за счет опоры на радиальный выступ, выполненный на муфте, с одной стороны, и размещения на резьбе муфты фиксирующих элементов, с другой стороны. Такая конструкция узла закрепления позволяет разместить анод без непосредственной опоры на днище разрядной камеры, обеспечив при этом высокие требования по соосности расположения относительно разрядной камеры. Необходимость зазора между анодом и днищем разрядной камеры в осевом направлении обусловлена необходимостью снижения теплового потока, идущего от горячего анода, а также исключение разрушающего воздействия при термических деформациях на керамическую камеру в осевом направлении, которое может приводить к разрушению последней при расширении анода во время работы двигателя или к ослаблению соединения при циклических воздействиях температуры. Соединение муфты со стержнем анода при помощи радиально направляющего штифта позволяет реализовать компенсаторную схему закрепления, которая обеспечивает ограниченную степень свободы изменений геометрии анода под воздействием термических деформаций и при этом остается устойчивой к механическим нагрузкам. Компенсаторные свойства такой схемы закрепления достигаются за счет введения в конструкцию радиальных зазоров между стержнем и муфтой, превышающих расчетные значения величин термических деформаций анода. Величина деформации элементов конструкции при положительных значениях температуры больше, чем величина деформации при отрицательных значениях температуры, поэтому наиболее рациональным решением является введение в конструкцию различных зазоров, удовлетворяющих достаточным граничным условиям. Это позволит выбрать оптимальные зазоры:








Формула изобретения
1. Плазменный двигатель с замкнутым дрейфом электронов, содержащий катод-компенсатор, магнитную систему и анод-газораспределитель, установленный в разрядной камере с помощью как минимум двух узлов крепления, состоящих каждый, в свою очередь, из стержня, расположенного в отверстии днища разрядной камеры, причем один конец стержня жестко соединен с анодом, и фиксирующего элемента, отличающийся тем, что в каждый узел крепления дополнительно введена соединительная муфта с наружной резьбой, на торце которой, обращенной к аноду, выполнены радиальный выступ и осевое внутреннее отверстие, в котором с радиальным зазором размещен стержень, причем муфта и стержень соединены при помощи штифта, который расположен перпендикулярно оси стержня и в одной плоскости с осью двигателя. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что стержень размещен в осевом внутреннем отверстии муфты таким образом, что внешний зазор превышает внутренний зазор. 3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что между анодом и торцем соединительной муфты установлен по меньшей мере один упругий элемент. 4. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что между фиксирующим элементом и днищем разрядной камеры установлен по меньшей мере один упругий элемент. 5. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что между торцем соединительной муфты и днищем разрядной камеры установлена по меньшей мере одна юстировочная шайба.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5