Экологическая присадка к дизельному топливу
Изобретение относится к области нефтепереработки и эксплуатации дизельных двигателей и может быть использовано для снижения содержания токсичных компонентов и твердых частиц (сажи) в отработавших газах дизельных двигателей. В качестве экологической присадки используется смесь 10-90% ацетилацетоната железа и до 100% ферроцена. Технический результат: снижается содержание оксидов азота на 17-23%, оксида углерода на 33-45%, несгоревших углеводородов на 13-21% и дымности на 67-81%. 1 табл., 6 ил.
Изобретение относится к нефтепереработкe и эксплуатации дизельных двигателей. Преимущественно изобретение может быть использовано для снижения содержания токсичных компонентов и твердых частиц (сажи) в отработавших газах дизельных двигателей.
Известна присадка к дизельному топливу, способствующая улучшению сгорания и снижению выбросов оксида углерода и углеводородов с отработавшими газами (ОГ) двигателей [патент США 5266082, МКИ C 10 L 1/12]. Присадка состоит на 90% из керосина и содержит различные неорганические окислы металлов и органические компоненты. Недостатком присадки является ее низкая агрегативная устойчивость, вызванная наличием в ее составе окислов металлов. Известны в качестве присадок к дизельному топливу соединения общей формулы XMR, где X - лиганд, содержащий не менее одной ненасыщенной связи C-C: олефиновой, ацетиленовой, ароматической, например циклооктаденил; M - металл платиновой группы со степенью окисления +2 или +4; R - бензил-, фенил- или нитробензил [патент США 4892562]. Предпочтение отдается соединениям платины, палладия и радия или их комбинации. Присадка снижает содержание CO на 60% и NOx на 50%. Недостатком данной присадки является наличие в ее составе металлов платиновой группы, что делает эти присадки малодоступными для промышленного применения. В качестве противодымных присадок известны соединения редкоземельных металлов в виде карбонилов, солей алифатических и циклоалифатических кислот в смеси с кислородсодержащими соединениями типа альдегидов, спиртов, кетонов и простых эфиров в концентрации до 1,5% [патенты США 4522631, 4836830]. При добавлении в дизельное топливо 0,083% октаноата церия и 2% н-гексилкарбинола содержание сажи в ОГ уменьшается на 24%. Недостатком этих присадок является использование редкоземельных металлов, что делает их промышленное использование неперспективным, а также они имеют низкую эффективность по снижению дымности. Известны антидымные присадки на основе солей бария и их композиции фирмы Lubrizol: LZ-565, LZ-8005, LZ-8288 и др., азербайджанская присадка ИХП-706, отечественные присадки ЭКО-1 и ЭФАП-Б [Данилов А.М. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив.- М.: Химия, 1996, 232 с. ]. Эти присадки снижают дымность на 17-33%, практически не влияют на эмиссию окислов азота, примерно в 2 раза снижают содержание углеводородов в ОГ. Недостаток присадок этого типа заключается в повышенном нагарообразовании на деталях дизеля и образовании "бороды" сульфата металла на распылителях форсунок, что нарушает их нормальную работу. Известно применение в качестве присадок пикрата железа, тиофенолятов церия, кобальта, железа, никеля [патент США 4265639]. Недостатком этих присадок является относительно высокая их концентрация в топливе - до 0,1%. Известно использование эквимолекулярной смеси енолятов железа и церия общей формулы


R = R2 = CH3, а R1 = H. По прямому назначению ацетилацетонат железа используется в качестве реагента в аналитической химии [Химическая энциклопедия. Т.1, 1988, с. 426] либо совместно с тетраэтоксисиланом для очистки рабочих поверхностей камеры сгорания и газовыпускного тракта двигателей внутреннего сгорания от нагаров [патент России 2027742]. Ферроцен представляет собой сэндвичную структуру, образованную двумя молекулами циклопентадиена

Ферроцен по прямому назначению используется для увеличения октанового числа бензинов [Российский химический журнал, 1998, 42, 1-2, с. 176-178]. Возможность использования предложенной смеси для снижения содержания вредных веществ в отработавших газах дизельного двигателя не вытекает с очевидностью из известных свойств этих веществ. В известных нам источниках научно-технической информации использование данной композиции для снижения содержания вредных веществ в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания не описано. Следовательно, предложение отвечает критерию "новизна". Использование в качестве экологической присадки смеси органических соединений железа разной степени окисления и с разными органическими радикалами приводит к положительному эффекту - снижению дымности и токсичности отработавших газов дизельных двигателей. По сравнению с прототипом, содержащим разные металлы с одинаковыми радикалами, предлагается присадка, которая в эквимолекулярном соотношении при сравнительных испытаниях на дизеле КамАЗ-740 с использованием дизельного топлива Л по ГОСТ 305-82, в зависимости от нагрузки на дизель дает снижение содержания оксидов азота на 17-23%, оксида углерода на 33-45%, несгоревших углеводородов на 13-21% и дымности на 67-81%. Неожиданно обнаруженный эффект синергизма действия ионов железа разной степени окисления при снижении токсичности отработавших газов дизеля не может быть с очевидностью предсказан исходя из свойств индивидуальных веществ. Можно предположить, что в отличие от прототипа ионы железа разной валентности проявляют свою каталитическую активность на разных стадиях горения топлива и участвуют в разных механизмах окисления, что и приводит к положительному эффекту. Все вышесказанное позволяет считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию "изобретательский уровень". Исследования влияния предлагаемой экологической присадки на содержание токсичных компонентов и сажи в отработавших газах дизеля проводили на экспериментальной установке (фиг. 1), которая состоит из дизеля 8Ч 9,5/10 со штатными системами 1, мерной емкости 3 и топливного расходного бака 8, соединенных между собой через трехходовой кран 2 и с топливной системой дизеля трубопроводами, манометров 4, установленных на впуске и выпуске дизеля, весов 6, термометра для определения температуры отработавших газов 7 в выпускном тракте дизеля, разновесов 5, установленных на весах. В качестве нагрузочного устройства использовали штатный генератор переменного тока, нагрузка которого менялась от 0 до 100% при помощи проволочных реостатов. Содержание сажи (CC) в ОГ дизеля определялось оптическим микропроцессорным дымомером ОМД-21, содержание углеводородов



Формула изобретения
Ацетилацетонат железа - 10 - 90
Ферроцен - До 100
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7