Самолет-амфибия (са)
Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов с глиссирующим крылом. Самолет-амфибия имеет лодку, хвостовое оперение и низкорасположенное глиссирующее крыло с положительным углом поперечного V и механизацией в виде щитков и закрылков. Размах щитков или закрылков не превышает размаха горизонтального оперения. Закрылки или щитки установлены на омываемом водой участке крыла подвижно-поворотно в отклоненном на рабочий угол положении. Щитки имеют возможность прижатия к крылу, а закрылки - до положения исходного профиля крыла под действием водяных струй. Они имеют возможность восстановления их начального положения при отсутствии водяных струй. Технический результат реализации изобретения заключается в устранении неблагоприятных пикирующих моментов от взлетно-посадочной механизации и в улучшении взлетно-посадочных характеристик СА. 6 ил.
Предлагаемое изобретение относится к области авиационной техники, а именно к летательным аппаратам (ЛА) с глиссирующим крылом.
Известны легкие СА Бе-103 и Р-50 (1), содержащие лодку, силовую установку, хвостовое оперение и глиссирующее немеханизированное крыло, выполненное с положительным углом поперечного V таким образом, что поверхности управления самолетом по крену (элероны) расположены на концах консолей и не соприкасаются с водой на всех режимах движения ЛА. Отсутствие механизации на крыле ухудшает взлетно-технические характеристики ЛА, а именно: - увеличивает дистанцию разбега, что требует увеличения длины взлетной полосы на суше, а на воде - базирования на более крупных водоемах; - увеличивает посадочную скорость, что приводит к увеличению перегрузок на конструкцию при посадках и, соответственно, требует увеличения весовых затрат на прочность конструкции, за счет снижения полезной нагрузки или за счет ухудшения летно-технических характеристик ЛА. Известен принятый за прототип гидросамолет с высокой аэродинамической эффективностью по патенту США (2), содержащий глиссирующее крыло с положительным углом поперечного V, поперечными реданами, расположенными в центральной нижней части крыла, фюзеляж, силовую установку и хвостовое оперение. Механизация крыла выполнена на не омываемом водой участке крыла на всех режимах движения ЛА, и этот участок расположен вблизи от элеронов, а такая механизация частично способствует улучшению взлетно-посадочных характеристик. Механизация крыла в отклоненном положении в воздухе на режимах взлета и посадки, наряду с увеличением коэффициента подъемной силы (Cy), дает одновременно пикирующий момент (Mz), который неблагоприятно складывается на управление самолетом, или же необходима компенсация этого момента известными средствами, такими как переставной стабилизатор и др. В зависимости от величины пикирующего момента соответствуют такие затраты, как весовые, усложнение конструкции и усложнение техники пилотирования ЛА. Задачей предлагаемого изобретения является устранение неблагоприятных пикирующих моментов от взлетно-посадочной механизации и улучшение взлетно-посадочных характеристик СА. Технический результат достигается тем, что в СА, содержащем лодку, хвостовое оперение и глиссирующее механизированное крыло с положительным углом поперечного V, щитки или закрылки установлены на омываемом водой участке крыла подвижно-поворотно в отклоненном на рабочий угол положении с возможностью прижатия щитков к крылу, а закрылка - до положения исходного профиля крыла, под воздействием водяных струй и восстановления начального положения их при отсутствии действия водяных струй, при этом размах щитков или закрылков не превышает размаха горизонтального оперения. При отсутствии контакта с водой щитки или закрылки на режимах взлета и посадки отклонены на рабочий угол и обеспечивают (на уровне выбранной механизации) повышение коэффициента подъемной силы (Cy) в отличие от немеханизированного крыла аналога и частично механизированного крыла прототипа. Размах щитков или закрылков не должен превышать размах горизонтального оперения (ГО), поскольку на последнем создается пикирующий момент, компенсирующий момент от механизации. Сущность заявляемого устройства поясняется прилагаемыми чертежами, где: на фиг. 1 показана боковая проекция СА; на фиг. 2 показан вид СА снизу; на фиг. 3 изображено сечение А-А при исполнении механизации в виде щитка; на фиг. 4 показано сечение А-А при исполнении механизации в виде закрылка; на фиг. 5 показаны "картина обтекания" СА воздушным потоком и распределение моментов; на фиг. 6 приведен график моментов Mz = f(





Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6