Способ запуска осевого компрессора и устройство для его осуществления
В способе запуска осевого компрессора дополнительно в начальный период запуска осуществляют управление ускорением раскрутки, обеспечивая плавный переход сухого трения в подшипниках ротора к полусухому и жидкому. В способе также может осуществляться управление расходом перепуска с нагнетания на всасывание, что обеспечивает расположение линии перепуска ниже линии выхода компрессора из режима гистерезиса. На валу устройства для запуска компрессора установлен дополнительный механизм запуска, соединенный с системой управления. Дополнительный механизм выполнен в виде червячной передачи, соединенной муфтой свободного хода с валом компрессора и перепускной заслонкой. Заслонка соединена с системой управления. Использование изобретения позволит обеспечить надежность запуска осевого компрессора. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретения относятся к компрессоростроению, в частности, к управлению и регулированию.
Известны способы запуска осевых компрессоров (см., например, авт. свид. N 1096399, 1067246, 658315, МКИ F 04 D 27/02, СССР), заключающиеся в раскрутке компрессора и дросселировании щелью с разной степенью надежности защиты от срыва запуска; или в управлении заслонкой в зависимости от частоты вращения ротора компрессора по заданному закону. Известен также способ запуска турбоэксгаустера, содержащего осевой турбокомпрессор с индивидуальным приводом (см. авт. свид. N 1474328, F 04 D 27/00, СССР - прототип), путем его раскрутки до заданных оборотов с одновременным контролем расхода рабочего тела во всем диапазоне изменения оборотов. При запуске через зону срыва предварительно по напорным характеристикам данного типа турбоэкстаустера определяют величину расхода рабочего тела, соответствующую началу разрыва ветвей постоянных приведенных оборотов на границе устойчивой работы, а в процессе запуска расход рабочего тела поддерживают постоянным и равным указанной выше предварительно определенной величине во всем диапазоне изменения оборотов. Известны устройства, имеющие в своем составе турбокомпрессоры, которые необходимо запускать. Например, "Турбонаддувочный агрегат ТНА 5" (проспект ПО "Кировский завод", 1988 г. - прилагается), содержащий паровую турбину в качестве привода, редуктор, компрессор и систему управления. Общим недостатком способов запуска осевого компрессора и устройства, его реализующихся, является возможность срыва запуска, особенно после длительных остановок. Срыв запуска наблюдается у компрессоров с гистерезисной формой газодинамических характеристик. Как показывает практика, это явление присуще компрессорам отдельных модификаций. При этом под срывом режима запуска компрессора понимается скачкообразный переход траектории процесса на характеристике компрессора через границу помпажа и сопровождающийся падением степени сжатия, высокочастотной пульсацией расхода и давления и падением КПД компрессора. Наступает "зависание" режима. В условиях эксплуатации агрегатов с запуском компрессора его срыв ("зависание" режима) приводит, например, для турбонаддувочного агрегата (см. проспект) к вмерзанию судна во льдах из-за отсутствия подачи за борт воздуха для поднятия забортной воды. Задачей данных технических решений является обеспечение надежности запуска осевого компрессора и, как следствие, повышение эксплуатационной надежности агрегатов, содержащих компрессор, путем предельно возможного снижения механических и гидравлических сопротивлений за счет уменьшения момента сопротивления страгиванию и уменьшения давления нагнетания. Поставленная задача достигается тем, что в способе запуска осевого компрессора, заключающемся в раскрутке его ротора до заданных оборотов, предлагается дополнительно в начальный период запуска осуществлять управление ускорением раскрутки, обеспечивая переход сухого трения в подшипниках ротора к полусухому и жидкостному, а также управлением давления нагнетания, обеспечивая переход сухого трения в подшипниках ротора к полусухому и жидкостному, а также управлением давления нагнетания, обеспечивая переход от высокого напора компрессора к пониженному напору, что позволяет организовать управление расходом перепуска с нагнетания на всасывание, обеспечивая расположение линии перепуска ниже линии выхода компрессора из режима гистерезиса, где под линией перепуска понимается линия характеристики сети на характеристике компрессора (фиг. 2), определяемая степенью открытия перепускной заслонки (фиг. 1). При этом предварительно определяют величину расхода рабочего тела, соответствующего началу разрыва ветвей постоянных приведенных оборотов на границе устойчивой работы, а в процессе запуска величину расхода рабочего тела поддерживают с помощью открытия перепускной заслонки (фиг. 1) на уровне не ниже указанной выше величины расхода, соответствующей началу разрыва ветвей постоянных приведенных оборотов на границе устойчивой работы. Поставленная задача достигается также тем, что устройство для запуска компрессора, содержащее пусковой двигатель, редуктор и систему управления, предлагается снабдить дополнительным механизмом запуска, соединенным с системой управления. При этом дополнительный механизм запуска компрессора предлагается выполнять в виде червячной передачи муфты свободного хода и перепускной заслонки, соединенной с системой управления. На фиг. 1 представлена структурная схема устройства запуска осевого компрессора. На фиг. 2 - опытные газодинамические характеристики турбокомпрессора гистерезисной формы. Обозначения к фиг. 2:














0 - установившиеся режимы на правах (верхних) ветвях изодром при запуске без пересечения границы помпажа после страгивания. Устройство запуска содержит пусковой двигатель 1, редуктор 2, дополнительный механизм запуска 3, установленный на валу компрессора. Дополнительный механизм запуска 3 выполнен, например, в виде червячной передачи 4, муфты 5 свободного хода и перепускной заслонки 6, соединенной с системой управления 7 и выходом компрессора. Способ запуска осевого компрессора посредством предлагаемого устройства реализуется следующим образом. Запуск осевого компрессора начинается с раскрутки его ротора до заданных оборотов пусковым двигателем 1 и включением всех необходимых систем и открытием перепускной заслонки 6. При этом минимальный крутящий момент, который необходимо приложить к ротору компрессора, чтобы его стронуть, определяется соотношением
Mcтp = Mp



где Mp - масса ротора,
r - радиус шейки подшипника,




Здесь KBC=Lвс/Fвс; Kн=Lн/Fн; Kк=Iрк+Iпч
- постоянные, определяющие инерционные свойства, соответственно столбов воздуха всасывающего и нагнетательного трактов и ротора компрессора с приведенными вращающимися частями;
L, F - длина и площадь поперечного сечения трактов;
Iрк, Iпч - моменты инерции ротора компрессора и вращающихся частей;
G, n - массовый расход и частота вращения компрессора;



разность между крутящим моментом привода (Mкр) и моментом сопротивления компрессора (Mc).


Будем полагать также, что граница помпажа в координатах газодинамических характеристик компрессора (фиг. 2)





Здесь: A - аппроксимирующий коэффициент,





Соотношение (6) позволяет сделать важные для практики выводы. Если коэффициент, вычисленный по этому соотношению, превышает некоторое значение Aп, соответствующее аппроксимации уравнением (5) линии помпажа, то это означает, что ускорение






Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2