Способ предпускового разогрева двигателя внутреннего сгорания
Изобретение относится к способам разогрева двигателей внутреннего сгорания мобильных машин при их безгаражном хранении в условиях отрицательных температур и может быть применено в эксплуатации строительных, дорожных, лесозаготовительных машин, автомобилей, тепловозов и др. Сущность изобретения заключается в том, что в тепловом аккумуляторе фазового перехода, используемом в качестве источника тепловой энергии для предпускового разогрева двигателя внутреннего сгорания, теплоаккумулирующий материал фазового перехода "плавление - кристаллизация" представляет собой вещество, способное в жидкой фазе охлаждаться ниже температуры кристаллизации (переохлажденная жидкость). Благодаря его применению не требуется использование в конструкции теплового аккумулятора высокоэффективной тепловой изоляции, значительно упрощается конструкция аккумулятора, поскольку не требует сложных технических решений для устранения "тепловых мостов", а также увеличивается время хранения тепловой энергии. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к способам разогрева двигателей внутреннего сгорания, и может быть применено в эксплуатации строительных, дорожных, лесозаготовительных машин, автомобилей, тепловозов и других мобильных машин в условиях отрицательных температур окружающего воздуха.
Известен способ предпускового разогрева двигателя внутреннего сгорания с помощью установленной на мобильной машине системы предпусковой тепловой подготовки, содержащей котел-подогреватель, работающий на жидком топливе, вентилятор с электродвигателем, топливную аппаратуру, трубопроводы подвода и отвода жидкого теплоносителя, трубопроводы подвода газообразных продуктов сгорания топлива к масляному поддону двигателя и приборы управления работой подогревателя. За счет теплоты, выделяемой в котле-подогревателе при сжигании жидкого топлива, обеспечивается нагрев теплоносителя системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Теплоноситель, постоянно циркулируя через теплообменник котла-подогревателя, нагревается и переносит теплоту, отдавая ее деталям двигателя. Одновременно обеспечивается подогрев моторного масла двигателя внутреннего сгорания путем обтекания отработавших газов котла-подогревателя масляного поддона двигателя [1]. При способе разогрева двигателя внутреннего сгорания потребляется топливо, имеют место повышения пожароопасность и сложность в эксплуатации [2]. Известен также способ предпускового разогрева двигателя внутреннего сгорания с помощью установленной на мобильной машине системы предпусковой теплоты подготовки, содержащей тепловой аккумулятор перехода, утилизирующий тепловую энергию отработавших газов и/или охлаждающей жидкости двигателя, электронасос, трубопроводы подвода и отвода охлаждающей жидкости и отработавших газов, запорную арматуру и приборы управления работой теплового аккумулятора. Теплота отработавших газов и/или охлаждающей жидкости работающего в условиях отрицательных температур окружающей среды двигателя внутреннего сгорания утилизируется и аккумулируется в тепловом аккумуляторе за счет фазового превращения теплоакуумулирующего материала из твердого состояния в жидкое. Процесс хранения накопленной теплоты осуществляется благодаря наличию в тепловом аккумуляторе тепловой изоляции. Разогрев двигателя внутреннего сгорания перед пуском происходит за счет теплоты, выделяемой в тепловом аккумуляторе при кристаллизации теплоаккумулирующего материала и переносимой жидким теплоносителем системы охлаждения двигателя по замкнутому контуру: теплообменник теплового аккумулятора - зарубашечное пространство двигателя [3,4]. При реализации данного способа предпускового разогрева двигателя внутреннего сгорания отмеченные выше недостатки устранены, однако имеет место ограниченность времени хранения накопленной от двигателя внутреннего сгорания тепловой энергии в тепловом аккумуляторе фазового перехода при приемлемых для машн его массогарабитных показателях и необходимость применения в нем сложных конструктивных решений для устранения так называемых "тепловых мостов" при выполнении тепловой изоляции теплоаккумулирующей среды от наружного корпуса. Данный способ является наиболее близким аналогом. Задача изобретения заключается в упрощении конструкции и уменьшении массогабаритных показателей теплового аккумулятора фазового перехода, а также в увеличении времени хранения тепловой энергии. Задача решается благодаря тому, что в тепловом аккумуляторе применяют вещество, претерпевающее обратимый фазовый переход "плавление - кристаллизация", причем в жидкой фазе это вещество охлаждают ниже температуры его кристаллизации, которая происходит по внешнему сигналу с выделением теплоты фазового перехода. На чертеже представлена принципиальная схема теплового аккумулятора фазового перехода, реализующего этот способ. Он состоит из наружного 1 и внутреннего 2 корпусов, разделенных слоем тепловой изоляции 3 (минеральная, шлаковая вата или вакуум). Внутри теплоаккумулирующего ядра, ограниченного корпусом 2, располагаются газовый и жидкостный теплообменники, теплоаккумулирующий материал 4 и пускатель. Газовый и жидкостный теплообменники состоят соответственно из труб 5, 6 с закрепленными на них ребрами 7. Пускатель состоит из кнопки 8, пружины 9 и полки 10. Оба конца пружины 9 жестко соединены с кнопкой 8 и полкой 10, которая крепится с помощью сварки к корпусу 2. Для уменьшения влияния "тепловых мостов" на процесс диссипации тепловой энергии в период хранения накопленной теплоты между теплоаккумулирующим ядром и наружным корпусом 1 в местах ввода-вывода теплообменников и кнопки 8 пускателя установлены втулки 11 из материала с малым коэффициентом теплопроводности. В качестве теплоаккумулирующего материала 4 применяется вещество, способное к переохлаждению в жидкой фазе. Таким веществом может быть, например, тригидрат ацетата натрия NaC2H2O




Формула изобретения
Способ предпусковой тепловой подготовки двигателя внутреннего сгорания с применением в качестве источника теплоты теплового аккумулятора фазового перехода, утилизирующего и аккумулирующего бросовую тепловую энергию двигателя внутреннего сгорания в виде теплоты отработавших газов и/или охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что в качестве теплоаккумулирующего материала применяют вещество, способное находиться в жидкой фазе при уменьшении его температуры ниже температуры фазового перехода "плавление-кристаллизация" и выделять скрытую теплоту кристаллизации при внешнем санкционированном воздействии, приводящем к образованию центров кристаллизации.РИСУНКИ
Рисунок 1