Способ защиты поверхности космического аппарата от загрязнений, образующихся при дренаже гидравлических магистралей и работе реактивных двигателей, и устройство для его осуществления
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для защиты поверхности космических аппаратов от осаждения на нее жидких частиц в условиях вакуума. Согласно изобретению, образующиеся при работе соответствующих систем капли жидкости собирают и повторно диспергируют. При этом часть образующихся более мелких капель выносят потоком газа в приосевую зону струи. Процесс ведут до полного удаления контаминанта с периферии струи. Устройство для защиты поверхности содержит экран, охватывающий сопло или патрубок. Экран выполнен из коаксиальных, заглушенных с тыльной стороны цилиндров. Передние кромки внутреннего и внешнего цилиндров выступают вперед соответственно относительно среза сопла (патрубка) и внутреннего цилиндра. Изобретение позволяет ограничить угол разлета контаминантов из выхлопной струи и снизить загрязнение ими поверхности. 2 c. и 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к космической технике, в частности к предохранительным устройствам космических летательных аппаратов, и может быть использовано для защиты поверхности космических аппаратов (КА) и космических станций (КС), их наружных агрегатов и аппаратуры от загрязнений жидкими частицами, образующимися в вакууме при сливах жидкости из магистралей заправочных линий компонентов топлива и теплоносителей или содержащихся в струях, истекающих из сопел при работе жидкотопливных реактивных двигателей малой тяги (двигатели управления и ориентации).
Известен способ защиты элементов межпланетного КА от загрязняющих воздействий при работе жидкостных реактивных двигателей малой тяги (ЖРДМТ), заключающийся в экранирования струи за сопловым блоком [1]. Такой способ защищает от загрязнений лишь из периферийной области реактивной струи с небольшим количеством конденсированной фазы. Известно устройство для защиты элементов межпланетного КА от загрязнений, образующихся при работе ЖРДМТ, представляющее собой металлический экран в виде сегмента цилиндрической поверхности, расположенного за блоком из шести двигателей [1] . Такая конструкция не может быть использована в случае близкого расположения двигателей к корпусу аппарата, как это имеет место в большинстве случаев. Наиболее близким техническим решением является способ защиты поверхностей КА и КС с ракетными двигателями малой тяги (РДМТ) от загрязнений жидкофазными контаминантами, образующимися при работе двигателей в реактивной струе наряду с продуктами сгорания топлива. Способ заключается в ограничении угла разлета контаминантов и поглощении их пористым телом, помещенным на пути контаминантов [2]. Наиболее близким техническим решением является также устройство для защиты поверхностей КА и КС с РДМТ от загрязнений жидкофазными контаминантами, образующимися при работе двигателей в реактивной струе наряду с продуктами сгорания топлива. Устройство защиты осесимметрично охватывает каждое из сопел РДМТ и представляет собой экран из пористого вещества, выполненный в виде цилиндра с двумя соосными взаимопротивоположными отверстиями, между которыми расположен срез сопла [2]. Недостатком известного способа и устройства является ограниченные скорость и емкость поглощения жидкофазных контаминантов пористым телом, невозможность обеспечить защиту от большого количества контаминантов, выбрасываемых при дренаже гидромагистралей. Кроме того, с целью периодической регенерации поглотительной способности пористого тела требуется электронагревательная спираль. Все это приводит к снижению эффективности и усложнению процесса защиты поверхности КА от загрязнений. В основу изобретения положена задача создания более эффективного, универсального и простого способа и устройства защиты поверхности КА от загрязнения жидкофазными контаминантами. Поставленная задача решается тем, что в способе защиты поверхности КА от загрязнений, образующихся при дренаже гидравлических магистралей и работе реактивных двигателей, заключающемся в удалении контаминантов из периферийной зоны выхлопной струи путем ограничения угла разлета контаминантов, согласно изобретению, капли контаминанта, срывающиеся с кромок сопел или дренажных патрубков, собирают и повторно диспергируют, часть образовавшихся уже более мелких капель выносит потоком газа или продуктов сгорания в приосевую зону струи, а оставшиеся капли вновь собирают и диспергируют, процесс повторяют до полного удаления контаминанта из периферийной зоны струи. Поставленная задача решается также тем, что в устройстве для защиты поверхности КА от загрязнений, образующихся при дренаже гидравлических магистралей и работе реактивных двигателей, содержащем цилиндрический экран, осесимметрично охватывающий дренажный патрубок или сопло, согласно изобретению, экран выполняют по меньшей мере из двух коаксиальных закрытых с тыльной стороны цилиндров, причем передняя кромка внутреннего цилиндра выступает вперед по отношению к выходному срезу сопла или патрубка, а кромка внешнего цилиндра выступает вперед по отношению к кромке внутреннего цилиндра. Целесообразно, чтобы внутренний цилиндр, согласно изобретению, имел у выходной кромки острый внутренний выступ. Способ защиты поверхности КА от загрязнений, образующихся при дренаже гидравлических магистралей и работе реактивных двигателей, реализуется устройством защиты от загрязнений, принципиальная схема устройства представлена на фиг. 1. Устройство содержит два коаксиальных, закрытых с тыльной стороны, цилиндрических экрана защиты - внутренний экран 1 и внешний 2, которые осесимметрично охватывают дренажный патрубок (или сопло) 3, у выходной кромки внутреннего экрана 1 выполнен острый внутренний выступ 4. Способ защиты поверхности КА от загрязнений и работа устройства защиты осуществляется следующим образом. При сливе жидкости из магистрали после открытия выпускного клапана происходит взрывное вскипание жидкости и она под давлением собственного пара и продувочного газа выталкивается из дренажного патрубка в окружающее пространство в виде паро- и газожидкостной смеси, состоящей из пара, газа и разного размера капель. При удалении из магистрали остатков жидкости, при запуске и остановке ракетного двигателя жидкость, увлекаясь газом, стекает в виде пленки по поверхности патрубка (сопла), срываясь с кромки в виде капель. Крупные капли, вылетев, распадаются на более мелкие фрагменты, разлетающиеся в произвольном направлении. Часть мелких капель успевает испариться в вакууме, часть замерзает. В результате поток крупных и мелких капель и твердых частиц распределяется по пространству в телесном угле от 0 до 180 градусов от направления осей двигателей или дренажных патрубков. При взаимодействии потока несущего газа с движущейся по стенке пленкой жидкости также происходит диспергирование жидкости и образуются капли. Размер капель в газовом потоке определяется числом Вебера



Формула изобретения
1. Способ защиты поверхности космического аппарата от загрязнений, образующихся при дренаже гидравлических магистралей и работе реактивных двигателей, заключающийся в удалении контаминантов из периферийной зоны выхлопной струи путем ограничения угла разлета контаминантов, отличающийся тем, что капли контаминанта собирают и повторно диспергируют, часть образовавшихся уже более мелких капель выносят потоком газа или продуктов сгорания в приосевую зону струи, а оставшиеся капли вновь собирают и диспергируют, причем процесс повторяют до полного удаления контаминанта из периферийной зоны струи. 2. Устройство для защиты поверхности космического аппарата от загрязнений, образующихся при дренаже гидравлических магистралей и работе реактивных двигателей, содержащее цилиндрический экран, осесимметрично охватывающий дренажный патрубок или сопло, отличающееся тем, что экран выполнен по меньшей мере из двух коаксиальных закрытых с тыльной стороны цилиндров, причем передняя кромка внутреннего цилиндра выступает вперед по отношению к выходному срезу сопла или патрубка, а кромка внешнего цилиндра выступает вперед по отношению к кромке внутреннего цилиндра. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что внутренний экран имеет у выходной кромки острый внутренний выступ.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2