Способ предварительного напряжения рамных железобетонных плитных пролетных строений мостов
Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при изготовлении предварительно напряженных железобетонных плитных пролетных строений мостов. Технический результат изобретения заключается в снижении трудоемкости и сложности производства работ. Способ включает операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения конструкции при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации. Новым является то, что перед бетонированием опалубку в обе стороны от поперечной оси пролетного строения моста на участках длиной "а" утепляют сверху теплоизоляцией (пенопласт, опилки и т.п.), а снизу поверхность бетонируемой конструкции укрывают слоем пленки. Для остальной части пролетного строения, за исключением участков длиной "а", создают условия теплообмена, одинаковые для верхней и нижней поверхностей, чтобы не допустить перепада температур по сечению. Операцию формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния осуществляют в период набора прочности бетоном за счет разности термического сопротивления теплоизоляции, размещаемой на нижней и верхней поверхностях бетонируемой конструкции в обе стороны от поперечной оси пролетного строения моста на участках длиной "а". Операцию закрепления элементов сечения при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение осуществляют с момента начала твердения бетона до момента набора им заданной прочности, составляющей (0,25 - 0,30)R28, путем обеспечения расчетного температурного режима выстойки изготовленной конструкции при указанных значениях термического сопротивления "S" плиты ригеля пролетного строения. Длину участка "а" определяют из приведенной зависимости. 6 ил.
Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при изготовлении предварительно напряженных железобетонных плитных пролетных строений мостов.
Известен способ предварительного напряжения железобетонных пролетных строений мостов [Н.П.Андреев, А.И.Дубровский, И.С.Файнштейн. Справочник по постройке искусственных сооружений. М., Трансжелдориздат, 1957, с. 22]. Способ заключается в том, что создают натяжение арматурных стержней (или металлических канатов), расположенных внецентренно по отношению к центру тяжести поперечного сечения пролетного строения и заанкеренных в бетоне после их натяжения. После передачи давления на анкеры в бетонном сечении возникает изгибающий момент, величину которого регулируют степенью натяжения арматуры и размером эксцентриситета. Недостаток данного способа - сложность производства работ и громоздкость оборудования. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ создания предварительного напряжения в железобетонных конструкциях, включающий операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения конструкции при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния путем электротермического нагрева арматурных стержней, уложенных в каналы, выполненные в бетоне конструкции, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение путем заанкеривания в бетоне нагретых стержней и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации [Справочник строителя. Бетонные и железобетонные работы, под редакцией В.Д.Топчия, М., Стройиздат, 1980 г.]. Недостатком данного способа является сложное и трудоемкое производство работ. Кроме того осуществляются затраты на формирование дополнительных ненужных продольных сил, поскольку изгибающий момент образуется за счет внецентренного сжатия. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в снижении трудоемкости и сложности производства работ. Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что в способе предварительного напряжения рамных железобетонных плитных пролетных строений мостов, включающем операции укладки бетонной смеси в опалубку, формирования разности температур отдельных элементов поперечного сечения при сохранении нейтрального внутреннего напряженного состояния, закрепления этих элементов при разной их температуре в единое работающее совместно поперечное сечение и выстойки забетонированной конструкции до достижения ею температуры, соответствующей условиям эксплуатации, операцию формирования разности температур отдельных элементов осуществляют в период набора прочности бетоном за счет разности термического сопротивления "S" теплоизоляции,размещаемой на верхней и нижней поверхностях бетонируемого ригеля в обе стороны от поперечной оси пролетного строения на участках длиной "a", при этом операцию закрепления элементов в единое работающее совместно поперечное сечение осуществляют с момента начала твердения бетона до момента набора им заданной прочности, составляющей (0,25 - 0,30)R28, путем обеспечения расчетного температурного режима выстойки изготовленной конструкции при указанных значениях "S" термического сопротивления плиты пролетного строения, при этом "a" определяют из выражения:





E - модуль упругости бетона, кг/см2;
h - высота стойки, см;
I1 - момент инерции сечения плиты ригеля пролетного строения, см4;
I2 - момент инерции сечения стойки, см4;
S = Sв - Sн, час

Sв


Sн


на фиг. 1 изображена схема рамной балки моста прямоугольного поперечного сечения (плиты ригеля) постоянной высоты;
на фиг. 2 - эпюра моментов в балке, изображенной на фиг. 1, от постоянной нагрузки при предварительном напряжении предлагаемым способом:
на фиг. 3 - схема рамной балки моста прямоугольного поперечного сечения (плиты ригеля) переменной высоты;
на фиг. 4 - эпюра моментов в балке, изображенной на фиг. 3, от постоянной нагрузки без предварительного напряжения;
на фиг. 5 - эпюра дополнительных моментов от предварительного напряжения за счет устройства теплоизоляции;
на фиг. 6 - эпюра разности температур по высоте сечения плиты ригеля, расположенного в пределах зоны "2a" (см. фиг. 1), в период превращения бетонной смеси в твердое тело. Предлагаемый способ предварительного напряжения рамных железобетонных плитных пролетных строений мостов заключается в следующем. Способ содержит 4 операции. Операция 1. Укладка бетонной смеси в опалубку. Пролетное строение 1 (рамной системы) бетонируют в опалубке в проектном положении на стойках 2, которые, в свою очередь, расположены на шарнирно-неподвижных опорных частях 3. Опорные части размещены на фундаменте 4. Длина пролета - 1. Перед бетонированием опалубку в обе стороны от поперечной оси пролетного строения на участках длиной "a" сверху утепляют теплоизоляцией 5 (пенопласт, опилки и т.п.) с термическим сопротивлением Sв. Это термическое сопротивление должно быть достаточно большим, чтобы практически ликвидировать на стадии набора прочности бетоном, когда идет интенсивный разогрев бетона за счет экзотермии цемента, теплообмен с окружающим воздухом. Расчеты показали, что минимальным значением такого сопротивления является Sв = 2,0 час







M11 = M12 - Mg,
M21 = M22 + Mg. При этом величину преднапряжения мы подбираем таким образом, чтобы M11


где

l - длина плиты ригеля, см;
Mg - величина момента, на которую предполагается уменьшить ординату эпюры моментов в середине пролета, кг






R28 - марочная прочность бетона, кг/см2;
h11 - высота плиты ригеля, см;
E - модуль упругости бетона, кг/см2;
h - высота стойки, см;
I1 - момент инерции сечения плиты ригеля пролетного строения, см4;
I2 - момент инерции сечения стойки, см4;
S = Sв - Sн, час

Sв


Sн


Формула изобретения

где l - длина плиты ригеля, см;
Мg - величина момента, на которую предполагается уменьшить ординату эпюры моментов в середине пролета, кг







h11 - высота плиты ригеля, см;
Е - модуль упругости бетона, кг/см2;
h - высота стойки, см;
I1 - момент инерции сечения плиты ригеля пролетного строения, см4;
I2 - момент инерции сечения стоек, см4;
S = Sв - Sн, ч





РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6