Вариатор скорости
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой отрасли техники для передачи крутящих моментов с регулируемой частотой вращения. Вариатор скорости содержит корпус с магистральным каналом в его стенке, размещенные внутри корпуса с возможностью вращения ведущую и ведомую полумуфты, узел, передающий вращение с ведущей полумуфты на ведомую, элемент управления частотой вращения ведомой полумуфты. Подпружиненные лопатки узла установлены в радиальных пазах другой полумуфты с возможностью возвратно-поступательного осевого перемещения. Цилиндрической проточкой первой полумуфты, внутренней стенкой корпуса и лопатками образована сообщенная с магистральным каналом полость, в которой размещен выступ другой полумуфты. Упрощена конструкция вариатора, снижены материалоемкость и трудоемкость изготовления. 3 ил.
Устройство относится к области машиностроения и может быть использовано в любой отрасли техники для передачи крутящих моментов с регулируемой частотой вращения. Наиболее благоприятные условия применения предлагаемого устройства те, когда надо регулировать частоту вращения ведомого вала в пределах величин, определяемых передаточным отношением, близким к единице.
Известно большое количество устройств, использующих для передачи вращения с ведущего вала на ведомый силы трения, одним из которых является "Фрикционный планетарный вариатор скорости" (книга "Механизмы", авторы С.Н. Кожевников и др., издание третье, М., 1965, с. 390-391), в котором вращение с ведущей полумуфты, выполненной в виде колеса с внешним конусом, передается на ведомую полумуфту, выполненную в виде колеса с внутренним конусом, через узел, представляющий собой систему роликов с двойным конусом, соединенных сепаратором. Управление частотой вращения ведомой полумуфты обеспечивается изменением места контакта роликов с опорным колесом, которое обкатывают ролики. Основным недостатком известного устройства является ограничение в передаче больших крутящих моментов. Этот недостаток присущ всем фрикционным механизмам. Другим недостатком этого устройства является сложность системы управления частотой вращения ведомой полумуфты - наличие конической зубчатой передачи, винтового паза, ползуна с пальцем. Кроме того, для обеспечения давления по линии контакта для передачи движения трением использована система тарельчатых пружин, жесткость которых, как и у других пружин, пропорциональна их деформации, поэтому при изменении передаточного отношения будет изменяться диапазон передаваемых нагрузок. Известен вариатор скорости (см. патент РФ N 2085797 Мкл. 6 F 16 H 39/24, 1997, БИ N 21), содержащий корпус, полумуфты, одна из которых выполнена с наружной цилиндрической проточкой с торцевой поверхностью, в виде пространственного кулачка, другая полумуфта выполнена с кольцевым уступом, помещенным в полость цилиндрической проточки первой полумуфты. Ведущая полумуфта кинематически связана с приводом, узел, передающий вращение с ведущей полумуфты на ведомую, выполненный в виде подпружиненных лопаток, установленных в радиальных пазах кольцевого уступа второй полумуфты, рабочую камеру, сообщенную с дополнительной камерой с элементами управления частотой вращения ведомой полумуфты. Известное техническое решение по технической сущности более близко к предлагаемому и может быть принято в качестве прототипа. Его недостатком является то, что он обладает низкой эксплуатационной характеристикой. Объясняется это тем, что в процессе работы не представляется возможным регулирование частоты вращения ведомой полумуфты без выключения привода, поскольку элемент регулирования частоты вращения размещен на вращающемся валу вместе с корпусом, следовательно требует от обслуживающего персонала соблюдения мер техбезопасности. Остановка привода нежелательна, поскольку она вызывает осложнения в технологических процессах. Задачей настоящего изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик вариатора и в части техбезопасности. Поставленная задача решается описываемой конструкцией вариатора, включающего корпус, полумуфты, одна из которых выполнена с наружной цилиндрической проточкой с торцевой поверхностью, выполненной в виде пространственного кулачка, другая полумуфта выполнена с кольцевым выступом, ведущая из полумуфт кинематически связана с приводом, узел, передающий вращение с ведущей полумуфты на ведомую и выполненный в виде подпружиненных лопаток, установленных в радиальных пазах кольцевого выступа полумуфты, элемент управления частотой вращения ведомой полумуфты, полость и магистральный канал, сообщенные между собой. Новым является то, что полумуфты размешены внутри корпуса, при этом полость образована цилиндрической проточкой первой полумуфты, внутренней стенкой корпуса и лопатками, кольцевой выступ другой полумуфты размещен в полости, а магистральный канал выполнен в стенке корпуса. Сущность предложения поясняется чертежами, где изображены: на фиг. 1 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - графическое изображение динамики изменения объемов в рабочих полостях устройства в процессе его работы. Роль эксцентриситета, показанного на фиг. 3 играет угол наклона замкнутой винтовой линии торцевой поверхности полумуфты 4 на фиг. 1. Устройство включает (см. фиг. 1, 2) корпус 1, в котором с помощью подшипниковых узлов 2 и 3 установлены с возможностью вращения полумуфты 4 и 5 соответственно. Полумуфта 4 имеет наружную цилиндрическую проточку 6, торцевая поверхность 7, которой имеет форму пространственного кулачка, то есть замкнутую винтовую поверхность, которая, совершив полвитка по одной стороне проточки 6, возвращается в исходное положение по ее другой стороне. Полумуфта 5 имеет кольцевой выступ 8, который размещен в полости, 9, образованной цилиндрической проточку 6, внутренней стенкой корпуса 1 и лопатками 10. Лопатки 10 с пружинами 11 и винтами 12, размещены в радиальных пазах 14 кольцевого выступа 8. В стенке корпуса 1 выполнены равномерно расположенные три отверстия 15, сообщающие полость - 9 с магистральным каналом 16, выполненным в стенке корпуса, в котором размещен регулировочный клапан 17, предназначенный для управления частотой вращения ведомой полумуфты. Полость 9 разделена лопатками 10 на три рабочие полости 9а, 9б, 9в (см. фиг. 3, где


Формула изобретения
Вариатор скорости, содержащий корпус, полумуфты, первая из которых выполнена с наружной цилиндрической проточкой с торцевой поверхностью, выполненной в виде пространственного кулачка, другая полумуфта выполнена с кольцевым выступом, ведущая из полумуфт кинематически связана с приводом, узел, передающий вращение с ведущей полумуфты на ведомую и выполненный в виде подпружиненных лопаток, установленных в радиальных пазах кольцевого выступа другой полумуфты, элемент управления частотой вращения ведомой полумуфты, полость и магистральный канал, сообщенные между собой, отличающийся тем, что полумуфты размещены внутри корпуса, при этом полость образована цилиндрической проточкой первой полумуфты, внутренней стенкой корпуса и лопатками, кольцевой выступ другой полумуфты размещен в полости, а магистральный канал выполнен в стенке корпуса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3