Привод управления фрикционной муфтой
Изобретение относится к устройствам для определения износа фрикционных накладок сцепления. Привод управления фрикционной муфтой содержит исполнительный гидроцилиндр. На этом гидроцилиндре установлена регулируемая планка с зубом. Ширина зуба соответствует предельно допустимой, конструктивно заданной величине износа фрикционных накладок. При сборке привода регулируемая планка устанавливается так, что наружная кромка зуба совпадает с кромкой вилки выключения сцепления. Наружный конец вилки перемещается от наружной кромки зуба при неизношенных накладках до внутренней кромки зуба по достижении накладками предельно допустимой величины износа. Предлагаемое техническое решение обеспечивает надежную информацию о состоянии фрикционных накладок в процессе эксплуатации и их предельно допустимом износе. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к фрикционным муфтам сцепления колесных транспортных средств.
Известен привод управления фрикционной муфтой, содержащий исполнительный гидроцилиндр с подпружиненным поршнем и педаль сцепления, связанную с передаточной рычажной системой выключения фрикционной муфты [1], [2]. Толкатель исполнительного гидроцилиндра выполнен ступенчатым, исходя из того, что при неизношенных фрикционных накладках кромка цилиндрической ступени большего диаметра располагается относительно торца исполнительного гидроцилиндра на величину, соответствующую предельно допустимому износу фрикционных накладок. При износе фрикционных накладок толкатель перемещается вовнутрь исполнительного гидроцилиндра и при достижении накладками предельного износа кромка ступени большего диаметра толкателя совпадает с торцом исполнительного гидроцилиндра. Достижение фрикционными накладками предельного износа определяется периодическими проверками с помощью специального щупа, вставляемого в специальный паз на торце исполнительного гидроцилиндра, при этом торец щупа и торец исполнительного гидроцилиндра совпадают. Щуп содержит зев, размер которого позволяет ему проходить над меньшим диаметром толкателя (при этом метки на щупе оказываются утопленными в пазу на торце исполнительного гидроцилиндра), но не позволяет проходить над большим диаметром толкателя (при этом метки на щупе оказываются выступающими из паза на торце исполнительного гидроцилиндра). Выступание меток на щупе свидетельствует о том, что ступень толкателя меньшего диаметра утоплена за торец исполнительного гидроцилиндра и о достижении накладками предельно допустимого износа и необходимости их замены. Недостатками данного устройства являются: - необходимость периодических инструментальных проверок; - необходимость в специальном щупе; - необходимость в точном механически обработанном пазе на торце исполнительного гидроцилиндра; - невозможность получения информации о степени износа фрикционных накладок на момент проверки (1/4? 1/2? 3/4?); - крайне невысокая степень соответствия расположения торца ступени большего диаметра толкателя относительно торца исполнительного гидроцилиндра, что вызывается большим разбегом положения конца вилки выключения сцепления и, следовательно, недостаточно достоверная информация о необходимости смены фрикционных накладок. Технический результат, достигаемый предлагаемым решением, заключается в улучшении эксплуатационных качеств путем обеспечения эффективного сигнала и получения достоверной информации о состоянии износа и необходимости замены фрикционных накладок, упрощение конструкции и повышение ее технологичности. Указанный технический результат достигается тем, что на исполнительном гидроцилиндре так установлена регулируемая планка с зубом, ширина которого соответствует предельно допустимой конструктивно заданной величине износа фрикционных накладок, что при сборке наружная кромка зуба совпадает с кромкой вилки выключения сцепления. Заявляемое техническое решение иллюстрируется чертежами, где: фиг. 1 - привод управления фрикционной муфты; фиг. 2 - установка регулируемой планки; фиг. 3 - срабатывание сигнализатора о достижении предельного износа фрикционных накладок. Привод управления фрикционной муфтой (фиг. 1) содержит педаль 1 управления сцеплением, оттяжную пружину 2, главный цилиндр 3, трубопровод 4 и исполнительный гидроцилиндр 5, внутри которого размещена пружина 6 и поршень 7, постоянно соединенный с передаточной рычажной системой выключения cцепления, состоящей из толкателя 8, вилки выключения 9 и муфты выключения сцепления с подшипником 10, постоянно поджатым к нижним концам оттяжных рычагов сцепления 11. Рычаги шарнирно закреплены на кожухе сцепления 12, а своими верхними концами шарнирно связаны с нажимным диском 13. Между кожухом, закрепленным на маховике 14, и нажимным диском располагаются нажимные пружины, зажимающие между маховиком и нажимным диском фрикционные накладки 15 ведомого диска сцепления. На исполнительном цилиндре установлена регулируемая планка 17 с зубом B и с продольными пазами C (фиг. 2), позволяющими регулируемой планке перемещаться вдоль исполнительного цилиндра и фиксироваться в выбранном положении болтами 16, ввернутыми в исполнительный цилиндр. Ширина зуба И на регулируемой планке соответствует предельно допустимому износу фрикционных накладок и равна И=l
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом
Дата и номер государственной регистрации договора: 12.12.2011 № РД0091561
Вид договора: лицензионный
Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования:
Открытое акционерное общество "ГАЗ" (RU)
Лицо, которому предоставлено право использования:
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородские моторы" (RU)
Условия договора: НИЛ, на срок до 31.12.2016 на территории РФ.
Дата публикации: 20.01.2012