Система наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки космического летательного аппарата
Система наддува топливных баков горючего и окислителя предназначена для эксплуатации в реактивных двигательных установках космических аппаратов. Система содержит источники газа высокого давления, сообщенные пневмомагистралями с газовыми полостями топливных баков горючего и окислителя, пускоотсечные клапаны и газовые редукторы. В качестве источников газа высокого давления используются тетрааммиакат боргидрида алюминия или диаммиакат боргидрида цинка, выполненные в виде комплекта шашек, имеющих тепловой контакт с нагревателями и размещенных в герметичных емкостях. Техническое решение позволяет обеспечить улучшение массогабаритных характеристик системы наддува за счет использования свойств некоторых твердых материалов при нагреве путем термохимической реакции выделять большое количество газа. 1 ил.
Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации реактивных двигательных установок (РДУ) космических летательных аппаратов (КЛА).
Система наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки (ДУ) КЛА используется в современных РДУ КЛА для создания импульсов тяги, необходимых как для перемещения центра масс КЛА (коорекция траектории движения, торможение КЛА для обеспечения его схода с орбиты), так и для создания управляющих моментов относительно его центра масс (ориентация, развороты и т. д. ). Импульсы тяги для различных режимов управления аппаратом в пространстве создаются в помощью имеющихся на борту реактивных двигателей (РД), величины тяг которых в зависимости от их назначения изменяются в широких пределах (от нескольких сотен кГс до единиц и менее кГс). Работа указанных двигателей с заданными параметрами обеспечивается системами наддува топливных баков и подачи топлива к входам двигателей. Известны системы наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки космического летательного аппарата (см., например, Т.М. Мелькумов и др. "Ракетные двигатели", изд. "Машиностроение", М., 1976 г., с. 10). Системы наддува содержат баллоны высокого давления, заполненные газом, например азотом, которые служат для обеспечения выдавливания топлива из топливных баков и подачи его к реактивным двигателям двигательной установки. Баллоны высокого давления связаны с полостями наддува топливных баков посредством магистралей низкого давления, содержащих отсечные клапаны и газовые редукторы. Заправка баллонов газом высокого давления производится на Земле перед стартом ракеты-носителя. Недостатком таких систем являются плохие массогабаритные характеристики. Известна также система наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки космического летательного аппарата (см., например, журнал N 7 "Авиация и космонавтика", М., Воениздат 1978, стр. 36, 37, рис. 2), выбранная в качестве прототипа. Система содержит источники газа высокого давления, сообщенные пневмомагистралями с газовыми полостями топливных баков горючего и окислителя, и последовательно установленные на пневмомагистралях пускоотсечные клапаны и газовые редукторы. Здесь в качестве источников газа высокого давления служат газонаполненные баллоны. В таких системах выдавливание топлива из топливных баков производят газом, например азотом или гелием, закачанным в баллоны высокого давления на Земле перед стартом. Габариты толстостенных баллонов определяются в зависимости от количества газа, необходимого для выдавливания из баков топлива и подачи его к реактивным двигателям. Толщина стенок баллонов рассчитывается на внутреннее давление порядка 350 кГс/см2. Недостатками известной системы наддува являются плохие массогабаритные характеристики. Задачей настоящего изобретения является создание системы наддува топливных баков горючего и окислителя ДУ КЛА, которая обладала бы улучшенными массогабаритными харатеристиками. Это достигается тем, что в системе наддува топливных баков ДУ КЛА источники газа высокого давления выполнены в виде саморазлагающихся экзотермических шашек, имеющих тепловой контакт нагревателями и размещенных в герметичных емкостях. При этом используют свойство некоторых твердых материалов при нагреве за счет термохимической реакции выделять большое количество газов. Сущность изобретения заключается в том, что в системе наддува топливных баков горючего и окислителя ДУ КЛА, содержащей источники газа высокого давления, сообщение пневмомагистралями с газовыми полостями топливных баков горючего и окислителя, и последовательно установленные на пневмомагистралях пускоотсечные клапаны и газовые редукторы, источники газа высокого давления выполнены в виде газогенераторов, состоящих из комплектов саморазлагающихся экзотермических шашек, имеющих тепловой контакт с нагревателями, и размещенных в герметичных емкостях, при этом емкости подключены к пневмомагистралях на входе в пускоотсечные клапаны. Технический результат заключается в том, что по сравнению с известными техническими решениями вновь созданная система наддува топливных баков горючего и окислителя ДУ КЛА обеспечивает улучшение массогабаритных характеристик. Техническое решение в части использования в качестве источников газа высокого давления газогенераторов, состоящих из комплексов саморазлагающихся экзотермических шашек, имеющих тепловой контакт с нагревателями, и размещенных в герметичных емкостях, расположенных на входе в пускоотсечные клапаны, установленные на пневмомагистралях, сообщающих емкости с газовыми полостями топливных баков, а также взаимная конструктивная связь всех составных элементов устройства системы обеспечивает улучшение массогабаритных характеристик системы наддува, что подтверждено испытаниями опытных образцов, изготовленных с использованием предлагаемого технического решения. Использование предлагаемой системы наддува топливных баков ДУ КЛА, например, на космическом орбитальном комплексе типа "Мир" - "Союз-ТМ" - "Прогресс" - "Шаттл" позволяет дать значительный экономический эффект за счет снижения массы и габаритов агрегатов (баллонов) данной системы. Изобретение поясняется чертежом. Предлагаемая система наддува топливных баков горючего и окислителя ДУ КЛА состоит из следующих основных узлов, деталей и агрегатов: источников газа высокого давления 1, 2, сообщенных пневмомагистралями 3, 4 с газовыми полостями 5, 6 топливных баков горючего 7 и окислителя 8, и последовательно установленных на пневмомагистралях 3, 4 пускоотсечных клапанов 9, 10 и газовых редукторов 11, 12. Источники газа высокого давления 1, 2 выполнены в виде газогенераторов 13, 14, состоящих из комплектов саморазлагающихся экзотермических шашек 15, 16, например, в количестве пяти штук, имеющих тепловой контакт с нагревателями 17, 18, например, элетронагревателями в количестве 5 штук. Шашки 15, 16 изготовлены, например, из тетрааммиаката боргидрита алюминия (химическая формула Al(BH4)3






Формула изобретения
Система наддува топливных баков горючего и окислителя двигательной установки космического летательного аппарата, содержащая источники газа высокого давления, сообщенные пневмомагистралями с газовыми полостями топливных баков горючего и окислителя, и установленные на пневмомагистралях пускоотсечные клапаны и газовые редукторы, отличающаяся тем, что в качестве источников газа высокого давления используются тетрааммиакат боргидрида алюминия или диаммиакат боргидрида цинка, выполненные в виде комплекта шашек, имеющих тепловой контакт с нагревателями и размещенных в герметичных емкостях.РИСУНКИ
Рисунок 1