Ротор турбины
Ротор турбины с рабочим колесом содержит диск и дефлектор, скрепленные болтом между собой. Отношение диаметра отверстия под болт в дефлекторе к диаметру болта составляет 1,125-1,5. Расстояние от фланца диска до шлицевой головки болта составляет от 2 до 6 диаметров стержня болта. Такое выполнение ротора позволяет взаимно перемещаться диску и дефлектору на переходных режимах за счет гибкости длинного болта, а увеличенный диаметр под болт у дефлектора в месте его крепления к диску исключает "перекусывание" болта. 3 ил.
Изобретение относится к области турбостроения, а именно к роторам турбин газотурбинных двигателей.
Известна конструкция ротора турбины с диском, который от контактов с газом закрыт дефлектором, который скреплен с диском с помощью осевых штифтов [1]. Такая конструкция отличается достаточной надежностью, однако, имеет низкую ремонтопригодность, т.к. при разборке ротора необходимо высверливать штифты. Наиболее близким к заявляемому по конструкции является ротор турбины высокого давления с рабочими колесами I и II ступеней, на которых с помощью болтов закреплены дефлекторы соответственно I и II ступеней [2]. Недостатком такой конструкции является низкая надежность при переходных режимах работы двигателя, особенно двигателя с коротким временем приемистости, т.к. при резких изменениях режимов работы двигателя дефлектор и основной диск из-за различия во времени прогрева расширяются неодинаково, что вызывает "перекусывание" болтов. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности при переходных режимах работы газотурбинного двигателя за счет исключения поломки болта между диском и дефлектором рабочего колеса ротора турбины. Данная техническая задача решается за счет того, что в роторе турбины с рабочим колесом, содержащем диск и дефлектор, скрепленные болтом между собой, согласно изобретению, отношение диаметра отверстия под болт в дефлекторе к диаметру болта составляет 1,125 - 1,5, причем расстояние от фланца диска до шлицевой головки болта составляет от 2 до 6 диаметров стержня болта. Заявляемая конструкция позволяет взаимно перемещаться диску и дефлектору на переходных режимах за счет гибкого длинного болта, а увеличенный диаметр под болт у дефлектора в месте его крепления к диску исключает "перекусывание" болта. В случае отношения диаметра отверстия под болт (D) в дефлекторе к диаметру болта (d), меньшем 1,125, повышается вероятность "перекусывания" болта, а большем 1,5 - ослабляется "живое" сечение дефлектора. Выбор расстояния от фланца диска до шлицевой головки болта (1), составляющего 2-6 диаметров стержня болта (d), объясняется тем, что при L < 2d гибкость болта недостаточна, поэтому высока вероятность его поломки. При L > 6d увеличивается вес дефлектора и конструкции ротора в целом. Изобретение иллюстрируется следующими фигурами. На фиг. 1 показан ротор двухступенчатой высокотемпературной турбины; на фиг. 2 - элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде в статическом состоянии. На фиг. 3 представлен элемент I при работе двигателя на переходном режиме. Ротор 1 турбины состоит из рабочего колеса 1 ступени 2 и рабочего колеса II-й ступени 3. Рабочее колесо 3 состоит из рабочих лопаток II-й ступени 4 и диска II-й ступени 5, на котором с помощью болтов 6 крепится дефлектор 7. Болты 6 своими резьбовыми хвостовиками 8 вворачиваются во фланцы 9 диска 5, прижимая вместе с чашечной контровкой 10 дефлектор 7 к торцу 11 фланца 9 диска 5. Удлиненный стержень 14 болта 6 характеризует расстояние L от фланца дика 5 до шлицевой головки 15 болта 6. Болты 6 находятся в отверстиях 16 дефлектора 7 с диаметром D. Устройство работает следующим образом. При запуске двигателя тонкостенный дефлектор 7 нагревается быстрее массивного рабочего колеса 3, в результате этого отверстие 16 в дефлекторе 7 перемещается в радиальном направлении от оси двигателя относительно фланцев 9 диска 5. Вместе с дефлектором 7 перемещаются в радиальном направлении и шлицевые головки 15 болтов 6 относительно их резьбового хвостовика 8. При этом стержень 14 болта 6 изгибается в пределах упругости, а отверстие 16 фланца 7 на всех режимах обеспечивает зазор
Формула изобретения
Ротор турбины с рабочим колесом, содержащим диск и дефлектор, скрепленные болтом между собой, отличающийся тем, что отношение диаметра отверстия под болт в дефлекторе к диаметру болта составляет 1,125 - 1,5, причем расстояние от фланца диска до шлицевой головки болта составляет от 2 до 6 диаметров стержня болта.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Ротор компрессора // 2141035
Изобретение относится к области авиационного и наземного двигателестроения, а именно роторов компрессора турбореактивного двигателя
Ротор многоступенчатой турбины // 2130124
Изобретение относится к высокооборотным, высокотемпературным газовым турбинам, применяемым в энергетических установках и современных авиационных ГТД
Крепление диска турбомашины к валу // 2042832
Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к авиационным газотурбинным двигателям (ГТД)
Сварной барабанный ротор турбомашины // 2033525
Изобретение относится к трубостроению, может быть использовано в конструкциях роторов паровых и газовых турбин, трубокомпрессоров и позволяет повысить надежность ротора путем преобразования растягивающих осевых напряжений от центробежных сил в корне сварных швов в сжимающие
Сварной ротор турбомашины // 2033524
Изобретение относится к конструкции сварных роторов для турбин большой единичной мощности и позволяет повысить надежность ротора
Металлокерамический ротор турбокомпрессора // 2030600
Ступень осевой турбины // 2024770
Изобретение относится к турбиностроению и может быть использовано в паровых турбинах
Ступень осевой турбины // 2024769
Изобретение относится к области турбиностроения и может быть использовано в многоступенчатых турбинах
Ротор газотурбинного двигателя // 2146765
Изобретение относится к трубостроению, а более конкретно - к турбинам газотурбинных двигателей (ГТД)
Двухступенчатая газовая турбина // 2147689
Изобретение относится к области турбостроения, а именно к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей
Ротор турбины газотурбинного двигателя // 2162947
Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а точнее - к ротору турбины ГТД
Ротор двухступенчатой турбины // 2163669
Изобретение относится к области турбостроения, а точнее к турбинам газотурбинных двигателей
Одновальная газотурбинная установка // 2180043
Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного назначений
Ротор турбомашины // 2209985
Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к роторам турбомашин
Изобретение относится к области энергетического и транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкциях турбин авиационных двигателей и газотурбинных установок наземного применения
Ротор турбины газотурбинного двигателя // 2213228
Изобретение относится к области турбомашин, конкретно к конструктивным элементам роторов турбин газотурбинных двигателей, выполняющих кроме своих основных функций, таких как привод ротора компрессора, расширение и закрутку газового потока в газодинамическом тракте, также и другие ответственные функции, обеспечивающие надежную работу газотурбинных двигателей
Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения