Реверсор тяги турбореактивного двигателя с одной оболочкой
Изобретение предназначено для использования в турбореактивных двигателях. Реверсор тяги турбореактивного двигателя содержит наружную неподвижную опору (10), выходной конец которой представляет эволютивный срез (14), не содержащийся в плоскости, перпендикулярной оси (15) реверсора, и подвижную часть, состоящую из единственной оболочки (16), образующей в закрытом положении выходную часть сопла прямого потока, и способную поворачиваться вокруг двух боковых осей (22), расположенных на неподвижной структуре (10), под действием системы управления, содержащей по меньшей мере один домкрат, монтируемый между осью, взаимодействующей с неподвижной опорой, и осью, взаимодействующей с оболочкой так, чтобы составить в развернутом положении препятствие для сдвига газового потока, обеспечивая реверс тяги. 6 з.п.ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к реверсору тяги для турбореактивного двигателя типа, который располагают за двигателем.
Французский патент FR-A-2 622928 иллюстрирует пример реверсора тяги, расположенного сзади, который осуществляет реверс тяги второго потока или холодного потока двухконтурного турбореактивного двигателя. На этом реверсоре нижние по потоку препятствия или оболочки, для того, чтобы обеспечить реверс либо второго потока, либо совокупность потоков при использовании в прямой тяге, образуют также реактивное сопло. Нижний край названных препятствий составляет, следовательно, в этом случае выходной конец внешней стенки канала, а именно кольцевого канала, где циркулирует второй поток в двухконтурном реактивном двигателе. В известных реверсорах этого типа препятствия монтируются с возможностью вращения на неподжвижной опоре реверсора. Фиг.1 приложенных чертежей показывает пример выполнения этого известного типа реверсора тяги. Этот реверсор состоит из наружней неподвижной опоры 1, фиксируемой на турбореактивном двигателе 2 или его кожухе, которая содержит внутреннюю стенку 3, разделяющую внешне кольцевой канал потока, внешний обтекатель 5, фиксируемый на внутренней стенке 3 и две боковые опоры 6. Два нижних по потоку препятствия 7а и 7б монтируются вращающимися на неподвижной опоре с помощью осей 8, расположенных на боковых опорах 6, где также расположена система управления перемещений и блокировки препятствий 7а и 7б. Выходной конец 9 препятствий 7а и 7б, составляющий ребро обтекания наружней стенки в удлинении к выходу из обтекателя 5, не является копланарным. Проблема, связанная с этим типом реверсора тяги, состоит в том, что при функционировании в прямой тяге, когда препятствия составляют одно целое с каналом в удлинении неподвижной части, существуют аэродинамические потери, которые бывают очень значительны и наносят вред аэродинамическим качествам. Неоднократно предлагались решения для устранения этого недостатка у названного типа реверсоров. Например, французский патент FR-A-2 638783 предлагает добавить к реверсору подвижные боковые заслонки. Это решение имеет свои недостатки, связанные с невыгодным усложнением конструкции, потому что добавляются шарнирные соединения, увеличивающие массу, что очень вредно для прочности конструкции. Французский патент FR-A-2 601077 предусматривает неподвижную конструкцию, располагаемую за препятствиями реверсора. Использование этой конструкции приводит к удлинению канала, а также к использованию разного рода приспособлений, необходимых для перемещения препятствий, а также для получения достаточного выходного отверстия в положении реверсивности тяги над названной неподвижной опорой. Это также приводит к увеличению массы. Известен и французский патент FR-A-2 672339, который решает проблему аэродинамических потерь, используя, кроме вращающихся препятствий, передаточное кольцо, располагаемое с задней стороны, что также приводит к перечисленным выше недостаткам. Цель настоящего изобретения, устранить аэродинамические потери в прямом потоке, избегая некопланарного ребра обтекания на выходном конце канала, не увеличивая при этом массу, и не усложняя устройство и кинематику. Реверсор тяги турбореактивного двигателя с нижним по потоку препятствием, отвечающий этим условиям, отличается тем, что неподвижная наружняя опора имеет выходной конец, представляющий эволютивный срез, который не содержится в плане, перпендикулярном геометрической оси вращения турбореактивного двигателя; подвижная часть состоит из единственной оболочки, которая располагается при функционировании в прямой тяге примыкающим, и в удлинении названной неподвижной опоры таким образом, чтобы составить в закрытом положении выходную часть сопла прямого потока, содержащую копланарное ребро обтекания, и кроме того, способен вращаться вокруг боковых осей, двух, расположенных с одной и с другой стороны названной неподвижной опоры под действием системы управления перемещений, содержащей по меньшей мере один домкрат, монтируемый между двумя осями, взаимодействующими одна с неподвижной опорой, а вторая с оболочкой таким образом, чтобы составить в развернутом положении препятствие для отклонения газового потока, обеспечивая реверсивность тяги. Фиг.1, описанная выше, представляет схематичный вид продольного разреза, проходящего через ось вращения задней части турбореактивного двигателя, снабженного реверсом тяги с нижними по потоку препятствиями, известными в предшествующем уровне техники. Фиг.2 представляет схематичный вид, аналогичный виду фигуры 1, реверсора тяги по изобретению в конфигурации, соответствующей функционированию в прямой тяге. Фиг. 3 - это схематичный вид реверсора тяги, аналогичный виду фигуры 2, но в конфигурации, соответствующей функционированию в реверсивной тяге. Фиг.4 - это вид реверсора тяги фигуры 2 в перспективе в положении прямой тяги, Фиг.5 - это схематичный вид в перспективе реверсора тяги фигуры 3 в положении реверсивной тяги. Фиг.6 - это реверсор тяги фигур 2-5 с его системой управления. Фиг. 7 - это частичный вид в разрезе по линии VII-VII фиг.6 одной детали системы управления. Фиг. 8 - это реверсор тяги по изобретению фиг.2, 3 и 6, соединенный с изменяемым выходным соплом. Фиг.2 и 3, представляя реверсор тяги по изобретению, показывают неподвижную опору 10, передняя часть которой фиксируется, как описано выше при ссылке на фиг.1, в точке 11 передней стороны внешнего кожуха 12, закрывающего соединенный с ним турбореактивный двигатель. В примерах, представленных на фигурах, названный турбореактивный двигатель является двухконтурным, а кожух 12 составляет внешнюю стенку канала второго потока, показанного на фиг.2 и 3 стрелкой 13. Таким образом, неподвижная опора 10 располагается в удлинении кожуха 12 и составляет часть внешней стенки, ограничивающей внешнюю струю. Согласно изобретению, неподвижная опора 10 содержит задний конец (причем "передний" и "задний" определены классически по отношению к нормальному направлению движения потоков турбореактивного двигателя, обозначаемому еще "от передней части" к "задней части"), который представляет развернутый срез 14, который не содержится в плане, перпендикулярном геометрической оси 15 вращения турбореактивного двигателя. В упрощенном выполнении названный срез 14 может содержаться в наклонном плане, угол наклона
Формула изобретения
1. Реверсор тяги турбореактивного двигателя, расположенный в выходной части сопла турбореактивного двигателя, содержащий наружную неподвижную опору (10), выходной конец которой представляет эволютивный срез (14), который не содержится в плоскости, перпендикулярной геометрической оси (15) вращения турбореактивного двигателя, и подвижную часть, состоящую из оболочки (16), расположенной при функционировании в прямой тяге, примыкающей к неподвижной опоре так, чтобы составить в закрытом положении выходную часть сопла прямого потока, содержащую копланарное ребро обтекания (18), и способной поворачиваться вокруг двух боковых осей вращения (22), расположенных с одной и с другой стороны, неподвижной опоры (10) под действием системы управления перемещений, содержащей по меньшей мере один домкрат (23), монтируемый между двумя осям, взаимодействующими одна (24) с неподвижной опорой (10), а другая (25) с оболочкой (16) так, чтобы составить в развернутом положении препятствие для отклонения газового потока, обеспечивая реверсивность тяги, отличающийся тем, что наружная неподвижная опора составляет часть стенки, ограничивающей внешнюю струю, и выполнена удлиненной и имеющей длинную и короткую части, оболочка также имеет соответственно короткую и длинную части, а общая геометрическая ось вращения расположена на стороне, противоположной той части оболочки (16), которая имеет наибольшую длину. 2. Реверсор тяги турбореактивного двигателя по п.1, отличающийся тем, что герметичная прокладка (17) проложена между оболочкой (16) и неподвижной опорой (10) за осями (22) и установлена параллельно выходному срезу (14) неподвижной опоры. 3. Реверсор тяги турбореактивного двигателя по п.1 или 2, отличающийся тем, что выходной срез (14) неподвижной опоры содержится в плоскости, наклонной под углом
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8