Изобретение относится к оборудованию катапультируемых средств спасения экипажа. Система содержит последовательно соединенные блок датчиков параметров состояния, блок разности, контур стабилизации катапультируемого кресла и блок формирования заданной траектории. Для обеспечения оптимального качества управления и точного отслеживания заданных пространственно-временных траекторий в систему дополнительно введены корректирующий фильтр системы и блок формирования комплексного сигнала управления. Предложенное техническое решение повышает безопасность спасения членов экипажа. Особенно оно эффективно в опасных режимах катапультирования. 2 ил.
Изобретение относится к области применения авиационных катапультируемых кресел особенно в опасных режимах полета.
Известны системы управления катапультируемыми креслами, описания которых приведены в сборнике [1] "Новости зарубежной науки и техники", серия "Авиационная и ракетная техника", ЦАГИ, N 20, 1986 г., стр. 3-21; [2] патент США НКИ N 224/122 AE, (N 877200, МПК B 64 D 25/10).
В качестве прототипа выбирается "Адаптивная система управления для аварийных устройств спасения экипажа", заявленная в вышеупомянутом патенте, структурно содержащая (см. фиг. 1) блок формирования заданной траектории (БФЗТ), блок разности (БР), контур стабилизации катапультируемого кресла (КСКК), блок датчиков параметров состояния (БДПС). По поступившим с выхода БДПС на вход БФЗТ данных о начальных условиях катапультирования, с учетом допустимых ограничений по перегрузкам, опасного сближения с землей, наискорейшего ухода из-под самолета при полете в перевернутом состоянии, в БФЗТ формируется сигнал заданной траектории движения по координатам во времени X
3(t), поступающий на второй вход БР, на первый вход которого с выхода БДПС поступают сигналы параметров состояния

В БР формируется сигнал отклонения

(здесь T
1, T
2 - постоянные времени), поступающий на второй вход КСКК, на первый вход которого поступают стабилизирующие сигналы (углы и угловые скорости эволюций кресла). КСКК с учетом стабилизирующих сигналов имеет по выходу X, например, передаточную функцию

(здесь r
1, r
2, r
0 - степенные полиномы оператора дифференцирования P), тогда

= r
oxp
2 и, например, при r
o=
22+T
33p+T
44p
4, x[1+T
1p+(T
22+
22)p
2+T
33p
3+T
44p
4] = xR = x
3(t), откуда следует, что невозможно обеспечить оптимальное качество управления выбором двух параметров (T
1, T
2) из четырех (обеспечивается субоптимальное управление) и X
3(t) отрабатывается с погрешностью

существенно искажающей заданную траекторию движения, что является недостатком прототипа, так как эти отклонения могут привести к опасному сближению с землей или к столкновению с самолетом.
Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого технического решения, является обеспечение оптимального качества управления и повышение точности выдерживания заданной траектории движения и, как следствие этого, повышение безопасности спасения членов экипажа.
Достигается технический результат тем, что в систему управления катапультируемым креслом спасения экипажа, содержащую блок формирования заданной траектории, блок разности и контур стабилизации катапультируемого кресла, а также блок датчиков параметров состояния, выход которого подключен ко входу блока формирования заданной траектории и к первым входа блока разности и контура стабилизации катапультируемого кресла дополнительно введены, включенный между выходом блока формирования заданной траектории и вторым входом блока разности, блок формирования комплексного сигнала управления, и, включенный между выходом блока разности и вторым входом контура стабилизации катапультируемого кресла, корректирующий фильтр системы.
На фиг. 1 представлена блок-схема прототипа, обозначения блоков на которой приведены выше.
На фиг. 2 представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей: 1 - блок формирования заданной траектории БФЗТ; 2 - блок формирования комплексного сигнала управления БФКСУ; 3 - блок разности БР; 4 - блок датчиков параметров состояния БДПС; 5 - контур стабилизации катапультируемого кресла КСКК; 6 - корректирующий фильтр системы КФС.
Система работает следующим образом.
БДПС4 (до катапультирования это могут быть бортовые датчики) измеряет параметры состояния, например, координаты, скорости и ускорения движения по трем осям, углы и угловые скорости эволюций, данные параметры с выхода БДПС4 поступают на вход БФЗТ1, на первые входы КСКК5 и БРЗ, на второй вход которого с выхода БФКСУ2 поступает заданный комплексный сигнал управления X
ЗУ(t), в БРЗ формируется разностный сигнал

= (X
ЗУ - X

r), где X

r - сигнал поступивший на первый вход БРЗ, например,

где T
1, T
2 - постоянные времени.
КФС6 реализован, например, на линейном фильтре с передаточной функцией

где Q
1, Q
2 - степенные полиномы оператора дифференцирования P.
Пример технической реализации приведен в книге [3] И.М.Тетельбаума, Ю.Р. Шнейдера "400 схем для АВМ", Москва, Энергия, 1978 г., стр. 10.
В КФС6 формируется сигнал управления

поступающий на второй вход КСК, являющегося застабилизированным по углам и угловым скоростям эволюций катапультным креслом с двигательной установкой (см. [2]), развивающим ускорение движения

в соответствии с входным сигналом

(здесь R
1, R
2 - степенные полиномы оператора P, при этом степень R
1, меньше степени R
2), тогда

При выборе физически реализуемых

где R
0 - полином степени (n - 2), равной разности степеней полиномов R
2 и R
1, R
o=
22+T
33p+...+T
nnp
n-2, при этом коэффициенты (постоянные времени)
2, T
3,...,T
n являются выбираемыми, тогда
x(p
2R
0 + r) = xR = x
ЗУ,
R = 1+T
1p+(
22+T
22)p
2+T
33p
3+...+T
nnp
n где все параметры T
1, T
2,
2 , T
3, ..., T являются изменяемыми, поэтому их выбором (см. [4] книгу Н.Т.Кузовкова "Модальное управление и наблюдающие устройства", Москва, Машиностроение, 1976 г.) обеспечивается, в отличие от прототипа, оптимальное количество управления.
В БФЗТ1 в соответствии с начальными параметрами состояния формируется заданная траектория координат движения во времени:
x
3(t) = a
0 + a
1t + ... + a
kt
k,
(здесь a
0, ..., a
k - постоянные коэффициенты) и все производные, включая n-ую при K > n

= a
1 + 2a
2t + ... + a
k 
k

t
k-1,

= 2a
2 + 6a
3t + ... + a
k(k-1) 
kt
k-2,

= a
n 
n! + ... + a
k 
k(k-1) ... (k-n+1)t
k-n,
которые с выхода БФЗТ1 поступают на вход БФКСУ2, являющегося арифметическим устройством (см. книгу [5] Преснухина Л.Н. Нестерова П.В. "Цифровые вычислительные машины", Москва, Высшая школа, 1981 г., стр. 327), выполняющим операции перемножения поступивших сигналов на коэффициенты
b
0,...,b
n x
3(t)

b
0,

и суммирование

тогда xR = x
3R
3 и, соответственно, при b
0 = 1, b
1 = T
1, b
2=
22+T
22, b
3 = T
33,...,b
n = T
nn, R = R
3, x(t) = x
3(t)
т. е. в отличие от прототипа траектория движения по координатам точно приходит по заданной траектории, что свидетельствует о достижении технического результата.
Формула изобретения
Система управления катапультируемым креслом спасения экипажа, содержащая последовательно соединенные блок датчиков параметров состояния и блок формирования заданной траектории, блок разности и контур стабилизации катапультируемого кресла, первые входы которых подключены к выходу блока датчиков параметров состояния, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены включенный между выходом блока формирования заданной траектории и вторым входом блока разности блок формирования комплексного сигнала управления и включенный между выходом блока разности и вторым входом контура стабилизации катапультируемого кресла корректирующий фильтр.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2