Осевой компрессор
Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к осевым компрессорам, и позволяет повысить КПД компрессора путем уменьшения воздействия вихревого течения на основной поток рабочего тела. На спинках лопаток направляющего аппарата ступени осевого компрессора выполнены каверны (углубления), которые распространяются у корневых сечений лопаток от 85 до 100% хорды от корневого сечения к срединной части лопаток - с уменьшением глубины и протяженности по линейным законам, сходясь к точке на хвостике лопатки, соответствующей 23% высоты лопатки. Максимальная глубина углубления у корневых сечений лопаток находится в точках, соответствующих 85% длины хорды лопаток и составляет 40% относительной толщины лопаток в данной точке. В продольных сечениях лопаток каверна представляет собой прямоугольные углубления. 3 ил.
Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в осевых компрессорах для совершенствования внутренней аэродинамики за счет эффекта взаимодействия торцевого и лопаточного пограничного слоев.
Известна конструкция осевого компрессора, содержащего корпус и установленные попарно венцы вращающихся и неподвижных лопаток. Каждый венец вращающихся лопаток образует рабочее колесо, а каждый венец неподвижных лопаток - направляющий аппарат. Рабочее колесо и направляющий аппарат (НА) [2, с 53... 54] образуют ступень компрессора. Недостатком известной конструкции является то, что наличие торцевых стенок, ограничивающих межлопаточный канал по высоте, разность давлений на выпуклых и вогнутых поверхностях лопаток образуют в каждой кольцевой решетке парный вихрь как результат взаимодействия торцевого и лопаточного пограничного слоев [2, с 78...79]. Экспериментальным моделированием доказано, что торцевой пограничный слой под действием градиента давления сносится к спинке лопатки с общей направленностью к точке отрыва лопаточного пограничного слоя, подтекает под него, и, оттесняя вихревую пелену оторвавшегося лопаточного пограничного слоя, самостоятельным вихревым движением направляется к срединной части лопатки, попадает в аэродинамический след за лопаткой, увеличивая расходное воздействие в нем, чем влияет на изменение градиента давления на лопатке, провоцируя более ранний срыв лопаточного пограничного слоя. Ранее проведенные авторами экспериментальные исследования [1, с.83...85] показали, что даже на углах атаки, соответствующих минимальным потерям, на спинках лопаток направляющего аппарата присутствует срывная зона, которая распространяется у корневого сечения лопатки по ее спинке приблизительно в области 85-100% длины ее хорды. По спинке лопатки от корневого сечения срывная зона распространяется в области до 23% высоты лопатки внешней выпуклой границей к набегающему основному потоку по некоторому закону, напоминающему ветвь параболы. Задачей изобретения является уменьшение распространения срывной зоны в пространстве и интенсивности ее воздействия на основной поток в межлопаточном канале. Это возможно при размещении вихревого течения срывной зоны в "теле" лопаток направляющего аппарата, то есть применением спрофилированного особым образом углубления (фиг. 1, фиг. 2) на спинках лопаток направляющего аппарата - каверны 1, которая распространяется у корневых сечений лопаток от 85 до 100% хорды, от корневого сечения к срединной части лопаток - с уменьшением глубины и протяженности по линейным законам, сходясь к точке на хвостике лопатки, соответствующей 23% высоты лопатки. Максимальная глубина углубления у корневых сечений лопаток находится в точках, соответствующих 85% длины хорды лопаток, и авторами определена как 40% относительной толщины

Формула изобретения
Осевой компрессор, содержащий корпус, лопаточный венец рабочего колеса, направляющий аппарат, отличающийся тем, что спинки лопаток направляющего аппарата выполнены с каверной - спрофилированного особым образом углубления с максимальной глубиной у корневых сечений лопаток 40% от толщины
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3