Пироклапан
Пироклапан содержит корпус с входным и выходным патрубками, боковую полость с перекрывной пробкой, трубу. Входной и выходной патрубки расположены на одной оси. При этом между ними герметично вмонтирована труба. Боковая полость выполнена в виде ступенчатого цилиндрического отверстия с конической поверхностью перехода между ступенями. В корпусе у конической поверхности перехода между ступенями цилиндрического отверстия выполнен торец. При этом на меньшей ступени выполнена коническая поверхность. Перекрывная пробка выполнена цилиндрической и двухступенчатой с коническими поверхностями на большой и средней ступенях у торцов ступеней. Труба выполнена тонкостенной и пропущена через меньшие ступени пробки и отверстия с минимальным зазором, при этом отношение диаметра средней ступени D к диаметру меньшей ступени D1 находится в пределах от 1,01 до 1,02. На поверхность средней ступени пробки нанесен слой серебра. Пироклапан позволяет повысить герметичность запирания рабочего тела, также надежность и безопасность конструкции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании агрегатов автоматики жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и других энергетических установок.
В настоящее время при создании пироклапанов для перекрытия топливных магистралей ЖРД с высокой степенью герметичности широко применяются клапаны с запорным органом, выполненным в виде конической пробки, взаимодействующей с коническим седлом, образованным в выходном канале (А.И. Эдельман, Топливные клапаны ЖРД, изд-во Машиностроение, 1970, стр. 73-75). Однако подобные конструкции пироклапана имеют несколько недостатков: 1) невозможность использования для ЖРД с теми видами топлива, которые взрываются при контакте с пороховыми газами высокого давления, образующимися при сгорании пироклапана; 2) нарушение герметичности изоляции пиропатрона при воздействии высокого рабочего давления топлива на пиропатрон (
расстояния между коническими поверхностями средней ступени пробки и меньшей ступени отверстия и большими ступенями пробки и отверстия выполнены соответственно по соотношениям:
S = (0,2 - 0,5)

S1 = (1,3 - 2,0)

d - диаметр тонкостенного цилиндра,
а длины средней ступени пробки и меньшей ступени отверстия выполнены по соотношению:
L/L1 = 1,05 - 1,1, где
L - длина средней ступени пробки;
L1 - длина меньшей ступени отверстия. Для предотвращения надиров по месту отсечки топлива на поверхность средней ступени пробки нанесен слой серебра. На чертеже изображен пироклапан, где
1 - корпус,
2 - перекрывная пробка,
3 - переходник,
4 - тонкостенная труба,
5 - винт. В корпусе 1 боковая полость выполнена в виде ступенчатого цилиндрического отверстия с конической поверхностью перехода между ступенями. Перекрывная пробка 2 выполнена цилиндрической и двухступенчатой с коническими поверхностями на большей и средней ступенях у торцов ступеней. Тонкостенная труба 4 пропущена через меньшие ступени пробки и отверстия с минимальным зазором, не превышающим возможности неразрушающей деформации цилиндра при высоких рабочих давлениях, и герметично закреплена по торцам к корпусу с помощью сварки. Для обеспечения стыковочных мест пироклапана к корпусу приварены переходники 3. После проверки герметичности между корпусом и перекрывной пробкой резьбовое отверстие в корпусе глушится винтом 5, герметизируемым по буртику сваркой. В корпусе у конической поверхности перехода между ступенями цилиндрического отверстия выполнен торец, на меньшей ступени выполнена коническая поверхность. Пироклапан работает следующим образом. При подаче электрического импульса на пироклапан, ввернутый в гнездо A, газы, образовавшиеся при его срабатывании, практически мгновенно перемещают пробку 2, которая при своем движении в корпусе 1 срезает одновременно тонкостенную трубу 4 по всему периметру. Пробка 2, заклиниваясь средней ступенью в меньшей ступени отверстия корпуса, пластично деформируется, упруго деформируя корпус и герметично перекрывает проходное сечение пироклапана. Диаметры средней и меньшей ступеней пробки выполнены по соотношению:
D/D1 = 1,01 - 1,02, где
D - диаметр средней ступени;
D1- диаметр меньшей ступени. Средняя ступень пробки покрыта слоем пластичного металла, например серебром или кадмием, что обеспечивает заклинивание пробки без надиров, царапин и других дефектов заклинивающихся поверхностей корпуса и пробки. Плавная заходная коническая поверхность меньшей ступени отверстия с углом при вершине




Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 20.03.2006 БИ: 08/2006