Информационная система для обслуживания транспортной коммуникации
Информационная система для обслуживания транспортной коммуникации относится к системам визуального воспроизведения дистанционно изменяемой информации, в том числе рекламного характера, воспроизводимой на удаленных информационных табло. Техническим результатом изобретения является увеличение эффективности восприятия рекламных сообщений. В состав системы входят центральный терминал сети селективного радиовызова, по крайней мере один передатчик сети селективного радиовызова, центральная станция для приема сообщений, предназначенных для воспроизведения с помощью информационного табло, а также средство для ввода этих сообщений в центральный терминал сети селективного радиовызова. Информационное табло размещено в месте ожидания транспорта пассажирами. Приемник селективного радиовызова имеет индивидуальные абонентские номера приема, установленные для получения сообщений, передаваемых соответствующими специализированными информационными центрами. Приемник снабжен считывателем накапливаемой в нем информации, выход которого связан через коммутатор сообщений со средством для преобразования полученных сообщений к виду, позволяющему отображать их на индикаторной панели табло. Другой информационный вход коммутатора сообщений является входом для получения сообщений от автономного датчика информации. Управляющие входы коммутатора и считывателя связаны через формирователь адресных кодов с блоком синхронизации. 1 ил.
Изобретение относится к информационно-рекламному делу, а конкретно - к системам визуального воспроизведения дистанционно изменяемой информации, в том числе рекламного характера, воспроизводимой на удаленных экранах визуализации (информационных табло) и предназначенной преимущественно для пассажиров, находящихся на остановках общественного маршрутизированного транспорта обслуживаемой транспортной коммуникации.
Среди информационных систем для обслуживания транспортных коммуникаций и осуществляющих в связи с этим распространение визуальной информации различного характера известна, например, информационная система [1], предназначенная для использования на транспортных узлах для передачи различных, в том числе рекламных сообщений для пассажиров, находящихся в залах ожидания или билетных залах. Система [1] содержит центральный пункт и дистанционно управляемые информационные табло, связанные с центральным пунктом двухпроводными линиями связи, по которым осуществляются передача сообщений и электропитание. Реализация системы [1] сложна и трудоемка, требует больших средств, в частности, на прокладку кабельных линий связи и питания. Это ограничивает область использования системы [1], например, рамками одного стационарного сооружения (транспортного узла, вокзала и т.п.). Известна, например, информационная система для обслуживания транспортной коммуникации [2], предназначенная для реализации в составе системы управления движением и ориентированная в основном на водителей транспортных средств. Эта система содержит центр управления движением, а также дистанционно управляемые информационные табло, установленные на подвижных станциях системы управления движением, снабженные устройствами, которые принимают передаваемые центром управления движением по соответствующему радиоканалу сигналы управления для возбуждения информационных табло. Реализация системы [2] связана с разработкой специализированного оборудования, что обуславливает ее высокую стоимость и ограничивает тем самым область применения. Кроме того, несмотря на то, что в системе могут передаваться рекламные сообщения, их эффективность весьма мала, что в основном связано с кратковременностью наблюдения табло участниками дорожного движения. Известны информационные системы для обслуживания транспортных коммуникаций, например [3], [4], в которых осуществляется передача визуальной информации пассажирам, находящимся на остановках общественного маршрутизированного транспорта, об ожидаемом времени прибытия этого транспорта. Особенностью систем [3], [4] является то, что конструкция их информационных табло, см. , например [5], ориентирована на представление информации об ожидаемом транспорте, а не рекламных текстов. Таким образом, рассмотренные информационные системы для обслуживания транспортных коммуникаций [1] , [2], [3], [4] наряду с высокой стоимостью характеризуются тем, что в них или не распространяются рекламные сообщения, как в [3], [4], или их распространение связано с существенными ограничениями, как в [1], [2]. Более широкими потенциальными возможностями по распространению визуальной рекламной информации при обслуживании транспортной коммуникации обладает информационная система, описанная в [6], которая принята в качестве прототипа. Информационная система для обслуживания транспортной коммуникации, принятая в качестве прототипа, содержит размещенные на транспортной магистрали информационные табло (экраны визуализации), получающие сообщения по сети селективного радиовызова, например городской или региональной пейджинговой сети. Каждое из информационных табло снабжено индикаторной панелью, приемником селективного радиовызова и средством для преобразования полученных сообщений к виду, позволяющему отображать их на индикаторной панели. В состав системы также входит центральный терминал сети селективного радиовызова, связанный с ним по крайней мере один передатчик сети селективного радиовызова, центральная станция для приема сообщений, предназначенных для воспроизведения с помощью соответствующих информационных табло системы, и средство для ввода этих сообщений в центральный терминал сети селективного радиовызова. Особенностью информационной системы, принятой в качестве прототипа, является то, что в ней для распространения информации, визуально воспроизводимой на информационных табло системы, используется действующая абонентская сеть селективного радиовызова (например, городская или региональная пейджинговая сеть), являющаяся обычным элементом инфраструктуры современной урбанизированной среды. Это существенно снижает затраты на реализацию и последующую эксплуатацию системы. Информационная система, принятая в качестве прототипа, работает следующим образом. Информационные табло системы стационарно размещаются в границах зоны действия используемой сети селективного радиовызова вдоль транспортной магистрали, как правило, вблизи перекрестков или съездов с трассы в те места, информационные (рекламные) сообщения о которых размещаются на этих табло. Пользователи системы (организаторы дорожного движения, рекламодатели), желающие воспроизводить свою информацию с помощью информационных табло системы, сообщают диспетчеру центральной станции системы тексты информационных (рекламных) сообщений, адреса (или иные идентификационные атрибуты) соответствующих информационных табло, желаемое время и продолжительность воспроизведения сообщений. Диспетчер центральной станции системы набирает на клавиатуре сообщения, каждое из которых содержит адресную часть, несущую информацию об адресе передаваемого сообщения, т. е. информацию об абонентском номере приемника селективного радиовызова выбранного информационного табло, и содержательную часть, отражающую собственно информационный (рекламный) текст. Эти сообщения вводятся с помощью соответствующих средств вычислительной и коммутационной техники в центральный терминал сети селективного радиовызова. В центральном терминале сети селективного радиовызова каждое из этих сообщений соответствующим образом кодируется, после чего излучается в эфир с помощью передатчика (передатчиков) сети селективного радиовызова. Излученный таким образом сигнал сообщения далее принимается приемником селективного радиовызова, абонентский номер которого совпадает с номером, представленным в адресной части сообщения. В приемнике селективного радиовызова принятый сигнал сообщения декодируется и преобразуется к виду, позволяющему отображать информационный (рекламный) текст, представленный в содержательной части сообщения, на индикаторной панели соответствующего информационного табло. Принятое сообщение запоминается и воспроизводится на индикаторной панели информационного табло в соответствии с программой его функционирования. Управляющие, декодирующие и иные программы, необходимые для функционирования информационного табло, реализуются с помощью стандартных средств вычислительной техники. Изменение информации, отображаемой на информационном табло, происходит после приема нового сообщения, сформированного и переданного диспетчером центральной станции системы. Таким образом, в информационной системе, принятой в качестве прототипа, решается задача по распространению различного рода информационных сообщений, в том числе рекламных, для участников дорожного движения - водителей и пассажиров транспорта, а также для пешеходов, обозревающих информационное табло системы. При этом обеспечивается возможность адресного распространения информации в соответствии с местом размещения информационного табло за счет использования приемников селективного радиовызова, имеющих индивидуальные абонентские номера в сети селективного радиовызова. Однако в системе, принятой в качестве прототипа, воздействие рекламной информации недостаточно эффективно. В частности, для водителей транспортных средств и их пассажиров это обусловлено сравнительно небольшим промежутком времени, в течение которого информационные табло системы-прототипа могут обозреваться из движущегося транспорта, а для пешеходов - отсутствием мотивации для внимательного прочтения сообщений, воспроизводимых на этих табло. Технической задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является увеличение эффективности восприятия распространяемых с помощью информационных табло системы рекламных сообщений в отношении нового контингента людей, а именно людей, находящихся в местах ожидания общественного транспорта - типа мест остановок общественного маршрутизированного транспорта. Сущность изобретения состоит в том, что в информационной системе для обслуживания транспортной коммуникации, содержащей по меньшей мере одно размещенное на транспортной магистрали и получающее по сети селективного радиовызова сообщения информационное табло, снабженное индикаторной панелью, приемником селективного радиовызова и средством для преобразования полученных сообщений к виду, позволяющему отображать их на индикаторной панели, центральный терминал сети селективного радиовызова и связанный с ним по крайней мере один передатчик сети селективного радиовызова, центральную станцию для приема сообщений, предназначенных для воспроизведения с помощью информационного табло, а также средство для ввода этих сообщений в центральный терминал сети селективного радиовызова, информационное табло размещено в месте ожидания транспорта пассажирами, а приемник селективного радиовызова информационного табло имеет индивидуальные абонентские номера приема, установленные для получения сообщений, передаваемых соответствующими специализированными информационными центрами, и снабжен считывателем накапливаемой в приемнике селективного радиовызова информации, выход которого связан через коммутатор сообщений со средством для преобразования полученных сообщений к виду, позволяющему отображать их на индикаторной панели, при этом другой информационный вход коммутатора сообщений является входом для получения сообщений от автономного датчика информации, а управляющие входы коммутатора сообщений и считывателя накапливаемой в приемнике селективного радиовызова информации связаны через формирователь адресных кодов с блоком синхронизации. Сущность изобретения, его реализуемость и возможность промышленного применения поясняются на чертеже, где представлен пример структурной схемы заявляемой системы в одном из простейших вариантов ее реализации. Заявляемая информационная система для обслуживания транспортной коммуникации содержит по меньшей мере одно размещенное на транспортной магистрали и получающее сообщения по сети селективного радиовызова информационное табло 1, снабженное индикаторной панелью 2, приемником 3 селективного радиовызова и микроЭВМ 4, являющейся средством для преобразования полученных сообщений к виду, позволяющему отображать их на индикаторной панели 2. На чертеже представлен пример реализации системы в минимальном варианте реализации, т.е. с одним информационным табло 1. Приемник 3 снабжен считывателем 5 накапливаемой в приемнике информации, полученной по сети селективного радиовызова. Выход считывателя 5 подключен к первому информационному входу 6 коммутатора 7 сообщений, посредством которого считыватель 5 связан со средством для преобразования полученных сообщений к виду, позволяющему отображать их на индикаторной панели, т.е. с микроЭВМ 4. Другой информационный вход 8 коммутатора 7 является входом для получения сообщений от автономного датчика информации, в рассматриваемом примере реализации системы - от таймера 9. Управляющие входы 10 и 11 соответственно коммутатора 7 и считывателя 5 связаны через формирователь 12 адресных кодов с блоком 13 синхронизации. В состав заявляемой системы также входит центральный терминал 14 сети селективного радиовызова, связанный с ним по крайней мере один передатчик 15 сети селективного радиовызова (на чертеже представлен вариант реализации системы с одним передатчиком 15), а также связанная с центральным терминалом 14 посредством сервера 16 центральная станция 17 для приема сообщений, предназначенных для визуального воспроизведения с помощью информационного табло 1. В рассматриваемом примере реализации системы центральная станция 17 служит для приема сообщений о движении общественного маршрутизированного транспорта обслуживаемой транспортной коммуникации от специализированного информационного центра 18, а также для приема рекламных и иных сообщений от специализированного информационного центра 19. Специализированный информационный центр 18 в рассматриваемом примере реализации заявляемой системы представляет собой диспетчерский терминал подсистемы контроля за маршрутизированным общественным транспортом обслуживаемой транспортной коммуникации. В простейшем случае этот диспетчерский терминал оснащен обычными средствами радиосвязи диспетчера с водителями контролируемых транспортных средств (на чертеже не показаны) по типу средств, применяемых, например, в [4] , а также телекоммуникационными средствами, обеспечивающими его связь с центральной станцией 17. Специализированный информационный центр 19 в рассматриваемом примере реализации заявляемой системы представляет собой диспетчерский терминал рекламной подсистемы. В простейшем случае этот диспетчерский терминал оснащен обычными телекоммуникационными средствами, обеспечивающими связь диспетчера информационного центра 19 как с рекламодателями, желающими распространять свои сообщения с помощью информационного табло 1 системы, так и с диспетчером центральной станции 17. Центральная станция 17 заявляемой системы служит для приема сообщений, поступающих по соответствующим линиям связи от специализированных информационных центров 18 и 19, а также для ввода этих сообщений посредством клавиатуры персонального компьютера диспетчера (на чертеже не показан) в центральный терминал 14 через сервер 16. С точки зрения функционирования сети селективного радиовызова центральная станция 17 эквивалентна одному из операторских пунктов (операторских терминалов) этой сети (на чертеже не показаны). В этом смысле для функционирования сервера 16 нет различий между обычными для сети селективного радиовызова сообщениями, передаваемыми на пейджеры абонентов с операторских пунктов сети, или информационными (рекламными) сообщениями, передаваемыми с центральной станции 17 заявляемой системы для воспроизведения на информационном табло 1. Сервер 16 в заявляемой системе служит в качестве аппаратного средства для ввода в центральный терминал 14 сообщений, поступающих от удаленной от него центральной станции 17. Аналогичные функции сервер 16 выполняет и по отношению к сообщениям, поступающим от удаленных операторских пунктов - вынесенных операторских терминалов (на чертеже не показаны), входящих в сеть селективного радиовызова, см. например [7, с. 85, рис. 2], [8, с. 47]. Центральный терминал 14 сети селективного радиовызова в заявляемой системе является средством для приема сообщений от сервера 16, формирования низкочастотного сигнала в определенном формате ("пейджинговом формате", "пейджинговом протоколе передачи", см., например, [9]) и выдачи его непосредственно на передатчик 15. Передатчик 15 сети селективного радиовызова служит для формирования высокочастотного радиосигнала, модулированного низкочастотным сигналом "пейджингового формата", и излучения его в эфир через соответствующую антенну передатчика. Индикаторная панель 2 информационного табло 1 в рассматриваемом примере реализации заявляемой системы служит для визуального воспроизведения сообщений, полученных от специализированных информационных центров 18 и 19, а также для воспроизведения информации о текущем времени, полученной от таймера 9. Приемник 3 селективного радиовызова информационного табло 1 служит для адресного приема передаваемых по сети селективного радиовызова сигналов, несущих в закодированном виде сообщения, передаваемые специализированными информационными центрами 18 и 19. Под "приемом" здесь понимается вся совокупность операций, производимых в приемнике 3 над аналоговыми радиосигналами, включая их прием, демодуляцию, аналого-цифровое преобразование и последующее хранение полученных сообщений в оперативной памяти приемника 3 в соответствии с каналами приема. Для реализации указанной функции приемник 3 селективного радиовызова выполнен многоканальным и имеет индивидуальные абонентские номера приема, установленные для получения сообщений, передаваемых соответствующими информационными центрами, в рассматриваемом примере реализации - специализированными информационными центрами 18 и 19. Указанные индивидуальные абонентские номера закреплены за приемником 3 в рамках списка номеров, предоставленных для корпоративного использования в целях заявляемой системы сетью селективного радиовызова, для которой заявляемая система является корпоративным пользователем. Закрепление за приемником 3 индивидуальной группы указанных абонентских номеров сопровождается соответствующим его программированием, в результате чего приемник 3 осуществляет прием, обработку и накопление только тех сигналов сообщений, адреса которых, представленные в адресной части сообщений, соответствуют абонентским номерам, входящим в группу номеров, закрепленных за данным приемником. МикроЭВМ 4 информационного табло 1 в рассматриваемом примере реализации заявляемой системы служит в качестве средства для преобразования полученных сообщений к виду, позволяющему отображать их на индикаторной панели 2, т.е. для преобразования сообщений, полученных по сети селективного радиовызова приемником 3 и считываемых из его оперативной памяти с помощью считывателя 5, а также сообщений, полученных от автономного датчика информации - таймера 9. Под "преобразованием" здесь понимается преобразование исходных кодов (форматов) полученных сообщений к виду, позволяющему воспроизводить их на индикаторной панели 2 определенного типа. МикроЭВМ 4 обеспечивает также хранение в своей оперативной памяти преобразованных сигналов, а в постоянной памяти - программ, обеспечивающих функционирование индикаторной панели 2. Для обеспечения взаимодействия микроЭВМ 4 с индикаторной панелью 2, с приемником 3 и таймером 9 ее соответствующие "порты" связаны магистралями (шинами) данных с одной стороны - через коммутатор 7 сообщений - с цифровым выходом приемника 3, образованным выходами считывателя 5, а также с выходом таймера 9, а с другой стороны - с управляющим входом индикаторной панели 2. Считыватель 5 приемника 3 является средством для осуществления адресного считывания из оперативной памяти приемника 3 информации, полученной по соответствующим каналам приема от специализированных информационных центров, в рассматриваемом примере реализации системы - от специализированных информационных центров 18 и 19. Коммутатор 7 в рассматриваемом примере реализации выполняет функцию контроллера, обеспечивающего соединение входного "порта" микроЭВМ 4 либо с входом 6, подключенным к выходу считывателя 5, либо с входом 8, подключенным к выходу таймера 9. Коммутатор 7 представляет собой двухпозиционное коммутирующее устройство, управляемое кодированными сигналами, поступающими с выхода формирователя 12 адресных кодов. Автономный датчик информации - таймер 9 в рассматриваемом примере реализации системы служит для формирования кодированных сигналов, соответствующих текущему времени, например часам и минутам. Формирователь 12 адресных кодов служит для формирования двух групп кодов. Первая группа кодов представляет собой коды, под действием которых с помощью считывателя 5 осуществляется считывание из памяти приемника 3 или информации о движении транспорта, поступившей из специализированного информационного центра 18, или рекламной информации, поступившей из специализированного информационного центра 19. Вторая группа кодов представляет собой коды, под действием которых осуществляется переключение входов 6 и 8 коммутатора 7. Формируемые в формирователе 12 коды синхронизированы между собой сигналами, поступающими с выхода блока 13 синхронизации. Временной промежуток между кодами обеих групп устанавливается исходя из выбранных соотношений между временными интервалами, в течение которых передается информация о транспорте, рекламная информация и информация о текущем времени от автономного датчика информации - таймера 9. Все элементы заявляемой системы реализуются на известных из уровня техники устройствах. В качестве приемника 3 селективного радиовызова, оснащенного считывателем 5 накапливаемой информации, может использоваться функционально-законченная часть буквенно-цифрового пейджера, например пейджера модели "Info ADVISOR" или "SCRIPTOR LX4" фирмы "Motorola, Inc." (США), обеспечивающего возможность приема сообщений не менее чем по шестнадцати каналам, а также формирование выходных цифровых сигналов в формате данных по стандарту RS 232 для сопряжения со стандартными ЭВМ. Считывание информации определенного канала осуществляется при этом под действием управляющего сигнала, представленного в виде параллельного двоичного кода. На аппаратном уровне коммутатор 7 сообщений может быть выполнен в виде многоканального мультиплексора, реализуемого, например, на базе микросхем 555АП4, 555АП5 [10]. В качестве микроЭВМ 4 может использоваться микропроцессор EMBEDDED MICROPROCESSOR Intel 386 EX, который работает со стандартными микросхемами памяти, программирование которых осуществляется промышленно выпускаемыми приборами, тип которых определяется видом памяти. В качестве индикаторной панели 2 в информационном табло 1 могут использоваться известные знакосинтезирующие матричные индикаторы, где символы сообщения (буквы, цифры, знаки) отображаются комбинациями соответствующим образом инициированных элементарных сегментов, а именно "зажиганием" светоизлучающих элементов, как, например, в табло [11], [12], или изменением положения двухцветного бленкера, как, например, в табло [13], [14]. Управление ("инициация") элементарных сегментов индикаторных панелей 2 осуществляется путем их подключения к электропитанию через соответствующие ключи, управляемые от микроЭВМ 4, при этом управляющие входы ключей образуют управляющий вход индикаторной панели 2. Практически среди индикаторов, использующих светоизлучающие элементы, можно использовать дисплеи типа "бегущая строка" ("LED Moving Message Signs"), например типа "RH-216CR" фирмы "Kingpul, Со." (Тайвань). В качестве блока 13 синхронизации в рассматриваемом примере реализации системы может быть использован формирователь последовательности видеоимпульсов, следующих последовательно с интервалами T1, T2, T3, T1, T2,... и т.д., где в общем случае T1

Формула изобретения
Информационная система для обслуживания транспортной коммуникации, содержащая по меньшей мере одно размещенное на транспортной магистрали и получающее по сети селективного радиовызова сообщения информационное табло, снабженное индикаторной панелью, приемником селективного радиовызова и средством для преобразования полученных сообщений к виду, позволяющему отображать их на индикаторной панели, центральный терминал сети селективного радиовызова и связанный с ним по крайней мере один передатчик сети селективного радиовызова, центральную станцию для приема сообщений, предназначенных для воспроизведения с помощью информационного табло, а также средство для ввода этих сообщений в центральный терминал сети селективного радиовызова, отличающаяся тем, что информационное табло размещено в месте ожидания транспорта пассажирами, а приемник селективного радиовызова информационного табло имеет индивидуальные абонентские номера приема, установленные для получения сообщений, передаваемых соответствующими специализированными информационными центрами, и снабжен считывателем накапливаемой в приемнике селективного радиовызова информации, выход которого связан через коммутатор сообщений со средством для преобразования полученных сообщений к виду, позволяющему отображать их на индикаторной панели, при этом другой информационный вход коммутатора сообщений является входом для получения сообщений от автономного датчика информации, а управляющие входы коммутатора сообщений и считывателя накапливаемой в приемнике селективного радиовызова информации связаны через формирователь адресных кодов с блоком синхронизации.РИСУНКИ
Рисунок 1