Способ произвольной регуляции дыхания у больных бронхиальной астмой
Изобретение относится к медицине, а именно к пульмонологии, педиатрии. Целью изобретения является обеспечение произвольной регуляции дыхания в пределах заданного ритма. На грудной клетке или в верхней части живота фиксируют датчик дыханий. Датчик подключают к зрительно-слуховому регулятору дыхания (ЗСРД). ЗСРД обеспечивает звуковую и визуальную индикацию реальной длительности времени вдоха и выдоха, позволяет регулировать временные режимы дыхательного цикла. Способ обеспечивает произвольную регуляцию дыхания в пределах заданного ритма. 3 табл.
Изобретение относится к медицине, в частности к физиологии, пульмонологии и педиатрии. Посвящено лечению больных бронхиальной астмой с помощью дыхательного тренажера, т. е. устройства с биологической обратной связью, используемого как вариант биологической игры для саморегуляции нарушенного дыхания.
Известен способ волевой регуляции дыхания у больных бронхиальной астмой (К. П.Бутейко), который достигается путем поверхностного медленного дыхания, контролируя эффективность задержками на выдохе. Однако в приступном периоде астмы, особенно при ее тяжелом течении, изменение ритма дыхания и задержки на выдохе физиологически нереальны. Обучение волевой регуляции дыхания занимает длительное время и требует профессиональных затрат, а попытка регуляции отдельных фаз дыхательного цикла указанным способом без тренажера еще больше осложнит решение задачи. Методика не лишена побочных эффектов: нарастающая гипоксия, общая интоксикация с нервным возбуждением, озноб, лихорадка, головные боли, миалгии, гиперсекреция с выделением обильной мокроты, в отдельных случаях развитие ателектазов (Исаева Л.А. и Силуянова В.А., Андреева Е.И., Анохин М.Н., Туритова Л.В., Фролова А.В., Эрдес С.И., 1986). Способ Бутейко К. П. взят в качестве прототипа. В связи с этим Исаева Л.А. с соавт. (1986) предложила методику, заключающуюся в специальных упражнениях ЛФК, при которой больной дышит через нос, поверхностно, избегая глубоких вдохов и выдохов. Длительность обучения в стационаре 2-4 недели, причем время на процедуру затрачивается до 30-40 мин. Эффект закрепляется при повторении процедуры 3-4 раза в день, что утомляет пациента и требует присутствие методиста. Методика требует продолжение обучения и после выписки из стационара. Изменение ритма дыхания с использованием капнографа и монитора сердечно-сосудистой деятельности обеспечивает высокую научную информацию, но больной в силу своих знаний не вполне (особенно дети дошкольного и младшего школьного возраста) подготовлены использовать результаты исследования с целью саморегуляции дыхания, не считаясь с технической доступностью. Необходимым условием при всех методах волевого управления дыхания является внушение, но не все пациенты внушаемы, и возможно оно не безразлично для психологии ребенка. Целью предлагаемого способа является произвольная регуляция дыхания в пределах заданного времени с учетом возрастных возможностей. Для осуществления способа использован аппарат - электронный зрительно-слуховой регулятор дыхания, обеспечивающий измерение реальной длительности смежных временных интервалов, которые определятся моментами переключения дыхательного датчика, фиксируемого на пациенте, визуальную индикацию реальной длительности временных интервалов в виде перемещающегося светового пятна (мячика), аналоговую двухтональную звуковую индикацию реальной длительности временных интервалов, цифровую индикацию длительности временных интервалов двухразрядным десятичным кодом. Измерение длительности временных интервалов обеспечивается в пределах 9 с (т.е. может быть задан временной режим вдоха, или выдоха, или дыхательного цикла в пределах до 9 с). Прежде чем начать процесс регуляции дыхания необходимо заинтересовать пациента в произвольной регуляции дыхания, по возможности создать спортивную ситуацию, предварительно научив его правильно ориентироваться в функциональных обозначениях передней панели аппарата. В табл. 1 приведены интервалы, задаваемые для регуляции дыхания с учетом возрастных возможностей ребенка (режимы отличаются известной условностью, т. к. каждому ребенку свойственны свои пределы произвольной регуляции дыхания). Способ произвольной регуляции осуществляется следующим образом: 1. Установить временной интервал, соответствующий возрасту и состоянию больного в момент исследования. 2. Ознакомить пациента с временным режимом для регуляции дыхания и поставить перед ним конкретную задачу. 3. После овладения пациента методикой произвольной регуляции дыхания, что диагностируется по устойчивости совпадений результатов с задаваемым режимом регуляции, приступают к регистрации результатов. 4. В зависимости от поставленной цели, в частности, регулируется дыхательный цикл или его фазы, в протокол заносятся от 60 до 100 дыхательных циклов (совпадение с заданным временным интервалом отмечается как +, неудача как -). 5. По окончании исследования результаты оцениваются по уровню произвольной регуляции дыхания (УПРД):

Формула изобретения
Способ произвольной регуляции дыхания у больных бронхиальной астмой, включающий изменение фазы вдоха или выдоха или дыхательного цикла, отличающийся тем, что на верхней части живота или на грудной клетке фиксируют датчик дыхания, который подключают к электронному зрительно-слуховому регулятору дыхания, на котором выставляют временные режимы с учетом возраста и тяжести состояния больного и который обеспечивает визуальную и звуковую индикацию реальной длительности временных режимов, дыхательного цикла, а регуляцию дыхания осуществляют, оценивая количество совпадений ритма дыхания с задаваемыми временными режимами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 26.06.1999
Номер и год публикации бюллетеня: 9-2001
Извещение опубликовано: 27.03.2001