Полувагон с глухим кузовом
Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу и касается грузовых вагонов для перевозки насыпных грузов. Полувагон с глухим кузовом содержит ходовые части (1) и размещенный на них кузов (2), состоящий из рамы (3), торцевых (4) и боковых (5) стен с крышками люков (6), снабженными запорами. Крышки люков выполнены открывающимися внутрь кузова с помощью шарниров, соединенных между собой жесткой связью. Шарнир, установленный на каркасе проема люка, снабжен ограничителем поворота жесткой связи. Крышка, люка снабжена фиксаторами ее закрытого положения. Запор, размещенный снаружи на крышке люка, выполнен в виде поворотного валика с лысками, взаимодействующего с - образным гнездом, закрепленным на элементе каркаса люка. Заявленное изобретение позволяет снизить трудоемкость обслуживания. 5 ил.
Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу и касается грузовых вагонов для перевозки насыпных грузов.
Известен полувагон, содержащий ходовые части и установленный на них кузов с рамой, с боковыми и торцевыми стенами и с крышками люков в боковых стенах [1]. Крышки люков указанного вагона крепятся к боковой стене в верхней части при помощи петель и открываются наружу. Внизу крышка люка закрывается двумя запорными устройствами, выполненными в виде поворотных защелок. К недостаткам данного полувагона можно отнести вероятность создания аварийной ситуации в случае самопроизвольного открывания крышки люка наружу и высыпание груза вследствие сжатия ее действием веса груза, а также за счет увеличения зазоров в шарнирных соединениях вследствие износа. Известна также конструкция полувагона с люками в боковой стене, открывающимися наружу для удаления остатков сыпучих грузов после разгрузки [2]. Боковая крышка люка содержит каркас, который вверху шарнирно прикреплен к каркасу люка двумя петлями. Снизу крышка закрывается двумя запорами, выполненными в виде поворотных защелок. Эта конструкция полувагона выбрана в качестве прототипа. Недостатком данной конструкции можно считать неудобство и большую трудоемкость в обслуживании, так как для фиксаций крышки в открытом положении ее необходимо зацепить за крючки, расположенные на верхней обвязке полувагона. Для выполнения этой операции необходимо по меньшей мере два человека. Кроме того, здесь также не исключена вероятность возникновения ситуаций в случае самопроизвольного открывания боковой крышки люка, высыпание груза и выход ее за габарит полувагона. Необходимость выполнения люков и установки крышек в двух диагонально противоположных точках боковых стен полувагонов (гондол) с глухим кузовом (без дверей и люков в полу), используемых для перевозки сыпучих грузов в замкнутых маршрутах с разгрузкой на вагоноопрокидывателях или грейферными кранами, возникает в связи с неполным высыпанием из-за слипания, смерзания, спекания и других причин или в связи с трудностью доступа для механизированного разгрузочного оборудования, например, в углы полувагона. Вследствие этого возникает необходимость зачистки кузова вручную с последующей выгрузкой оставшихся сыпучих грузов через люки, выполненные в боковых стенах полувагонов. При создании настоящего изобретения решалась задача разработки такой конструкции полувагона, в которой обеспечивается удобство обслуживания в эксплуатации, снижение трудоемкости, исключение вероятности возникновения ситуации в случае непредвиденного открывания крышки люка, а также обеспечение плотного прижатия крышки люка к боковой стене полувагона весом груза. Для этого боковая крышка люка установлена на шарнирах, соединенных между собой жесткой связью, и поворачивается внутрь полувагона в горизонтальной плоскости на 180o. Шарниры, соединенные между собой жесткой связью, расположены снаружи полувагона, исключая тем самым взаимодействие их с сыпучими грузами, при этом один шарнир крепится к крышке люка, а второй шарнир крепится к каркасу проема люка. Шарнир, установленный на каркасе проема люка, снабжен ограничителем поворота жесткой связи, служащим для ориентирования фиксаторов закрытого положения, установленных на крышке люка, на необходимую траекторию движения, в частности, на наружную поверхность каркаса люка. Люки в боковых стенах для крышек выполняются на некотором расстоянии от угловых стоек в диагонально противоположных точках. Предпочтительное расположение люков между первой и второй боковыми стойками, вне зон вероятного максимального скопления сыпучих грузов в углах полувагона. Крышка люка имеет размеры несколько больше, чем размеры самого проема люка, обеспечивая тем самым полное и плотное перекрытие проема по всему периметру. Плотность перекрытия проема люка достигается за счет спаренных шарниров, соединенных собой жесткой связью, дающих возможность крышке люка перемещаться и прижиматься в направлении внутренней поверхности каркаса проема под действием веса груза в полувагоне. В закрытом положении крышка люка фиксируется также снаружи поворотным подпружиненным валиком с лысками, прикрепленным к ней с помощью кронштейна и взаимодействующим с омегообразным гнездом, прикрепленным к элементу каркаса люка. Сущность изобретения заключается в том, что на полувагоне, крышки люков выполнены открывающимися внутрь кузова с помощью шарниров, соединенных между собой жесткой связью, при этом шарнир, установленный на каркасе проема люка, снабжен ограничителем поворота жесткой связи, крышка люка снабжена фиксаторами ее закрытого положения, а запор, размещенный снаружи на крышке люка, выполнен в виде поворотного валика с лысками, взаимодействующего с

Формула изобретения
Полувагон с глухим кузовом, содержащий ходовые части и размещенный на них кузов, состоящий из рамы, торцевых и боковых стен с крышками люков, снабженными запорами, отличающийся тем, что крышки люков выполнены открывающимися внутрь кузова с помощью шарниров, соединенных между собой жесткой связью, при этом шарнир, установленный на каркасе проема люка, снабжен ограничителем поворота жесткой связи, крышка люка снабжена фиксаторами ее закрытого положения, а запор, размещенный снаружи на крышке люка, выполнен в виде поворотного валика с лысками, взаимодействующего с
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5