Машина электрическая и способ изготовления ротора к ней
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании и изготовлении электрических машин. Сущность изобретения состоит в том, что в электрической машине, содержащей корпус с расположенными в нем якорем, парой подшипниковых узлов, а также ротором, выполненным в виде полого вала с выходным концом и полостью, в которой расположен постоянный магнит, с валом в области начала его полости сочленен колпачок с хвостовиком. При этом второй из подшипниковых узлов установлен на хвостовике колпачка и размещен в корпусе. Способ изготовления ротора данной электрической машины включает изготовление полого вала с выходным концом, установку постоянного магнита в полость вала, изготовление колпачка с хвостовиком. Наружные диаметры вала, его выходного конца и хвостовика колпачка выполняют с припуском по диаметру, а после сочленения вала и колпачка придают им вращение относительно оси, проходящей через центры торцов хвостовика колпачка и выходного вала, и осуществляют снятие припусков до момента обеспечения номинальных размеров обрабатываемых поверхностей и их соосностей. Технический результат, достигаемый изобретением, состоит в повышении технологичности, снижении момента инерции вращающихся частей и расширении диапазона рабочих скоростей заявленной электрической машины. 2 с.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области приборостроения и электротехники и может быть использовано, например, в качестве высокоскоростного привода для режущего инструмента в стоматологии, при проведении граверных работ или других местах, где требуется регулируемая скорость вращения ротора (от 1.000 об/мин до 60.000 об/мин).
Известны электрические машины (электродвигатели), содержащие корпус, ротор в виде монолитного вала с магнитной системой на наружной поверхности и статор, подключенный к источнику питания. Способ изготовления ротора для вышеприведенных машин заключается в выполнении монолитного вала с последующим закреплением на наружной поверхности вала магнитной системы, см. а. с. СССР N 656160, МКИ H 02 K 29/00, 1970 г. и а. с. СССР N 468336, МКИ H 02 K 21/12, 1975 г. Существенным недостатком приведенных конструкций является их повышенные радиальные габариты, обусловленные монолитностью вала ротора, на наружную поверхность которого устанавливается магнитная система. Наиболее близким техническим решением (прототипом) к предлагаемому изобретению является электрическая машина (двигатель вентильный), содержащая корпус, расположенные в корпусе якорь, ротор, выполненный в виде вала с выходным концом и полостью под постоянный магнит, и пару подшипниковых узлов, один из которых установлен на выходном конце вала и размещен в корпусе. Способ изготовления ротора машины электрической включает изготовление полого вала с выходным концом и установку постоянного магнита в полости вала, см. патент РФ N (27.09.96) RU 2067349 C1, а. з. N 5050666/07 (032248) от 03.07.92 г. , МПК H 02 K 21/12, получено положительное решение о выдаче патента от 28.10.93 г. Недостатками данного технического решения являются 1) повышенный момент инерции ротора, обусловленный а) большим диаметром и массой вращающегося наружного кольца подшипника, установленного в полости вала; б) увеличенным диаметром и массой ротора в области размещения подшипника в полости вала; 2) пониженная технологичность за счет сложного конструктивного выполнения вала ротора, имеющего сложный многоступенчатый профиль с внутренней резьбой на одной из ступеней его полости; 3) пониженная максимально допустимая скорость вращения ротора, т.к. он изготавливается за две установки (выполнение полости вала с последующим переворачиванием заготовки для проточки его выходного конца), то обязательно будет иметь место элемент несоосности посадочных поверхностей под подшипниковые узлы, что ведет к перекосу подшипников и, как следствие, к быстрому перегреву на высоких оборотах; 4) пониженный КПД электрической машины, обусловленный необходимостью увеличения зазора между наружной поверхностью вала (с магнитной системой) и обмотками якоря за счет несоосности опор под подшипниковые узлы (см. п.3). С помощью предлагаемого технического решения достигается новый технический результат, заключающийся в уменьшении момента инерции ротора, повышении технологичности изготовления и максимально допустимой скорости вращения, а также в увеличении КПД электродвигателя. В соответствии с предлагаемым изобретением технический результат достигается тем, что машина электрическая, содержащая корпус, расположенные в корпусе якорь, ротор, выполненный в виде вала с выходным концом и полостью под постоянный магнит, а также пару подшипниковых узлов, один из которых установлен на выходном конце вала и размещен в корпусе, снабжена колпачком с хвостовиком, при этом колпачок сочленен с валом в области начала его полости, а второй подшипниковый узел установлен на хвостовике колпачка и размещен в корпусе. В способе изготовления машины электрической, включающем изготовление полого вала с выходным концом и установку постоянного магнита в полости вала, дополнительно изготавливают колпачок с хвостовиком, при этом наружные диаметры вала, его выходного конца и хвостовика колпачка выполняют с припусками по диаметру, а после сочленения вала и колпачка придают им вращение относительно оси, проходящей через центры торцов хвостовика колпачка и выходящего конца вала, и осуществляют при этом снятие вышеуказанных припусков до момента обеспечения номинальных размеров обрабатываемых поверхностей и их соосностей. На фиг.1 представлена предлагаемая электрическая машина, на фиг.2 - колпачок с выступом в увеличенном масштабе, на фиг.3 и фиг.4 - операции по снятию припусков с наружных диаметров вала, его выходного конца и хвостовика колпачка. Электрическая машина содержит корпус 1, в котором соосно размещены якорь 2 с обмотками 3, ротор 4 в виде вала 5 из немагнитного материала с выходным концом 6 и полостью 7, в которой установлен радиально намагниченный постоянный магнит 8 цилиндрической формы. На наружном диаметре вала 5 со стороны начала его полости 7 выполнена резьба, на которую навинчен колпачок 9 (колпачок 9 с валом 5 может быть сочленен также путем склеивания, прессования или любым другим способом). Колпачок 9 поджимает магнит 8 к дну полости 7 (магнит 8 может быть зафиксирован от проворота также посредством клея, прессования и т.п.) и выполнен с хвостовиком 10, установленным в первом подшипниковом узле в виде подшипника качения 11, размещенного в корпусе 1. Выходной конец 6 вала 5 установлен во втором подшипниковом узле в виде подшипника 12, поджатого в осевом направлении через упругое кольцо 13 втулкой 14 и зафиксированного от осевого смещения с помощью разрезного кольца 15, установленного в корпусе 1. Работа электрической машины (например, в качестве вентильного двигателя) осуществляется следующим образом. Управляющий сигнал с блока управления (в графических материалах не показан) поступает на обмотки управления 3 якоря 2, чем ротор 4 приводится во вращение. С датчика положения (в графических материалах не показан) ротора 4 на блок управления поступает электрический сигнал, характеризующий его угол поворота. В свою очередь с блока управления подается команда на соответствующую фазу обмотки 3 якоря 2, чем достигается регулировка скорости вращения ротора 4 электрической машины. Способ изготовления ротора к электрической машине поясняется с помощью графических материалов, изображенных на фиг. 3 и фиг. 4. Для получения ротора изготавливают вал 5 с выходным концом 6 и осевой полостью 7, а также колпачок 9 с хвостовиком 10 (см. фиг.1). Наружные диаметры вала 5, его выходного конца 6 и хвостовика 10 колпачка 9 выполняют с припусками по наружному диаметру соответственно - 2






4) повышается КПД за счет обеспечения соосности между опорами ротора и наружной поверхностью вала (зазор между валом с магнитной системой и обмотками якоря может быть уменьшен на величину возможного радиального биения между опорами ротора и наружной поверхностью вала в известной конструкции). В настоящее время на предприятии по материалам заявки изготовлен опытный образец, который при испытаниях показал высокие эксплуатационные характеристики в диапазоне скоростей от 1000 об/мин до 65000 об/мин.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4