Электродинамический привод клапанов
Электродинамический привод клапанов предназначен для двигателей внутреннего сгорания. Электродинамический привод клапанов содержит магнитомягкий магнитопровод, внутри которого размещены магнитомягкий подпружиненный якорь, постоянный магнит и обмотка управления. Магнитомягкий подпружиненный якорь установлен с возможностью возвратно-поступательного перемещения. Внутри обмотки размещен магнитомягкий сердечник. На торце которого со стороны, обращенной в сторону якоря, установлен постоянный магнит. Приведена математическая зависимость выбора размеров магнита. На внутренней поверхности магнитопровода вдоль пути перемещения якоря закреплен магнитно-индукционный демпфер в виде кольца из электропроводящего материала. Изобретение позволяет увеличить размеры постоянного магнита, уменьшить размеры обмотки управления, что приводит к увеличению силы магнитного притяжения, улучшению (линеаризации) ее (силы) характеристики, уменьшению энергопотребления и постоянной времени обмотки управления и, как следствие, к повышению эффективности работы постоянного магнита и увеличению быстродействия привода в целом. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области электротехники, в частности к электромагнитным приводам клапанов, преимущественно для двигателей внутреннего сгорания.
Известно "Устройство для электромагнитного управления клапанами, совершающими возвратно-поступательное движение" (заявка ФРГ N OS 3500530 F 01 L 9/04 опубл. 86.07.10), состоящее из двух электромагнитных систем с общим якорем, установленным на стержне клапана и защемленным между двумя пружинами, действующими навстречу друг другу, и двух постоянных магнитов, расположенных внутри периферийной части магнитопровода обмотки. Расположение магнитов на максимальном удалении от рабочего зазора между якорем и торцевой поверхностью магнитопроводов, охватывающих обмотки приводит к существенному шунтированию поля от постоянного магнита, попадающего в рабочий зазор, полями рассеяния между магнитопроводами обмоток и, как следствие, существенному ослаблению силы магнита, действующей на якорь. Кроме того, подобное расположение магнита существенно ухудшает силовую характеристику, которая принимает гиперболический вид, когда сила на максимальном зазоре минимальна и резко возрастает на минимальном зазоре. При сложении сил от пары магнитов и двух пружин суммарная характеристика имеет явно выраженный нелинейный характер, что приводит в динамике к возникновению самопроизвольных автоколебательных движений якоря. Наличие двух электромагнитных систем (контуров) существенно ухудшает динамику работы из-за возникновения ЭДС в одной из них при изменении тока в другой и увеличения взаимной индуктивности, приводящей к возрастанию постоянной времени обмоток. Наиболее близким к заявляемому электродинамическому привоз является "Приводное устройство для вакуумных клапанов" (заявка ЕПВ N 0219572 F 16 K 31/08 опубл. 87.04.29), содержащее анкер, возвратно-поступательно перемещающийся между двумя положениями, катушку, постоянный магнит, расположенный внутри катушки, пружину. При этом в положении, когда анкер и магнит прилегают друг к другу, усилие магнита превышает усилие пружины; когда анкер находится на некотором расстоянии от магнита, усилие пружины больше усилия магнита. Указанное приводное устройство, выбранное за прототип, имеет два устойчивых положения при обесточенной обмотке, т.е. сила магнита не может преодолеть силу пружины на некотором удалении от него анкера. Из этого следует, что со стороны обмотки (а, значит, внешнего источника энергии) должна быть совершена работа сначала на ослабление сил магнита для перемещения анкера из одного устойчивого положения, а затем на преодоление силы пружины для перемещения анкера в другое устойчивое положение, т.е. обмотка на одном цикле работы клапана совершает одну и ту же работу два раза. Кроме того, при подаче двух (разнополярных) импульсов на обмотку удваивается постоянная времени закрытия и открытия клапана. Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в создании электродинамического привода с возможно минимальным потреблением электрической энергии и максимальным быстродействием. Технические результаты, достигаемые при осуществлении изобретения, состоят в повышении эффективности работы постоянного магнита и увеличении быстродействия привода. Это достигается тем, что в электродинамическом приводе клапанов, содержащем магнитомягкий магнитопровод, внутри которого размещены магнитомягкий подпружиненный якорь, установленный с возможностью возвратно-поступательного перемещения, постоянный магнит и обмотка управления, новым является то, что внутри обмотки управления размещен магнитомягкий сердечник, постоянный магнит установлен на торце указанного сердечника, обращенном в сторону якоря, при этом размеры магнита выбраны из соотношений:



lз1 - воздушный зазор между якорем и магнитом;


где


Fпр(К,l3) - сила пружины, зависящая от величины перемещения (зазора) якоря относительно магнита l3 и жесткости пружины К;
Fзадоткр - заданная необходимая сила открытия;
Fзадоткр - заданная необходимая сила закрытия и удерживания. Быстродействие привода определяется величинами сил открытия и закрытия, приведенной к якорю массой подвижных элементов (mпр) и постоянной времени обмотки управления. Постоянная времени обмотки управления


где






dм - диаметр цилиндрического магнита;
lм - длина магнита в направлении намагниченности;
dж - диаметр магнитомягкого сердечника обмотки;
dk - наружный диаметр обмотки управления;
lk - высота намотки обмотки управления;
lз - воздушный зазор между якорем и магнитом;
Hс - коэрцитивная сила материала магнита;


dпр - диаметр провода (по металлу) обмотки управления;
Z - коэффициент заполнения обмотки управления;

Fподж - максимальная сила поджатая пружины;
K - коэффициент жесткости пружины сжатия. Обеспечить выполнение соотношений (2) и (3) можно соответствующим выбором конструктивных параметров магнита (dм, lм, Hс,



Сила, действующая на торец якоря со стороны магнита, при обесточенной обмотке управления (iзад=0):

Сила пружины, действующая на торец якоря:
Fпр(K,lз)=Fподж-K

Fзадоткр=-Fзадзакр. Подставив (4), (5), (6) в (2), приравняв левые части выражений (2) со знаками согласно (7); сократив подобные члены, получим выражение, определяющее взаимосвязь длины магнита с остальными конструктивными параметрами:

Индуктивность обмотки управления определяется выражением:

Сопротивление обмотки управления:

Подставив (9) и (10) в (3) и сократив подобные члены, получим выражение, определяющее взаимосвязь диаметра магнита с длиной магнита по (8) и остальными конструктивными параметрами:

Таким образом, выполнение магнита в размерах, удовлетворяющих соотношениям конструктивных параметров (8), (11), выведенных из начальных условий (2), (3) позволяет получить электродинамический привод клапанов, обеспечивающий необходимые усилия открытия, закрытия, удержания и быстродействие. Выполнение требований по усилиям и быстродействию, предъявляемых к приводу, приводит к ударам якоря по упорам в крайних положениях и нежелательным отскокам от них. Действительно, якорь, разгоняясь под действием заданных сил Fзадоткр или Fзадзакр, достигает в конце хода значительных скоростей. Так, например, при lз 10



где



Формула изобретения

где lм - длина магнита в направлении намагниченности;
iзад - заданная величина постоянного тока в обмотке управления;
lк - высота намотки обмотки управления;
dк - наружный диаметр обмотки управления;
dж - диаметр магнитомягкого сердечника обмотки управления;
Z - коэффициент заполнения обмотки управления;
dпр - диаметр провода (по металлу) обмотки управления;
Hс - коэрцитивная сила материала магнита;



lз - воздушный зазор между якорем и магнитом;

РИСУНКИ
Рисунок 1