Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к комплексам бортового оборудования самолетов, обеспечивающих определение координат целей. Достигаемый технический результат - повышение точности определения координат неподвижных целей и координат и составляющих скорости подвижных целей - реализуется тем, что в прицельно-навигационный комплекс, содержащий систему навигации, прицельную систему, индикационно-отрабатывающую систему, задатчик координат ориентиров и времени, блок алгебраического суммирования, блок интеграторов неподвижных целей, блок интеграторов ориентиров, блок интеграторов подвижных целей, введены блок поправок координат неподвижных целей и блок поправок параметров подвижных целей. 1 ил.
Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к комплексам бортового оборудования самолетов, обеспечивающего определение координат целей, например, при проведении разведывательных операций.
Известны прицельно-навигационные комплексы определения координат целей, описания которых приведены в книге [1] К.Ф.О'Доннела "Инерциальная навигация", Москва, Наука, 1969 г., стр. 413-421, в книге [2] Р.В.Мубаракшина и др. "Прицельные системы стрельбы", Москва, ВВИА им. Жуковского, 1973, стр. 299-301, в книге [3] О.А. Бабича "Обработка информации в навигационных комплексах", Москва, Машиностроение, 1991 г., стр. 485-191.
В качестве прототипа принимается, описанный в [3] прицельно-навигационный комплекс, содержащий: систему навигации СН, задатчик координат ориентиров и времени ЗКОВ, индикационно-отрабатывающую систему ИОС, прицельную систему ПС, блок алгебраического суммирования БАС, блок интеграторов неподвижных целей БИНЦ, блок интеграторов ориентиров БИО, блок интеграторов подвижных целей БИПЦ.
При определении координат неподвижных целей и координат и скоростей подвижных целей в контурах ПС-БАС-СН-БИНЦ, ПС-БАС-СН-БИПЦ формируются координаты и скорости целей с определяемыми в основном режимами работы СН, погрешностями по координатам от десятков метров до единиц километров и погрешностями по скоростям 0,1 - 1 м/с (см. например, [4], И.И.Помыкаев и др. "Навигационные приборы и системы", Москва, Машиностроение, 1983 г., стр. 396), что является недостатком прототипа.
Техническим результатом, обеспечиваемым при использовании предлагаемого технического решения, является повышение точности определения координат неподвижных целей и координат и составляющих скорости подвижных (особенно наземных и морских) целей.
Достигается технический результат тем, что в комплекс, содержащий систему навигации, прицельную систему, индикационно-отрабатывающую систему, задатчик координат ориентиров и времени, блок алгебраического суммирования, блок интеграторов неподвижных целей, блок интеграторов ориентиров, блок интеграторов подвижных целей, дополнительно введены блок поправок координат неподвижных целей, обеспечивающий формирование точных значений координат обнаруженных неподвижных целей, и блок поправок параметров подвижных целей, обеспечивающий формирование точных значений параметров движения (координат, скоростей, ускорений) обнаруженных подвижных целей по данным блока интеграторов ориентиров.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей: 1 - система навигации СН, 2 - задатчик координат ориентиров и времени ЗКОВ, 3 - индикационно-отрабатывающая система ИОС, 4 - прицельная система ПС, 5 - блок алгебраического суммирования БАС, 6 - блок интеграторов неподвижных целей БИНЦ, 7 - блок интеграторов ориентиров БИО, 8 - блок интеграторов подвижных целей БИПЦ, 9 - блок поправок координат неподвижных целей БПКНЦ,
10 - блок поправок параметров подвижных целей БПППЦ.
Комплекс работает следующим образом.
В процессе разведывательного полета самолета ПС4 обнаруживает и идентифицирует, например, неподвижную наземную (надводную) цель (или множество таких целей), измеренные координаты этих целей относительно самолета X
НСИ = X
НС +

(здесь X
НС - действительные значения координат,

высокочастотная центрированная погрешность) с выхода ПС4 поступают на третий вход БАС5, на первый вход которого с выхода CH1 поступают измеренные координаты местоположения самолета

где X - действительные значения,

=

a
kt
k - погрешность типа временного ряда K-й степени с постоянными коэффициентами A
k.
С выхода БИНЦ6 на первый вход БПКНЦ9 и на четвертый вход БАС5 поступают корректирующие сигналы y
н, y
нpb
1, ..., y
нp
n-1b
n-1, где b
1,..., b
n - постоянные коэффициенты, p - оператор дифференцирования.
В БАС5 по поступившим сигналам формируются:
- сигнал измеренного местоположения неподвижной цели (целей)
x
ни = y
н + y
нpb
1 + ... + y
нp
n-1b
n-1,
- сигнал откорректированных относительных координат

- корректирующий сигнал (при X
н = X + X
нк)

который со второго выхода БАС5 поступает на вход БИНЦ6, где формируются сигналы

(R = 1+b
1p + ... + b
np
n).
При этом

откуда следует, что при n > k

подбором коэффициентов b
1,..., b
n высокочастотная погрешность

подавляется до любой близкой к нулю величины, и после окончания переходного процесса

= X
НС - этот сигнал поступает на первый выход БАС5.
Сигнал

при оговоренных выше условиях, x
н = const, в момент времени t
н x
ни = x
н +

(t
н) - этот сигнал измеренных координат цели с погрешностью

(t
н) также поступает на первый выход БАС5 (например, последовательно с сигналом

Сигналы

X
НИ с первого выхода БАС5 поступают на первый вход ИОС3 (см. например, книгу [4], В.Г.Гришутина "Лекции по авиационным прицельным системам стрельбы", Киев, КВВАИУ, 1980 г., стр. 356) для индикации экипажу, управления самолетом, оружием, трансляции на взаимодействующие самолеты и наземные пункты управления и разведки.
В процессе дальнейшего полета ПС4 обнаруживает и идентифицирует, например, подвижную наземную (надводную) цель (или множество таких целей); измеренные текущие координаты относительно самолета X
ПСИ = X
ПС +

(здесь X
ПС - точные значения относительных координат подвижной цели,

- высокочастотная центрированная погрешность), с выхода ПС4 поступают на третий вход БАС5 (например, последовательно с X
НСИ), на шестой вход которого с выхода БИПЦ8 поступают корректирующие сигналы y
п, y
п 
pb
1, ..., y
пp
n-1b
n-1, поступающие также на третий вход БПППЦ10.
В БАС5 по поступившим сигнал формируются:
- сигнал местоположения подвижной цели (целей)
x
пи = y
п + y
пpb
1 +... + y
пp
n-1b
n-1 = ry
п,
- сигнал откорректированных текущих координат

- корректирующий сигнал (при X
П = X + X
ПС)

который с четвертого выхода БАС5 поступает на вход БИПЦ8, где формируются сигналы

(R = 1 + pb
1 +p
n)b
n-1,
при этом

откуда следует, что, например, при X
п = A
0+ A
1t + A
2t
2 (движение подвижной цели с ускорением), n > k, n > 2 и при коэффициентах b
1,... b
n, обеспечивающих подавление

до близких к нулю величин, после окончания переходного процесса

X
пс - этот сигнал поступает на первый выход БАС 5 (например, последовательно с сигналом

).
Сигнал

при оговоренных выше условиях в части подавления

n > k, n > 2 в момент времени t
п X
пи = x
п(t
п) +

(t
п) - этот сигнал измеренных координат подвижной цели с погрешностью

(t
п) поступает на первый выход БАС5 (например, последовательность с сигналом X
НИ). Сигналы

X
ПИ с первого выхода БАС5 поступают на первый вход ИОС3 для индикации экипажу, управления самолетом, оружием, трансляции на взаимодействующие самолеты и наземные пункты управления и разведки.
В процессе дальнейшего полета ПС4 обнаруживает и идентифицирует наземные неподвижные ориентиры с известными координатами X
0, которые с первого выхода ЗКОВ2 поступают на второй вход БАС5. С выхода ПС4 сигналы измеренных относительных координат X
ОСИ = X
ОС +

(здесь X
ОС - действительное значение относительных координат) поступают на третий вход БАС5, на пятый вход которого с выхода БИО7 поступают корректирующие сигналы y
0, y
0pb
1, ..., y
0p
n-1b
n-1, поступающие также на вторые входы БПКНЦ9 и БПППЦ10.
В БАС5 по поступившим сигналам формируются:
- сигнал откорректированного значения координат местоположения самолета

- корректирующий сигнал

который с третьего выхода БАС5 поступает на вход БИО7.
Тогда

R = 1 + b
1p + ... + b
np
n,

откуда следует, что при n > k

соответственно при подавлении

до величин, близких к нулю

= X, этот сигнал откорректированных координат местоположения самолета поступает на первый выход БАС5, подключенный на первый вход ИОС3 для индикации экипажу, управления самолетом, трансляции на взаимодействующие самолеты и наземные пункты управления.
На третий вход БПКНЦ9 со второго выхода ЗКОВ2 поступают сигналы времени t
н и текущего времени t.
БПКНЦ9 по техническому исполнению является арифметическим устройством, выполняющем операции алгебраического суммирования и умножения (см., например, книгу [5] Преснухина Л.Н., Нестерова П.В. "Цифровые вычислительные машины, Москва, Высшая школа, 1981 г., стр. 329). По поступившим сигналам в БПКНЦ 9 осуществляется формирование компенсирующей поправки

(t
н) и откорректированных координат местоположения цели

X
ни= y
н+y
нpb
1+...+y
нp
n-1b
n-1= X
н+

(t
н)
(в момент времени t
н)
Z
0 = y
0 + y
0pb
1 + ... + y
0p
n-1b
n-1 =

(t);
z
1 = y
0pd
1 + ... + y
0p
n-1d
n-1 =

d
1 = const, ..., d
n-1 = const,
a
0(Z
0, ..., Z
k,t), a
1(Z
1, ..., Z
k,t), a
k,

Например, при K = 1,

(t) = a
0 + a
1t,

a
1 = Z
1 соответственно a
0 = Z
0 - Z
1t;

(t
н) = a
0 + a
1t
н = z
0 - z
1 (t-t
н);

Сигнал откорректированных координат местоположения неподвижной цели

= X
Н с выхода БПКНЦ6 поступает на второй вход ИОС3 для индикации экипажу, управления самолетом, оружием и трансляции на наземные пункты управления и разведки.
Со второго выхода ЗКОВ2 сигналы времени t
п и текущего времени t поступают на первый вход БПППЦ10, по техническому исполнению являющимся арифметическим устройством ([5], стр. 392), в котором на операциях алгебраического суммирования и умножения формируются компенсирующие поправки

и откорректированные параметры

подвижной цели - при ее движении с ускорением x
п(t) = (A
0 + A
1t + A
2t
2):
x
ни(t
п) = y
пr = x
п(t
п) +

(t
п);

z
0 = y
0 + y
0 pb
1 + ... + y
0p
n-1b
n-1 =

(t),
z
1 = y
0pd
1 + ... + y
0p
n-1d
n-1 =

(здесь e
1, . .., e
n-1, m
1,..., m
n-1, d, ..., d
n-1 - постоянные коэффициенты),
a
0(z
0,..., z
k, t), a
1(z
1,..., z
k, t),..., a
k 
(t
п) = a
0 + a
1t
п+ ...+ a
kt
пk,

(t
п) = a
1 + 2a
2t
п + ... + a
k 
k

t
пk-1,

(t
п) = 2a
2 + ... + a
k 
k

(k-1) t
пk-2,

Сигналы откорректированных параметров подвижной цели

с выхода БПППЦ10 поступают на третий вход ИОС3 для индикации экипажу, управления самолетом, оружием, трансляции на наземные пункты управления и разведки.
Таким образом, обеспечивается достижение технического результата - повышение точности определения координат местоположения множества обнаруженных неподвижных целей, параметров движения подвижных целей и, как следствие этого, повышение боевой эффективности применения самолетов в текущей и последующих боевых операциях.
Формула изобретения
Прицельно-навигационный комплекс, содержащий блок алгебраического суммирования и подключенные выходами к его первому-шестому входам систему навигации, задатчик координат ориентиров и времени, прицельную систему, блок интеграторов неподвижных целей, блок интеграторов ориентиров, блок интеграторов подвижных целей, а также индикационно-отрабатывающую систему, на вход которой подключен первый выход блока алгебраического суммирования, второй, третий и четвертый выходы которого подключены соответственно к входам блока интеграторов неподвижных целей, блока интеграторов ориентиров и блока интеграторов подвижных целей, отличающийся тем, что в него дополнительно введены блок поправок параметров подвижных целей и блок поправок координат неподвижных целей, выход которого подключен к второму входу индикационно-отрабатывающей системы, на третий вход которой подключен выход блока поправок параметров подвижных целей, на первый, второй и третий входы которого подключены соответственно второй выход задатчика координат ориентиров и времени, выход блока интеграторов ориентиров и выход блока интеграторов подвижных целей, а на первый, второй и третий входы блока поправок координат неподвижных целей подключены соответственно выход блока интеграторов неподвижных целей, выход блока интеграторов ориентиров и второй выход задатчика координат ориентиров и времени.
РИСУНКИ
Рисунок 1