Способ регулирования распределения расхода воздуха
Способ может быть использован в двигателестроении, а именно в камерах сгорания газотурбинных двигателей. При максимальной нагрузке гидравлическое сопротивление камеры смешения топливовоздушной смеси уменьшают за счет подачи струй топлива по направлению воздушного потока, а при минимальной нагрузке соответственно увеличивают за счет подачи струй топлива против направления воздушного потока. Технический результат - повышение надежности способа регулирования распределения расхода воздуха в камере сгорания. 4 ил. , 1 табл.
Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в камерах сгорания газотурбинных двигателей.
Известен способ регулирования распределения расхода воздуха, при котором количество воздуха, поступающего в первичную зону камеры сгорания регулируется режимом работы внешнего вентилятора подключенного к источнику электроэнергии, нагнетающего воздух в горелочное устройство в зависимости от нагрузки газовой турбины, с целью поддержания на всех нагрузках газовой турбины состава смеси в зоне горения обеспечивающие низкие уровни выбросов вредных веществ [1]. К недостаткам этого способа относятся дополнительные затраты электроэнергии на выполнение вентилятором работы по нагнетанию воздуха в первичную зону горения и низкая надежность системы регулирования, содержащей подвижные элементы в проточной части камеры сгорания. Известен способ регулирования распределения расхода воздуха на первичный и вторичный в камерах сгорания с изменяемой геометрией, при котором регулирование осуществляется осевым перемещением стабилизатора, изменяющим проходное сечение фронтового устройства, в зависимости от нагрузки газотурбинного двигателя [2]. Недостатком этого способа является низкая надежность конструкции поскольку требуется введение исполнительного механизма передающего регулирующее воздействие (электрическое или механическое) на стабилизатор камеры сгорания. Наиболее близким к изобретению является способ регулирование распределения расхода воздуха по контурам камеры сгорания (первичная зона горения, зона смешения с продуктами сгорания), при котором регулирование осуществляется изменением проходной площади канала трубопровода для направления части сжатого воздуха выходящего из компрессора в горелочное устройство [3]. В трубопроводе установлен клапан, изменяющий проходное сечение трубопровода. На режиме запуска клапан установлен в позицию минимального открытия и минимальное количество воздуха поступает в горелочное устройство. Горелочное устройство работает в диффузионном режиме. При увеличении нагрузки количество воздуха поступающего в первичную зону увеличивается за счет открытия клапана. Контролирующая система регулирует открытие клапана в зависимости от температуры перед турбиной и нагрузки турбины, за счет чего поддерживают заданный диапазон коэффициентов избытка воздуха и температуры в первичной зоне горения. Контролируя эти параметры достигают уменьшения уровня выбросов окиси углерода, окислов азота и несгоревших углеводородов, благодаря поддержанию состава топливо-воздушной смеси в зоне горения обеспечивающего низкие уровни выбросов вредных веществ. Недостатком этого способа является низкая надежность конструкции поскольку существуют подвижные элементы в проточной части камеры сгорания. Задачей, на решение которой направленно заявляемое изобретение, является повышение надежности способа регулирования распределения расхода воздуха в камере сгорания за счет исключения подвижных элементов в проточной части камеры сгорания. Поставленная задача достигается тем, что в способе регулирования распределения расхода воздуха заключающегося в изменении гидравлического сопротивления воздушного тракта фронтового устройства камеры сгорания в зависимости от нагрузки газовой турбины в отличии от известного прототипа при максимальной нагрузке гидравлическое сопротивление камеры смешения топливовоздушной смеси уменьшают за счет подачи струй топлива по направлению воздушного потока, а при минимальной нагрузке соответственно увеличивают за счет подачи струй топлива против направления воздушного потока. Таким образом применение описываемого способа позволяет эксплуатировать горелочные устройства в узком диапазоне состава смеси в зоне горения регламентированного экологическими требованиями и обеспечивается надежность способа регулирования. На фиг. 1 изображены результаты расчетов и экспериментальные данные по эмиссии горелочного устройства условиях работы ГПА ГТК-10И. На фиг. 2 изображена схема камеры сгорания в которой осуществляется описываемый способ. На фиг. 3 изображен график программы регулирования расхода воздуха в условиях работы ГПА ГТК-10И. На фиг. 4 изображена схема экспериментальной установки. Способ осуществляется в камере сгорания, содержащей во фронтовом устройстве одно или несколько горелочных устройств с предварительной подготовкой топливо-воздушной смеси, в смесителе которых должны содержаться два инжектора для подачи газообразного топлива соединенных с независимыми системами подачи топлива, при этом через один инжектор топливо подается по направлению потока воздуха, а через второй инжектор топливо подается против направления воздушного потока, распределение расхода между этими системами осуществляется с помощью топливного клапана, жаровую трубу с отверстиями для подачи разбавляющего воздуха с таким гидравлическим сопротивлением, что бы при подаче топлива по направлению воздушного потока на максимальном режиме работы газовой турбины коэффициент избытка воздуха в первичной зоне горения соответствовал наименьшему возможному коэффициенту избытка воздуха. Работа топливного клапана должна удовлетворять следующему требованию: необходимо обеспечить увеличение гидравлического сопротивления магистрали подвода топливовоздушной смеси при снижении нагрузки газотурбинного двигателя и его уменьшение при повышении нагрузки, причем, при максимальной нагрузке все топливо должно подаваться по направлению воздушного потока, а постепенный переход на подачу топлива против навстречу воздушного потока должен осуществляться в случае понижения нагрузки в момент, когда уровень выброса окиси углерода уже начинает превышать регламентируемый экологическими требованиями уровень. Пример конкретного применения способа. Рассмотрим камеру сгорания газоперекачивающего агрегата ГПА ГТК-10И. Условия работы камеры сгорания: температура на входе в камеру сгорания (Тв) - 543 K гидравлическое сопротивление камеры сгорания, отнесенное к выходному сечению (










G3w3 + p3F3 = G1w1, + p1F1 + G2w2 + p2F2,
где параметры воздуха перед смешением с топливом обозначены индексом "1", параметры топлива перед смешением обозначены индексом "2", а параметры топливо-воздушной смеси после смешения - индексом "3"; G - расход, cp - удельная теплоемкость при постоянном давлении, T -температура, w - скорость, p - давление, F - площадь проходного сечения. Используя известные газодинамические функции q(






где

n = G2/G1;

R - газовая постоянная;
k - показатель адиабаты, индекс "*" соответствует параметрам заторможенного потока. Из полученной системы уравнений, зная параметры потоков на входе в смесительное устройство, можно определить параметры потока на выходе из смесителя, в том числе и величину потерь полного давления в смесительном устройстве


где индекс п обозначает параметры в первичной зоне, индекс о - параметры вторичного воздушного потока, индекс











Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Похожие патенты:
Камера сгорания газотурбинного двигателя // 2112181
Фронтовое устройство камеры сгорания // 2086857
Изобретение относится к энергетическому, транспортному и химическому машиностроению и может быть использовано в газотурбинных установках
Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к устройствам для регулирования завихрителя фронтового устройства камеры сгорания
Изобретение относится к турбостроению, в частности к камерам сгорания газотурбинных установок (ГТУ)
Камера сгорания газотурбинного двигателя // 1407186
Смеситель потоков // 934758
Изобретение относится к области турбостроения, в частности к диффузорам основных камер сгорания (ОКС) авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)
Изобретение относится к камерам сгорания (к.с.) газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к к.с
Способ определения границ вибрационного горения камеры сгорания и устройство для его осуществления // 2212006
Изобретение относится к области создания камер сгорания энергетических установок преимущественно для авиационного авиадвигателестроения, а именно к способам определения границ вибрационного горения основной камеры сгорания турбореактивного двигателя, устройства камеры сгорания, например газотурбинного привода нагнетателя магистрального газа (авиационного типа) на компрессорных станциях газопроводов
Камера сгорания турбомашины // 2215242
Изобретение относится к области газотурбинных двигателей, преимущественно к камерам сгорания наземных турбомашин, работающих на газовом топливе с низкой токсичностью выхлопных газов
Изобретение относится к камерам сгорания непрерывного действия, использующим жидкое топливо, а именно к средствам стабилизации пламени
Камера сгорания газотурбинного двигателя // 2311589
Изобретение относится к турбостроению, а именно к кольцевым камерам сгорания газотурбинных двигателей (ГТД)
Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к устройствам регулирования низкоэмиссионных камер сгорания газотурбинных установок, использующих в качестве горючего природный газ или жидкое углеводородное топливо, и может быть использовано в любых экологически безопасных тепловых или энергетических устройствах для регулирования и производства высокотемпературного и/или высокоэнергетического рабочего тела в любых технологических процессах
Камера сгорания газотурбинного двигателя // 2334172
Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания
Изобретение относится к энергетике, в частности к горелочным устройствам, и может быть использовано в газотурбинных установках