Система аварийного всплытия подводных аппаратов "малахит-1", устройство для продувания цистерн главного балласта при аварийном всплытии и способ аварийного всплытия
Изобретение относится к области подводного кораблестроения. Способ аварийного всплытия подводного аппарата предусматривает продувание цистерн главного балласта (ЦГБ) парогазовой смесью, в которой водяной пар образуют непосредственно из воды в ЦГБ путем распыления на металлическую поверхность, разогретую газообразными продуктами сгорания твердого топлива. Обеспечивают турбулизацию потока парогазовой смеси, формирование струй заданой формы с температурой вещества не выше 800oС, скоростью потока 10-20 м/с. Система аварийного всплытия включает ряд однотипных газогенераторов с камерами сгорания твердого топлива (ТГГ), в которых установлена также герметизирующая разрывная диафрагма. ТГГ установлены в проницаемых частях междубортного пространства и связаны газоходными трубопроводами, в которые вмонтированы ловушки разрывных диафрагм, с устройствами продувания ЦГБ, установленными в верхней части ЦГБ на расчетном расстоянии от крыши ЦГБ. Устройство продувания ЦГБ содержит соосные цилиндрические оболочки с водяными карманами между ними. Внутренняя оболочка является проточной, образована последовательно установленными рабочим соплом, приемной камерой с форсункой-распылителем, камерой смешения, диффузором и выходным кольцевым раструбом и обеспечивает регулируемый водозабор на распыление для образования парогазовой смеси на входе и формирование струйного потока на выходе. При аварийном всплытии массу твердого топлива выбирают в зависимости от глубины погружения, заряды воспламеняют последовательно, а для побортно установленных ЦГБ - парами, причем скважность последовательного воспламенения зарядов определяется прочностными свойствами ЦГБ. Достигается создание высокоэффективной и надежной системы аварийного всплытия, обеспечивающей спасение подводной лодки при возникновении аварии в подводном положении. 3 с. и 3 з.п.ф-лы, 12 ил.
Изобретение относится к области подводного кораблестроения и может быть использовано в качестве спасательного средства подводных аппаратов, преимущественно подводных лодок (ПЛ), обеспечивающего экстренное всплытие ПЛ на поверхность при возникновении аварии в подводном положении.
Известна система всплытия подводных (глубоководных) аппаратов (патент США 3626881. РЖ В. тр-та, 10А 419, 1972), в которой использованы балластные отсеки, расположенные по бортам вне прочного корпуса и сообщающиеся с водой через отверстия в нижней части. В каждом отсеке установлен прочный цилиндр со скользящим поршнем, также заполненный водой и имеющий по концам запорные клинкеты. Газогенераторная установка вырабатывает горячие продукты сгорания, которые служат для продувания балластных отсеков. Способ всплытия с использованием известной системы предусматривает подачу продуктов сгорания топлива через запорные клинкеты в прочные цилиндры для перемещения поршня и вытеснения балласта из цилиндра в отсек и далее за борт. Недостатком известной системы и способа всплытия подводных аппаратов является недостаточная эффективность и надежность в условиях аварии из-за ограниченных объемов цилиндров, потери работоспособности при повреждении цилиндра или поршня, а также вследствие известной инерционности. Аналогичным образом построена и балластная система подводной лодки (Франция, патент 1598530), в которой вытеснение воды из балластных цистерн, объединенных в кольцевую систему, производится с помощью поршней, а способ аварийного всплытия предусматривает подачу в балластные цистерны газа, который выделяется вследствие взаимодействия с водой реагента, помещенного в контейнер в балластной цистерне, при превышении критической величины давления в ней. Известна система аварийного всплытия (спасательное средство) подводных аппаратов (ФРГ, патент N PS 2324709, B 63 G 8/24, публ. 17.03.83), включающая несколько независимых, преимущественно однотипных, газогенераторных установок, расположенных непосредственно в цистернах главного балласта (ЦГБ), средства управления включением электрических воспламенителей установок с датчиком глубины. В упомянутой системе аварийного всплытия подача требуемого для создания дополнительной плавучести газа осуществляется включением в действие только определенного количества газогенераторных установок, определяемого глубиной погружения. При этом газогенераторные установки размещены непосредственно в ЦГБ, а газ в этих установках получают с помощью химической реакции и/или каталитического разложения жидкого реагента. В известной системе не предусматриваются мероприятия по оптимизации энергетических характеристик процесса продувания (удельного расхода реагента, интенсивности продувания, тепловой нагрузки на корпусные конструкции, формирующие ЦГБ) и не обеспечен расчетный режим работы установок (т.е. режим с достоверными расчетными зависимостями для всех указанных характеристик в зависимости от глубины) с учетом различной геометрии, объемов ЦГБ и мест установки газогенераторов. Известная система аварийного всплытия отличается cложностью, трудоемкостью и может быть реализована преимущественно на небольших глубинах и при малых объемах ЦГБ. Известная система может быть выбрана в качестве наиболее близкого аналога. Известно устройство для продувания ЦГБ - твердотопливный газогенератор с высокой производительностью газа со сниженной температурой (Франция, патент N 2116947), состоящий из цилиндрического резервуара с испаряющейся жидкостью (водяного кармана), цилиндрической прочной камеры сгорания, окружающей резервуар, снабженной зарядом топлива и зажигательным устройством, и цилиндрической камеры смешения, соединяющейся с камерой сгорания и с резервуаром. Охлаждение газа достигается за счет его расширения на пути из камеры сгорания в камеру смешения и за счет испарения жидкости, подаваемой в камеру смешения под воздействием подвижного поршня, перемещаемого в резервуаре давлением газа, развивающимся в камере сгорания. Охлажденный газ предусматривается подавать потребителю (в нашем случае - в ЦГБ) через выходной диффузор. Известное устройство не может устанавливаться в забортной воде (непосредственно в продуваемых ЦГБ или в междубортном пространстве), поскольку не снабжено конструктивными средствами для разобщения заряда топлива и зажигательного устройства от окружающей газогенератор среды. Для подвижного поршня в составе резервуара, находящегося в условиях длительного попеременного воздействия морской воды и влажного воздуха в широком диапазоне эксплуатационных температур, не представляется возможным обеспечить конструктивное исполнение, гарантирующее необходимую надежность функционирования. Известное устройство для продувания ЦГБ может быть принято в качестве близкого аналога. Известен способ продувания ЦГБ, реализуемый с помощью газогенераторов с высокой производительностью и сниженной температурой газа (Франция, патент N 2116947). В известном способе для продувания ЦГБ получают газ, охлажденный до средней температуры за счет его расширения и испарения воды с образованием парогазовой смеси. Известный способ также не регламентирует мер по оптимизации энергетических характеристик процесса продувания и по обеспечению расчетного режима работы, но предусматривает охлаждение газогенераторного газа за счет его расширения и испарения воды и поэтому может быть выбран в качестве наиболее близкого аналога. Задача изобретения состоит в создании высокоэффективной и надежной системы аварийного всплытия, обеспечивающей спасение ПЛ при возникновении аварии в подводном положении, в том числе сопровождающейся поступлением забортной воды в помещения прочного корпуса через возможные "пробоины", за счет экстренного в кратчайшее время продувания ЦГБ и создания необходимой для всплытия на поверхность положительной плавучести с обеспечением при этом высокой экономичности по расходу топлива, надежной защиты конструкций, формирующих ЦГБ, от тепловых нагрузок, а также расчетных энергетических характеристик и параметров процесса продувания ЦГБ на любой глубине вплоть до предельной с учетом геометрических, масштабных и конструктивных особенностей ЦГБ. Задача решена тем, что в известной системе аварийного всплытия (спасательном средстве) подводного аппарата, содержащей несколько, преимущественно однотипных, газогенераторных установок, располагаемых в назначенных для продувания при аварии ЦГБ, включение электрических воспламенителей которых производится только для определенного числа установок в зависимости от глубины погружения, в соответствии с изобретением система включает ряд однотипных газогенераторов, имеющих камеру сгорания с зарядом твердого топлива (ТГГ), устройство воспламенения заряда топлива, сопловой блок и разрывную диафрагму, герметизирующую камеру сгорания, снабжена устройствами продувания цистерн главного балласта (ЦГБ), газоходными трубопроводами для их соединения с ТГГ, а также ловушками разрывных диафрагм ТГГ; при этом устройства продувания установлены непосредственно в ЦГБ, газогенераторы установлены в проницаемых частях междубортного пространства, например в надстройке, а ловушки разрывных диафрагм вмонтированы в газоходные трубопроводы, причем площадь минимального проходного сечения ловушки больше площади критического сечения сопла ТГГ, при этом устройства продувания ЦГБ размещены в верхней части ЦГБ, в положении, близком к вертикальному, и на удалении от крыши ЦГБ, при котором выполняется соотношение VO=N





VO=N

где VO - объем ЦГБ выше горизонтальной плоскости, проходящей через точку пересечения продольной оси устройства с наружной кромкой защитного экрана, м3;
Vp - полный продуваемый объем ЦГБ, м3;
N - коэффициент, численная величина которого определена экспериментально, 1/м3. Систему эксплуатируют следующим образом. Перед использованием системы по прямому назначению при нахождении ПЛ в подводном положении ЦГБ полностью заполнены водой. Заполнены водой водяные карманы и проточная часть устройства продувания ЦГБ 4, а также газоходный трубопровод 3, и находятся под гидростатическим давлением, соответствующим глубине погружения. При возникновении аварийной ситуации, обуславливающей необходимость экстренного всплытия ПЛ в надводное положение (пожар, поступление забортной воды внутрь прочного корпуса и др.), оператором с помощью средств управления (СУ) 5 выбираются в зависимости от характера аварии определенные ЦГБ из числа оборудованных ТГГ, и выдается командный сигнал на воспламенение зарядов ТГГ для продувания этих цистерн. При этом с помощью средства контроля забортного давления 6 СУ автоматически производится выбор количества ТГГ для включения в работу в зависимости от глубины погружения, а включение ТГГ в работу (воспламенение зарядов) производится последовательно (для побортно разделенных цистерн - парами) с заданным временным интервалом между включениями




После воспламенения заряда в течение долей секунды происходит повышение давления в камере сгорания до величины, при которой происходит прорыв диафрагмы ТГГ, и диафрагма (или части ее) приобретают значительную кинетическую энергию, с которой поступают в газоходный трубопровод 3 и далее в ловушку диафрагмы 2, где задерживаются и устанавливаются в безопасном положении у основания продольных ребер 26, оказывая в дальнейшем минимальное сопротивление газовому потоку в трубопроводе. На первой же секунде работы ТГГ срабатывает сигнализатор давления 22 и выдает в СУ сигнал о возникновении в камере сгорания давления, свидетельствующего о фактическом воспламенении заряда топлива в ТГГ (в случае отсутствия такого сигнала СУ автоматически подключает вместо отказавшего ТГГ резервный). После прорыва диафрагмы газообразные продукты сгорания топлива практически мгновенно выбрасывают в ЦГБ воду, которая заполняла трубопровод 3 и проточную часть устройства продувания ЦГБ 4. Затем в течение всего времени работы ТГГ, устройство продувания работает следующим образом (фиг.9). Продукты сгорания топлива выходят из соплового блока ТГГ остронаправленной струей, имеют, как правило, критическую скорость истечения и температуру 1200-1500oC. В трубопроводе 3, проходное сечение которого по площади в 4-5 раз больше сечения рабочего сопла ТГГ, происходит снижение температуры газа за счет адиабатического расширения до 1100-1300oC, снижение и выравнивание по сечению трубопровода скорости газа. В коническом суживающемся рабочем сопле 30 устройства продувания ЦГБ 4 скорость истечения продуктов сгорания вновь увеличивается до критической (или приближается к ней, что зависит от соотношения давлений в камере сгорания ТГГ и в ЦГБ). Высокоскоростной поток газа, поступая из рабочего сопла 30 в камеру смешения 32, за счет эффекта эжекции создает положительный перепад давления между ЦГБ и приемной камерой 31 устройства, величина которого для одного и того же режима истечения продуктов сгорания определяется главным образом соотношением площадей выходного сечения сопла 30 и камеры смешения 32, а также отстоянием выходного сечения сопла от входного сечения камеры смешения. За счет указанного перепада давления в приемную камеру 31 устройства продувания впрыскивается вода из водяных карманов через кольцевые щели и впрыскивающие отверстия распылителей форсунок. При этом, пока уровень воды в ЦГБ выше вентиляционных отверстий 39 водяных карманов, расход воды из карманов через форсунки компенсируется соответствующим поступлением воды в карманы из ЦГБ через вентиляционные 39 и сливные 38 отверстия карманов. При опускании уровня воды в ЦГБ ниже отверстий 39 поступление воды из ЦГБ в карманы прекращается и начинается опорожнение карманов через форсунки. Часть воды из карманов при этом вытекает в ЦГБ через сливные отверстия 38. Поскольку через отверстия 38 вода вытекает под малым гидравлическим напором (текущая величина его определяется высотой столба воды в карманах над уровнем воды в ЦГБ, а после опускания последнего ниже отверстий 38 - высотой уровня воды в карманах над отверстиями 38) и поскольку отверстия 38 предусматриваются малого диаметра, расход воды через отверстия оказывается пренебрежимо малым по сравнению с расходом через форсунки. Впрыскиваемая в приемную камеру устройства вода попадает на внешнюю поверхность рабочего сопла 30, которая в результате истечения через сопло высокотемпературных продуктов сгорания с высокими скоростями в течение первых 2-3 с разогревается до высокой температуры. Распыленная вода из форсунок, попадая на поверхность сопла, вскипает, испаряется, образуя водяной пар. Водяной пар и водяная пыль увлекаются из приемной камеры потоком продуктов сгорания в камеру смешения, где вследствие турбулизации потока при его резком торможении происходит интенсивное смешивание продуктов сгорания с водяным паром, испарение капельной влаги, охлаждение продуктов сгорания и перегрев водяного пара. В расширяющихся диффузорах устройства происходит дальнейшее торможение потока, который затем в виде однородной парогазовой смеси с заданными параметрами выходит в ЦГБ. Выбором объема водяных карманов и регулировкой раскрытия форсунок обеспечивают добавление в продукты сгорания требуемого количества водяного пара и необходимое снижение температуры рабочего газа до значений, не превышающих 800oC. Выбором диффузоров и проходного сечения выходного кольцевого раструба обеспечивают необходимое снижение скорости выхода газа в ЦГБ до 10-20 м/с. За счет конструкции выходного раструба, снабженного коническим рассекателем потока и кольцевым защитным экраном со множеством отверстий, направляют рабочий газ в ЦГБ, в виде конусного факела с раствором

основные тепловые потери газа к балластной воде;
влияние условий охлаждения газа за пределами рабочего сопла (ТГГ) на термохимические реакции продуктов сгорания топлива (ПС) и тем самым на химический состав ПС;
массовые потери ПС в результате частичного растворения и конденсации отдельных компонентов газовой смеси;
образование в цистерне массы относительно холодного газа, насыщенного капельной влагой, с развитыми поверхностями теплообмена и большой теплоемкостью. В силу этих эффектов начальный период демпфирует общую термодинамическую напряженность процесса продувания, служит источником добавления в рабочий газ водяного пара, определяющим образом влияет на энергетические характеристики процесса в целом и играет определяющую роль в составе причин, приводящих к разбросам параметров и характеристик процесса для цистерн с существенными геометрическими, масштабными и конструктивными отличиями. На фиг. 10 представлены типовые зависимости V = f(








1) применение однотипных и индивидуальных для каждого ТГГ устройств продувания ЦГБ (УП);
2) УП обеспечивают эжекционный впрыск и испарение в турбулентном потоке высокотемпературных газов диспергированной балластной воды с образованием парогазовой смеси со сниженной температурой на входе в цистерну;
3) УП обеспечивают снижение скорости выхода парогазовой смеси (ПГС) в цистерну, силового воздействия на воду, локализуя зону взаимодействия сред пространством, непосредственно примыкающим к выходному раструбу УП;
4) УП обеспечивают вывод ПГС в цистерну с одинаковой ориентацией результирующего вектора потока в пространстве, близкой к вертикальной;
5) УП обеспечивают вывод ПГС в верхнюю часть цистерны, ограничивая общую зону взаимодействия сред с таким расчетом, чтобы выполнялось постоянство для разных цистерн на равных противодавлениях коэффициента приращения скорости продувания


подобие гидродинамического и теплового взаимодействия сред в начальный период вне зависимости от особенностей цистерн за счет выполнения условий гидродинамического подобия и равенства термодинамических и теплофизических параметров подаваемой в цистерну ПГС. Действительно, необходимым условием подобия двух неустановившихся потоков вязкой жидкости является одинаковость условий однозначности, а также безразмерных чисел подобия Фруда, Fr =











где VO - объем ЦГБ над местом ввода смеси, м3;
Vp - полный продуваемый объем ЦГБ, м3;
N - постоянная величина, численное значение которой определяют экспериментально. Равенство же термодинамических и теплофизических параметров подаваемой в цистерны ПГС обеспечивается за счет адекватности условий охлаждения ПС (п. 2);
близкое подобие процессов продувания в целом вне зависимости от особенностей цистерн. Как это следует из анализа балансового уравнения теплоты, после начального периода особенности цистерн могут оказывать влияние на характеристики процесса продувания лишь за счет разной доли тепловых потерь ПГС на нагрев металлоконструкций цистерн. Для снижения степени этого влияния схемой подачи предусматривают минимизацию указанных затрат теплоты за счет продувания цистерн парогазовой смесью со сниженной температурой, что по сравнению с "сухим" газом позволяет снизить температурные напоры и повысить термические сопротивления теплоотдаче;
оптимизацию характеристик процесса продувания и, в частности, высокий термический коэффициент полезного действия при одновременном допустимом уровне тепловой нагрузки на металлоконструкции ЦГБ. На фиг. 11 представлена полученная в соответствии с изобретением зависимость для удельного расхода топлива (на 1 м3 продуваемого объема ЦГБ) - q кг/м3, реализуемого в системе в зависимости от давления в ЦГБ в процессе продувания Pц (в относительных величинах - qi/ qmax и


1 - температура на поверхности "стенки" ЦГБ;
2 - температура насыщенного водяного пара;
3 - коэффициент парообразования Gп/Gг;
4 - среднеобъемная температура парогазовой смеси в ЦГБ на момент окончания продувания (при максимальной температуре парогазовой смеси на выходе в ЦГБ, равной 800oC). Характеристики получены при потенциале твердого топлива

Формула изобретения
Vo = N

где Vo - объем ЦГБ выше горизонтальной плоскости, проходящей через точку пересечения продольной оси устройства с наружной кромкой защитного экрана, м3;
Vp - полный продуваемый объем ЦГБ, м3;
N - коэффициент пропорциональности, численная величина которого определяется экспериментально, 1/м3. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что ТГГ снабжен сигнализатором давления в камере сгорания. 3. Система по п.1, отличающаяся тем, что ловушка разрывной диафрагмы выполнена в виде полого силового стержня с обтекателем, снабженного отверстиями для заполнения внутренней полости охлаждающей водой самотеком, установленного обтекателем в сторону ТГГ и раскрепленного в цилиндрическом корпусе ловушки продольными ребрами с установленными на них осесимметричными кольцами. 4. Устройство продувания ЦГБ для системы аварийного всплытия подводного аппарата, включающее водяные карманы, отличающееся тем, что оно содержит соосные внешнюю цилиндрическую и внутренние цилиндрические и конические оболочки, между которыми размещены водяные карманы, внутренние оболочки образуют проточную часть устройства в виде последовательно установленных рабочего сопла, приемной камеры, камеры смешения, диффузоров и выходного кольцевого раструба, на оболочке приемной камеры установлены форсунки-распылители, снабженные узлом для регулировки степени раскрытия, выполненным в виде кольцевой щели между двумя коническими поверхностями с регулируемым пространственным зазором между ними, и герметично пристыкованными водозаборными трубками, во внешней цилиндрической оболочке установлены горловины со съемными герметизируемыми крышками, а выходной кольцевой раструб снабжен коническим рассекателем потока с углом между образующими при вершине, равным 40o, и кольцевым защитным экраном, установленным в плоскости, перпендикулярной продольной оси устройства, и имеющим отверстия, суммарная площадь которых равна или превышает площадь проходного сечения камеры смешения. 5. Способ аварийного всплытия подводного аппарата путем продувания ЦГБ парогазовой смесью продуктов сгорания твердого топлива и водяного пара с дискретным выбором расходуемого запаса топлива в зависимости от глубины погружения, отличающийся тем, что водяной пар образуют непосредственно из воды в объеме ЦГБ путем ее распыления на металлическую поверхность, разогретую газообразными продуктами сгорания твердого топлива, водяной пар направляют в поток газообразных продуктов сгорания топлива, обеспечивая перегрев и интенсивное смешение пара с газом за счет турбулизации потока путем его резкого торможения, образующуюся парогазовую смесь подают в ЦГБ при температуре не выше 800oС и скорости в пределах 10 - 20 м/с в виде разобщенных осесимметричных струй, сформированных в виде конического факела с раствором ~ 40o, направленного вверх с обеспечением результирующего вектора потока в направлении, близком к перпендикулярному относительно основной плоскости подводного аппарата, а место ввода смеси в цистерну выбирают исходя из удовлетворения соотношению, отражающему условия постоянства долевого вклада пространственно-временного взаимодействия продуктов сгорания топлива с водой в начальный период продувания в составляющие уравнений теплового и массового балансов процесса продувания в целом:
Vo = N

где Vo - объем ЦГБ над местом ввода смеси, м3;
Vp - полный продуваемый объем ЦГБ, м3;
N - удельная приходящаяся на 1 м3 объема Vp величина объемного соотношения Vo/Vp, определяемая экспериментально,
при этом необходимую массу твердого топлива выбирают в зависимости от глубины погружения, а парогазовую смесь для продувания ЦГБ образуют путем последовательного воспламенения зарядов топлива, при этом дискретность набора необходимой массы топлива и временной интервал последовательного воспламенения зарядов выбирают исходя из прочностных свойств ЦГБ и пропускной способности установленных в ней кингстонов. 6. Способ по п.5, отличающийся тем, что для побортно разделенных ЦГБ воспламенение зарядов топлива производят последовательно парами.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12