Ударозащитное устройство транспортного средства
Использование: изобретение относится к ударозащитным устройствам в области транспортной техники, в частности к бамперам легковых автомобилей, и касается устройств активной и пассивной безопасности (ПБ) транспортных средств (ТС). Сущность изобретения заключается в том, что ударозащитное устройство содержит поперечный жесткий бамперный брус с закрепленными на нем для соединения с рамой ТС упругими элементами, выполненными в виде двух конических пружин. Витки конических пружин выполнены овальной формы и вытянуты вдоль линии бампера. Поверхность бруса покрыта слоем эластичного, восстанавливаемого после снятия ударной нагрузки материала. Устройство может иметь как вариант четыре конические пружины, соединенные попарно и закрепленные шарнирно между собой. Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, заключается в наиболее рациональном использовании пространства между кузовом ТС и стампером, эффективном снижении энергетического уровня, воспринимаемого кузовом легкового автомобиля при ударе, и обеспечении сохранности конструкции бампера и передних панелей при малых скоростях соударения. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для повышения пассивной и активной безопасности транспортных средств, и может быть использовано, в частности, в легковых автомобилях.
Известны ударозащитные устройства, состоящие либо из жесткого бамперного бруса, покрытого эластичным материалом, либо из жесткого бруса без покрытия, но связанного упруго-демпфирующей связью с рамой транспортного средства (ТС): патент США N 3841683, кл. B 60 R 19/10, 1974 г., патент Великобритании N 1370267, кл. B 60 R 19/00, 1974 г. и патент Франции N 2159931, кл. B 60 R 19/00, 1973 г. Недостатком перечисленных и им подобных устройств является то, что они предохраняют легковой автомобиль либо при столкновении на малых скоростях 4 - 8 км/ч (не травмируя при этом ни пешеходов, вовлеченных в аварию, ни повреждая ТС), либо при столкновении на несколько больших скоростях, но ценою разрушения самого бампера и нанося вред пешеходам (предметам соударения). За прототип настоящего изобретения принято ударозащитное устройство транспортного средства, содержащее поперечный жесткий брус с закрепленными упругими элементами в виде, по крайней мере, двух пружин сжатия, установленных симметрично относительно продольной оси транспортного средства для связи с кузовом транспортного средства (патент США N 3712657, кл. B 60 R 19/06, 1973 г.) Недостатком такой конструкции является наличие цилиндрических пружин, требующих для размещения достаточно большого пространства, делая нерациональной их установку между кузовом и ударозащитным устройством (бампером) и требуя их выноса в моторный отсек транспортного средства, а также требует введения силовых штанг для соединения пружин с бампером для использования их в качестве направляющего аппарата, что усложняет и утяжеляет конструкцию. Сущность изобретения заключается в том, что в ударозащитном устройстве транспортного средства, содержащем поперечный жесткий брус с закрепленными упругими элементами в виде, по крайней мере, двух пружин сжатия, установленных симметрично относительно продольной оси транспортного средства для связи с кузов транспортного средства, пружины выполнены коническими с овальными вытянутыми вдоль поперечного жесткого бруса витками. Фронтальная поверхность бруса снабжена слоем эластичного материала, имеющего способность восстанавливать свою форму после удара, например композита, в качестве которого использован органопластик или эпоксидная смола, армированная стеклянным волокном, что позволяет сохранять товарный вид и свойства на малых - до 10 км/ч скоростях столкновения. Устройство может иметь четыре конические пружины с овальной формой витков, соединенных попарно и закрепленных шарнирно между собой. Технический результат, достигаемый при использовании изобретения, заключается в эффективном снижении энергетического уровня, воспринимаемого кузовом легкового автомобиля при ударе и обеспечении сохранности конструкции бампера и передних панелей кузова. Выполнение упругих элементов в виде конических пружин с овальными витками, большие оси которых располагаются вдоль линии бампера при складывании пружин в пределе в плоскость, обеспечивает максимальное использование пространства для деформации, а эластичное покрытие воспринимает часть энергии удара при столкновении на малых скоростях, что позволяет сохранить товарный вид передней части ТС после соударения. На фиг. 1 показана конструкция бампера, на фиг. 2 - сечение A-A фиг. 1, на фиг. 3 - сечение B-B фиг. 1, на фиг. 4 - геометрические размеры пружины овальной формы, на фиг. 5 - геометрические размеры пружины круглой формы, на фиг. 6 - соотношение размеров пружин на рис. 5 и 6. Устройство содержит бамперный брус 1, эластичное покрытие 2 и конические пружины 3 с овальной формой витков. Устройство работает следующим образом. При соударении ТС с каким-либо препятствием жесткий бамперный брус 1 воспринимает ударную нагрузку и распределяет ее равномерно по всей фронтальной плоскости передней части автомобиля, передавая ее на упругие узлы крепления, выполненные в виде конических пружин 3. При фронтальном столкновении на небольших скоростях, лежащих в диапазоне парковки, упругое эластичное покрытие 2 бамперного бруса 1 деформируясь принимает часть энергии удара, самовосстанавливаясь после столкновения и сохраняя товарный вид передней части автомобиля. При фронтальном столкновении на более значительных скоростях в работу по отнятию энергии включается упругая связь бампера с кузовом. Конические пружины 3, сжимаясь, отнимают основную часть энергии удара, одновременно обеспечивая максимальное использование пространства для деформации и положительно влияя на безопасность как самого ТС, так и людей, вовлеченных в дорожно-транспортное происшествие. Как известно, сила соударения упругого тела с неподвижным препятствием может быть выражена зависимостью:
m - масса тела;
c - жесткость упругой связи. Таким образом, для каждой скорости соударения сила удара может быть ограничена выбором определенной жесткости в пределах тех сил, которые исключают повреждаемость бампера. При этом чем меньше жесткость, тем меньше сила удара. Основным резервом снижения жесткости является применение конических пружин с овальной формой витков, которое позволяет использовать заготовку максимальной длины (исходя из того объема пространства, которое заключено между бампером и кузовом автомобиля) и тем самым способствует ослаблению силы удара, аккумулированию потенциальной энергии при сжатии пружин, обеспечивая отсутствие деформаций бампера при малых скоростях соударения и снижение энергетического уровня воздействия на кузов при больших скоростях соударения. Жесткость пружины определяется следующей зависимостью:

где G - модуль сдвига материала пружины;
Jp - момент инерции при кручении;
l - длина заготовки. Для пружин с овальной формой витков:

где m = h1/b1 = h2/b2 (>1);

b1, b2, h1, h2 - геометрические размеры (см. фиг. 4). Для пружин с круглой формой витков:

где

d, D - геометрические размеры (см. фиг. 5). Поэтому, как следует из формул (2) - (4), при замене конических пружин с круглой формой витков на конические пружины с овальной формой витков (как показано на фиг. 6) всегда будет иметь место возможность уменьшения жесткости за счет более значительного роста длины (поскольку овальная форма витков позволяет использовать пружины с большими длинами заготовки при одинаковых остальных параметрах пружины) по сравнению с размером h. Применение конических пружин с овальной формой витков позволяет наиболее рационально использовать имеющееся пространство и размещать в нем пружины с наибольшей длиной заготовки, увеличивая аккумулируемую ею часть энергии удара. То обстоятельство, что при осадке пружины каждый последующий меньший виток входит в больший предыдущий, позволяет обходиться без направляющих элементов, упрощая конструкцию ударозащитного устройства и снижая его материалоемкость.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6