Установка и способ переработки легкого газового конденсата
Изобретение относится к переработке газового конденсата ректификацией и может быть использовано в газовой промышленности. Способ осуществляется посредством перегонки легкого газового конденсата в двух ректификационных колоннах при подогреве насыщенным водяным паром, при этом процесс перегонки ведут при температуре 130-140oC, причем в атмосферной колонне проводят предварительное отделение от исходного конденсата легкого бензина, а в вакуумной колонне проводят перегонку кубового остатка на тяжелый бензин и дизельное топливо при давлении 20-30 кПа, создаваемом водокольцевым вакуумным насосом, при этом регулируют производительность вакуумного насоса. Положительный эффект: увеличение выхода бензина и повышение качества дизельного топлива, снижение взрывопожароопасности и повышение надежности установки. 1 ил. 1 табл.
Изобретение относится к переработке газового конденсата ректификацией и может быть использовано в газовой промышленности. Известно, что продуктами переработки легкого газового конденсата являются бензин и дизельное топливо.
Из уровня техники известен способ получения двух продуктов при использовании одной ректификационной колонны, в которой легкая фракция отводится в парах с верха колонны, а тяжелая фракция - с низа колонны (Багатуров С.А. Основы теории и расчета перегонки и ректификации, М., "Химия", 1974, с. 353). При переработке легкого газового конденсата на бензин и дизельное топливо в одной ректификационной колонне, обогреваемой насыщенным водяным паром от промысловой котельной, вследствие низкой температуры греющего пара и низкой температуры переработки в дизельном топливе остаются легкие фракции и снижается его качество, а также снижается выход бензина. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является способ переработки многокомпонентных смесей путем последовательной перегонки сырья в двух ректификационных колоннах, обогреваемых насыщенным водяным паром, включающий подачу предварительно нагретого исходного сырья в первую колонну, разделение сырья в первой колонне, отвод дистиллята с верха колонны и подачу остатка переработки низа колонны во вторую колонну для последующей переработки (Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. М., "Химия" 1973. с. 496). Недостатком известного способа является низкий выход легкого продукта и низкое качество тяжелого продукта из-за низкой температуры греющего пара. Задачей настоящего изобретения является увеличение выхода бензина и повышение качества дизельного топлива при переработке легкого газового конденсата. Сущность заявляемого способа заключается в том, что в известном способе переработки легкого газового конденсата посредством двухступенчатой перегонки в двух ректификационных колоннах при подогреве насыщенным водяным паром, согласно изобретениюпроцесс перегонки в первой и второй ступенях ведут при температуре кипения продуктов в кубовых емкостях 130-140oC, причем в первой атмосферной колонне проводят предварительное отделение от исходного конденсата легкого бензина, а во второй вакуумной колонне проводят перегонку кубового остатка на тяжелый бензин и дизельное топливо при давлении 20 - 30 кПа, создаваемом водокольцевым вакуумным насосом, при этом регулируют производительность вакуумного насоса до величины, определяемой по эмпирической формуле:

На рабочем режиме в колонне 8 вакуумного блока поддерживаются температуры: в кубовой емкости t = 140oC, на первой тарелке t = 130oC и на последней десятой тарелке t = 100oC. Образовавшиеся пары проходят через десять тарелок ректификационной колонны 8 и частично конденсируются в дефлегматоре 9. Флегма в виде орошения при флегмовом числе 0,1 стекает вниз колонны 8, а основная часть паров конденсируется в конденсаторе 10 и при температуре 40oC стекает в сборник дистиллята 11, откуда насосом 21 с расходом 265 кг/ч перекачивается в резервуар 12. Кубовый остаток из кубовой емкости 13 насосом 20 с расходом 355 кг/ч перекачивается в резервуар 16. Полученный в вакуумной колонне дистиллят представляет собой фракцию тяжелого бензина, а кубовый остаток - фракцию дизельного топлива. Фракционный состав и свойства продуктов, полученных в вакуумной колонне блока Б, представлены в таблице. Материальный баланс установки по углеводородам при работе установки в течении 1 часа по примеру 2 равен:
исходное количество газового конденсата - 1600 кг (100%);
количество легкого бензина, полученного в блоке А - 1000 кг (62,5%);
количество тяжелого бензина, полученного в блоке Б - 265 кг (16,6%);
количество дизельного топлива, полученного в блоке Б - 335кг (20,9%). итого - 1600 кг (100%). По примеру 2 получаем увеличение выхода бензина, на 16,6% и получаем 20,9% кондиционного дизельного топлива. Дизельное топливо соответствует ГОСТ 305-82, бензин соответствует ГОСТ 2084-77. Годовой экономический эффект по примеру 2 равен два млрд. рублей в ценах на 1.11.97. Пример 3. Аналогичен примеру 2, за исключением следующих параметров:
- давление в вакуумном блоке P = 40 кПа;
- рабочая производительность вакуумного насоса по уравнению (1) равна

Фракционный состав и свойства продуктов блока Б, полученные в примере 3, представлены в таблице. Дизельное топливо не соответствует ГОСТ 305-82, бензин не соответствует ГОСТ 2084-77. Пример 4. Аналогичен примеру 2, за исключением следующих параметров:
- давление в вакуумном блоке P = 10 кПа;
- рабочая производительность вакуумного насоса по уравнению (1) равна

На этом режиме из-за газодинамических потерь в откачной линии давление в вакуумном насосе должно быть ниже 6 кПа, что невозможно из-за технической характеристики вакуумного насоса (Pmin = 6 кПа). Примеры 2-4 показывают, что оптимальное давление в вакуумном блоке равно 20-30 кПа. Пример 5. Аналогичен примеру 2 за исключением температуры в кубовой емкости вакуумного блока Б, которая равна 120oC. Фракционный состав и свойства продуктов блока Б, полученные в примере 4, представлены в таблице. Дизельное топливо не соответствует ГОСТ 305-82, бензин не соответствует ГОСТ 2084-77. Пример 6. Аналогичен примеру 2 за исключением температуры в кубовой емкости вакуумного блока Б, которая равна 150oC. Этот режим невозможен по технической характеристике промысловой котельной. Примеры 2, 5 и 6 показывают, что оптимальная температура в кубовой емкости вакуумного блока Б равна 130-140oC. По сравнению с прототипом заявляемый способ обеспечивает увеличение выхода, бензина и улучшение качества дизельного топлива, повышение производительности, снижение взрывоопасности и повышение экономичности.
Формула изобретения

где Sн - производительность вакуумного насоса, л/с;
M - производительность установки по конденсату, кг/ч;
T - температура в кубовой емкости вакуумной ступени, K;
Р - величина давления в вакуумной ступени, кПа.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2