Устройство и способ изготовления лопасти несущего винта вертолета (варианты)
Изобретение относится к технологии изготовления лопастей несущих винтов вертолетов. Для изготовления лопасти несущего винта вертолета имеется зажимно-уплотнительное устройство для сборки и уплотнения полусборки лопасти и устройство 50 для натяжения и укладки обшивки 120 носка лопасти на полусборку ее в процессе уплотнения. В состав зажимно-уплотнительного устройства входят нижняя конструкция 12 с профилированной верхней подложкой 14, установленной на опорном каркасе, и верхняя конструкция с пресс-камерой, укрепленной на профилированной плите по всей ее площади. Эта плита присоединена к несущей балке. После соединения верхней и нижней конструкций друг с другом в пресс-камеру подают избыточное давление для уплотнения составных частей собранной полусборки лопасти. Устройство 50 состоит из подвижной рамы 52, верхнего и нижнего удлиненных суппортов 60U, 60L, установленных на раме с возможностью синхронизированного перемещения относительно нее, а также рядов чашечных присосок, установленных на каждом суппорте. С присосками сообщают источник разрежения 68, предназначенный для создания в них сил вакуумного притяжения, притягивающих обшивку носка лопасти, что приводит к ее натяжению. Натянутую обшивку носка лопасти перемещением подвижной рамы укладывают на полусборку лопасти в процессе его уплотнения. Технический результат реализации изобретения заключается в упрощении и повышении качества изготовления лопастей несущих винтов вертолетов. 4 с. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к промышленным устройствам и способам, а более конкретно к устройствам и способам изготовления лопасти несущего винта вертолета.
Композиционные материалы в авиастроительной промышленности применяются во все возрастающих масштабах. Одним из направлений применения композиционных материалов является производство лопастей несущего винта для вертолетов. В условиях широкого использования композиционных материалов в изготовлении лопастей несущего винта вертолетостроительными компаниями проводится постоянный поиск возможностей совершенствования технологической оснастки и/или способов, применяемых при изготовлении лопастей несущего винта с тем, чтобы снизить себестоимость единицы продукции. Как правило, вследствие частичной отбраковки или необходимости доработки готовых изделий по завершении процесса изготовления лопастей несущего винта, реальная стоимость изготовления одной лопасти превышает требуемый уровень. Обычно изделия бракуются в том случае, когда характер дефектов композиционного материала, возникших в процессе производства, делает доработку изделия экономически нецелесообразной, либо в случае превышения предельных допусков, установленных на параметры изделия. Доработка изделия выполняется при выявлении производственных дефектов композиционных материалов, если ремонт этих повреждений может быть экономически оправдан. Компанией "Сикорски Эйркрафт" разработана технология параллельного изготовления лопастей несущего винта вертолетов, согласно которой обшивка носка лопасти изготавливается отдельно от лопасти в состоянии полусборки и параллельно с ней, затем эти готовые сборочные единицы соединяются. Процесс изготовления лопасти заканчивается полимеризацией в условиях избыточного давления. Эта технология нашла широкое практическое применение, поскольку опыт эксплуатации лопастей несущего винта показал, что передняя кромка лопасти в различной степени подвержена эрозионному износу абразивного характера. Вследствие такого эрозионного износа некоторые участки передней кромки лопасти несущего винта вертолета становятся аэродинамически непригодными для дальнейшей эксплуатации. Было установлено, что конструкция лопасти со съемной обшивкой носка лопасти позволяет действенно и экономически выгодно восстанавливать лопасти несущего винта с эрозионным износом - в отличие от замены лопасти целиком. Ранее разработанные способы изготовления заготовок лопастей предусматривали использование грейферных зажимных приспособлений, а также применение способа "сырой" укладки составных частей из композиционных материалов. Было установлено, что доля уходящих в брак полусборок лопастей, изготовленных с применением грейферных зажимных механизмов и способа "сырой" укладки составных частей из композиционных материалов, является неприемлемой в современных условиях конкурентной борьбы производителей. Надежность и точность грейферных зажимных механизмов зависели от устойчивости укладываемых шаблонов и оправок, правильной установки и фиксации всех базовых и крепежных элементов, а также от степени стабильности уплотняющего давления. Применение грейферных зажимных механизмов и способа "сырой" укладки составных частей из композиционных материалов сопровождалось усадкой конструкции и выходом ее параметров за пределы допусков, что вынуждало браковать изделия. Сама конструкция грейферных зажимных механизмов способствовала несимметричному распределению уплотняющего давления по размаху собранной полусборки лопасти. Еще одна идея, заложенная в технологию параллельного производства, касалась приспособления для натяжения, используемого для монтажа обшивки носка лопасти на полусборки лопасти. Дело в том, что обшивка носка лопасти в готовом виде имеет форму, которая не позволяет установить ее прямо на полусборку лопасти. Более того, для установки на полусборку лопасти обшивка носка лопасти должна натягиваться за задние кромки. Приспособление для натяжения обшивки предшествующего уровня техники имеет вид секторных захватов из листовой нержавеющей стали, устанавливаемых вдоль размаха лопасти на задних кромках обшивки носка лопасти, сцепляясь с ее внутренними поверхностями (выполненными из композиционного материала), определяющими профиль обшивки носка лопасти. Каждый сектор такого захвата тянется индивидуально посредством кулачкового рычага. Натягивая обе задние кромки обшивки, захваты создают в ее внутренних поверхностях напряжения сдвига. Эти напряжения сдвига, возникающие при использовании захватов, приводили к образованию трещин и расслоению композиционного материала, вследствие чего изделие отбраковывалось или требовало ремонта. Наряду с описанными выше недостатками приспособления для натяжения обшивки предшествующего уровня техники отличаются тем, что секторы захватов тянутся индивидуально и поочередно, т.е. процесс натяжки всей обшивки носка лопасти является многоступенчатым. Такой процесс является не только трудоемким и продолжительным, а следовательно - и дорогостоящим, но и может привести к возникновению нежелательных напряжений в области задних кромок обшивки носка лопасти. Поэтому необходимо иметь устройство, натягивающее обшивку носка лопасти для ее установки на полусборку лопасти, не вызывая при этом развития трещин и/или расслоения композиционного материала обшивки носка лопасти. Предпочтительно, чтобы это устройство натягивало обшивку носка лопасти в один этап, что позволило бы уменьшить затраты времени на процесс укладки обшивки носка лопасти. Также существует потребность в таком зажимно-уплотнительном устройстве для сборки и уплотнения полусборки лопасти, которое обеспечивает равномерное распределение уплотняющего давления, что облегчило бы использование предварительно пропитанных композиционных материалов и гарантировало бы правильное базирование составных частей полусборки лопасти по ее хорде и размаху в зажимно-уплотнительном устройстве. Существует также потребность в устройстве для натяжения обшивки и зажимно-уплотнительном устройстве, совместное применение которых упростило бы укладку обшивки носка лопасти на полусборки лопасти. Данная заявка входит в серию двух родственных заявок, состоящую, кроме данной заявки, также из одновременно поданной заявки на изобретение того же заявителя "Устройство (варианты) и способ разметки кромок" с тем же приоритетом. Одной из задач изобретения является разработка устройства для натяжения и укладки обшивки, натягивающего обшивку носка лопасти, не вызывая при этом развития трещин и/или расслоения ее композиционного материала. Следующая задача изобретения заключается в разработке устройства для натяжения и укладки обшивки, растягивающего обшивку носка лопасти в один этап. Следующая задача изобретения состоит в разработке зажимно-уплотнительного устройства для базирования и уплотнения составных частей полусборки лопасти, которое обеспечивает равномерное распределение уплотняющего давления. Следующая задача изобретения заключается в разработке зажимно-уплотнительного устройства, которое обеспечивает правильное базирование собранных в зажимно-уплотнительном устройстве составных элементов полусборки лопасти по ее хорде и размаху. И еще одна задача изобретения состоит в разработке устройства для натяжения и укладки обшивки и зажимно-уплотнительного устройства, совместное применение которых существенно упростило бы укладку обшивки носка лопасти на полусборку лопасти. Эти и другие задачи изобретения реализованы в виде предлагаемого устройства для натяжения и укладки обшивки, предназначенного для натяжения обшивки носка лопасти и укладки натянутой обшивки на полусборку лопасти. Устройство для натяжения и укладки обшивки состоит из подвижной рамы, верхнего удлиненного суппорта, подвижно установленного на подвижной раме, и нижнего удлиненного суппорта, подвижно установленного на подвижной раме. Как на верхнем, так и на нижнем суппорте установлены наборы чашечных присосок. Имеются также средства синхронизированного привода верхнего и нижнего суппорта, передвигаемых между тремя положениями: разведенным положением - когда обшивка носка лопасти может быть установлена между наборами чашечных присосок, имеющихся на верхнем и нижнем суппортах, без соприкосновения с ними; контактным положением - когда ряды чашечных присосок прилегают к соответствующим внешним поверхностям носка лопасти; и рабочим положением - когда обшивка носка лопасти натянута для укладки на полусборку лопасти. Для того, чтобы чашечные присоски могли удерживать соответствующие внешние поверхности обшивки носка лопасти так, что при последующем синхронизированном разведении верхнего и нижнего суппортов в рабочее положение обшивка носка лопасти натягивалась, предусмотрены средства создания притягивающих вакуумных сил в чашечных присосках. Для укладки натянутой обшивки носка лопасти на полусборку лопасти также предусмотрены средства привода подвижной рамы. Устройство для натяжения и укладки обшивки также оборудовано средствами индикации полной укладки натянутой обшивки носка лопасти на полусборку лопасти. Средства синхронизированного привода подвижных частей устройства состоят из набора пневматических цилиндров, соединенных с верхним удлиненным суппортом и подвижной рамой, набора пневматических цилиндров, соединенных с нижним удлиненным суппортом и подвижной рамой, а также источника давления, сообщающегося с воздушными полостями цилиндров. При подаче управляющего сигнала на источник давления сжатый воздух подается к пневмоцилиндрам, в результате чего верхний и нижний удлиненные суппорты синхронно передвигаются между следующими положениями: разведенным положением - когда обшивка носка лопасти может быть установлена между рядами чашечных присосок, имеющихся на верхнем и нижнем удлиненных суппортах, без соприкосновения с ними; контактным положением - когда ряды чашечных присосок прилегают к соответствующим внешним поверхностям обшивки носка лопасти; и рабочим положением - когда обшивка носка лопасти натянута для укладки на полусборку лопасти. В рассматриваемом варианте устройства на верхнем и нижнем удлиненных суппортах установлено по девяносто чашечных присосок. Перед натяжением и укладкой обшивки носка лопасти на полусборку лопасти обшивка носка лопасти устанавливается между верхним и нижним рядами чашечных присосок, затем верхний и нижний ряды чашечных присосок синхронно перемещаются в контактное положение, в котором чашечные присоски прилегают к соответствующим внешним поверхностям обшивки носка лопасти, затем в верхних и нижних чашечных присосках создается разрежение, благодаря чему они удерживают соответствующие внешние поверхности обшивки носка лопасти. После этого верхний и нижний ряды чашечных присосок синхронно переводятся в рабочее положение, растягивая тем самым обшивку носка лопасти, и затем натянутая обшивка носка лопасти укладывается на полусборку лопасти. Предлагаемое в изобретении зажимно-уплотнительное устройство предназначается для сборки и уплотнения полусборки лопасти, состоящей из верхней и нижней обшивок из композиционного материала, сотового заполнителя и узла лонжерона лопасти (собственно лонжерона с, по крайней мере, одним прикрепленным к нему балансировочным грузом в виде противовеса). В состав зажимно-уплотнительного устройства входит его нижняя конструкция с опорным каркасом, а также профилированная верхняя подложка, установленная на опорном каркасе. Профилированная верхняя подложка имеет внешнюю поверхность, отображающую аэродинамический профиль верхней обшивки лопасти из композиционного материала, набор позиционирующих стержней для базирования верхней обшивки из композиционного материала и сотового заполнителя на профилированной верхней подложке и набор толкательных стержней для базирования лонжерона на профилированной верхней подложке в направлении хорд лопасти. На комлевом и концевом торцах верхней профилированной подложки установлена подпорка лонжерона, предназначенная, соответственно, для базирования узла лонжерона на профилированной верхней подложке в направлении его размаха. Кроме того, зажимно-уплотнительное устройство имеет верхнюю конструкцию, включающую в себя несущую балку, прикрепленную к ней профилированную плиту и прикрепленную к профилированной плите по всей ее площади пресс-камеру, размеры которой соответствуют размерам полусборки лопасти по хорде и размаху. Для обеспечения возможности фиксации и уплотнения полусборки лопасти, собранной на нижней конструкции зажимно-уплотнительного устройства, имеются средства соединения верхней и нижней конструкций зажимно-уплотнительного устройства между собой. Для уплотнения полусборки лопасти, собранной на соединенных верхней и нижней конструкциях, предусмотрены средства подачи избыточного давления воздуха в пресс-камеру. Кроме того, в состав зажимно-уплотнительного устройства может входить выравнивающая плита, устанавливаемая между его верхней и нижней конструкциями с целью равномерного распределения сжимающего давления по полусборке лопасти, уложенной в зажимно-уплотнительном устройстве, в процессе ее уплотнения. Для сборки и уплотнения полусборки лопасти предусматривается использование зажимно-уплотнительного устройства, описанного в предыдущем абзаце и выполненного из композиционных материалов. Верхняя обшивка из композиционного материала и сотовый заполнитель, соединенные между собой, укладываются на профилированную верхнюю подложку. На профилированной верхней подложке базируется по хорде и размаху узел лонжерона, после чего на узел лонжерона и сотовый заполнитель укладывается нижняя обшивка из композиционного материала. Верхняя и нижняя конструкции зажимно-уплотнительного устройства соединяются друг с другом, и для уплотнения собранной полусборки лопасти в пресс-камеру подается давление. Изобретение, его особенности и преимущества более детально представлены в следующем подробном описании, изложенном со ссылками к прилагаемым чертежам: фиг.1A - вид сверху лопасти несущего винта вертолета H - 60, являющейся типовым вариантом лопасти, фиг. 1B - поперечное сечение лопасти несущего винта, изображенной на фиг. 1A, по линии 1B - 1B, фиг. 1C - увеличенная аксонометрическая проекция обшивки носка лопасти, показанной на фиг.1B, фиг. 1D - увеличенная аксонометрическая проекция балансировочного противовеса типовой лопасти несущего винта, показанной на фиг. 1A, фиг. 2 - аксонометрическая проекция зажимно-уплотнительного устройства и устройства для натяжения и укладки обшивки, предлагаемых в изобретении, фиг. 3 - частичный вид в плане устройства, показанного на фиг. 2, фиг. 3A - аксонометрическая проекция фрагмента устройства для натяжения и укладки обшивки, показанного на фиг. 3, фиг. 4A - блок-схема, описывающая способ сборки и уплотнения, предлагаемый в изобретении, фиг. 4B - блок-схема, описывающая способ натяжения и укладки обшивки, предлагаемый в изобретении. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения Рассматриваемые ниже устройства и способы являются составной частью оборудования и технологии изготовления лопастей несущего винта для вертолетов H-60 производства компании "Сикорски Эйркрафт", входящей в корпорацию "Юнайтид Текнолоджиз Копэрейшн". В частности, эти устройства и способы специально адаптированы к процессу изготовления лопасти несущего винта вертолета H-60, разработанного компанией "Сикорски Эйркрафт". Следует, однако, учитывать, что рассматриваемые здесь устройства и способы могут быть использованы при изготовлении, вообще говоря, любых лопастей несущего винта. Типовой вариант лопасти 100 несущего винта вертолета H-60 показан на фиг. 1A-1D. Лопасть имеет переднюю кромку 102 и заднюю кромку 104, расстояние между которыми является хордой лопасти 100, комель 106 и законцовку 108 (стреловидная часть законцовки лопасти 100 несущего винта с углом поперечного "V", отделенная на фиг. 1A от остальной части лопасти пунктирной линией 109, изготавливается отдельно, как съемный элемент лопасти 100 несущего винта). Расстояние между комлем и законцовкой составляет размах лопасти 100. Лопасть 100 несущего винта имеет верхнюю и нижнюю обшивки 110, 112, выполненные из композиционного материала, которая определяет соответственно верхнюю и нижнюю аэродинамические поверхности лопасти 100. Лопасть 100 несущего винта состоит также из сотового заполнителя 114, лонжерона 116, одного или нескольких балансировочных противовесов 118 и обшивки 120 носка лопасти. На задней кромке 104 имеются триммерные пластины 130 (в данном варианте две пластины). Верхняя и нижняя обшивка из композиционного материала 110, 112, сотовый заполнитель 114, лонжерон 116 и противовесы 118 в собранном состоянии составляют полусборку 132 лопасти. Обшивки 110, 112 представляют собой готовое изделие, выполненное из нескольких слоев предварительно пропитанного композиционного материала любого типа, известного специалисту. Например, в рассматриваемом варианте таким композиционным материалом является намотанное стекловолокно в матрице из подходящей для этих целей смолы. В верхней обшивке 110 из композиционного материала имеется несколько базовых отверстий 134 (см. фиг. 1A), предназначенных для базирования узла лонжерона 116/118 в зажимно-уплотнительном устройстве способом, более подробно раскрываемом ниже. Для придания верхней обшивке из композиционного материала 110 аэродинамической чистоты базовые отверстия 134 по окончании сборки лопасти 100 несущего винта заделываются композиционным материалом. Сотовый заполнитель 114 играет роль легкого подкрепляющего элемента конструкции, устанавливаемого между верхней и нижней обшивками 110, 112, и изготавливается из материала, обычно применяемого для этих целей. К примеру, в рассматриваемом варианте таким материалом является номекс (NOMEX

Формула изобретения
1. Устройство для изготовления лопасти несущего винта вертолета, в частности для натяжения и укладки обшивки носка лопасти на полусборку лопасти, содержащее подвижную раму со средствами перемещения для укладки натянутой обшивки носка на полусборку лопасти, отличающееся тем, что оно включает в себя верхний и нижний удлиненные суппорты, установленные с возможностью перемещения на упомянутой подвижной раме, наборы чашечных присосок, установленных на упомянутых верхнем и нижнем удлиненных суппортах, средства синхронизированного перемещения упомянутых верхнего и нижнего суппортов для их перемещения в разведенное положение установки обшивки носка лопасти между упомянутыми наборами чашечных присосок без соприкосновения с ними в контактное положение прилегания упомянутых наборов чашечных присосок к соответствующим внешним поверхностям обшивки носка лопасти и в рабочее положение натягивания обшивки носка лопасти для укладки на полусборку лопасти и средства создания притягивающих вакуумных сил в упомянутых наборах чашечных присосок в контактном положении для удерживания чашечными присосками соответствующих внешних поверхностей обшивки носка лопасти с обеспечением ее натяжения при последующем синхронизированном перемещении упомянутых верхнего и нижнего суппортов в рабочее положение. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно содержит средства индикации полной укладки натянутой обшивки носка лопасти на полусборку лопасти. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упомянутые средства синхронизированного перемещения включают в себя наборы пневматических цилиндров, соединенных с упомянутыми верхним и нижним удлиненными суппортами и упомянутой подвижной рамой, источник давления, сообщенный с воздушными полостями упомянутых наборов пневматических цилиндров, причем упомянутые верхний и нижний суппорты установлены с возможностью синхронизированного перемещения в упомянутые разведенное положение, в контактное положение и в рабочее положение при подаче от упомянутого источника давления сжатого воздуха в упомянутые наборы пневматических цилиндров. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый из упомянутых наборов чашечных присосок, установленных соответственно на верхнем и нижнем удлиненных суппортах, включает в себя по 90 чашечных присосок. 5. Способ изготовления лопасти несущего винта вертолета, в частности натяжения и укладки обшивки носка лопасти на полусборку лопасти, включающий в себя укладку натянутой обшивки носка на полусборку лопасти, отличающийся тем, что до упомянутой укладки обшивки последовательно осуществляют следующие этапы: установку обшивки носка лопасти между верхним и нижним рядами чашечных присосок, приведение верхнего и нижнего рядов чашечных присосок в синхронизированное перемещение к контактному положению, в котором чашечные присоски прилегают к соответствующим внешним поверхностям обшивки носка лопасти, создание притягивающих вакуумных сил в верхнем и нижнем рядах чашечных присосок для удерживания чашечными присосками соответствующих внешних поверхностей обшивки носка лопасти и синхронизированное перемещение верхнего и нижнего рядов чашечных присосок в рабочее положение для натяжения носка лопасти. 6. Устройство для изготовления лопасти несущего винта вертолета, в частности для сборки и уплотнения полусборки лопасти, состоящей из верхней и нижней обшивок из композиционного материала, сотового заполнителя и узла лонжерона, содержащее нижнюю конструкцию, включающую в себя опорный каркас, верхнюю конструкцию, включающую в себя несущую балку и профилированную плиту, прикрепленную к упомянутой несущей балке, пресс-камеру, прикрепленную к упомянутой профилированной плите по всей ее площади, причем размеры упомянутой пресс-камеры соответствуют размерам полусборки лопасти по хорде и размаху, средства соединения упомянутых верхней и нижней конструкций и уплотнения полусборки лопасти, собранной на упомянутой нижней конструкции, и средства нагнетания в пресс-камеру газа под давлением при соединенных друг с другом упомянутых верхней и нижней конструкциях для уплотнения полусборки лопасти, отличающееся тем, что упомянутая нижняя конструкция включает в себя профилированную верхнюю подложку, установленную на упомянутом опорном каркасе и имеющую внешнюю поверхность, соответствующую аэродинамическому профилю верхней обшивки из композиционного материала, набор позиционирующих стрежней для базирования верхней обшивки из композиционного материала на упомянутой профилированной верхней подложке и набор толкательных стержней для базирования узла лонжерона на упомянутой профилированной верхней подложке в направлении хорд лопасти, подпорку лонжерона, установленную на упомянутом опорном каркасе у комлевого и концевого торцов упомянутой профилированной верхней подложки для базирования узла лонжерона на упомянутой профилированной верхней подложке в направлении размаха. 7. Устройство по п.6, отличающееся тем, что оно содержит выравнивающую плиту, жестко укрепленную между упомянутыми верхней и нижней конструкциями для равномерного распределения давления по полусборке лопасти в процессе ее уплотнения. 8. Способ изготовления лопасти несущего винта вертолета, в частности сборки и уплотнения полусборки лопасти, состоящей из верхней и нижней обшивок из композиционного материала, сотового заполнителя и узла лонжерона, включающий в себя подготовку зажимного устройства, изготовленного из композиционного материала и состоящего из нижней конструкции с опорным каркасом и верхней конструкции с несущей балкой, профилированной плитой, прикрепленной к несущей балке, и пресс-камерой, укрепленной на профилированной плите по всей ее площади, а также соединение верхней и нижней конструкции между собой и подачу избыточного давления в пресс-камеру для уплотнения полусборки лопасти, отличающийся тем, что на упомянутый опорный каркас нижней конструкции устанавливают профилированную верхнюю подложку, а до соединения верхней и нижней конструкций последовательно проводят следующие этапы: укладку соединенных друг с другом верхней обшивки из композиционного материала и сотового заполнителя на профилированную верхнюю подложку, укладку и базирование узла лонжерона в направлении хорд и размаха лопасти на профилированной верхней подложке и укладку упомянутой нижней обшивки из композиционного материала на узел лонжерона и сотовый заполнитель. 9. Способ по п.8, отличающийся тем, что он включает в себя дополнительно этап установки выравнивающей плиты между верхней и нижней конструкциями, выполняемый перед соединением верхней и нижней конструкций.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5