Адаптивная система управления с переменной структурой
Изобретение относится к области автоматики и может быть применено при управлении динамическими объектами с одним входом и одним выходом. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности, безопасности и ресурса системы за счет уменьшения частоты и амплитуды колебаний привода путем разделения сигнала управления, поступающего на привод, на низко- и высокочастотный. При этом условие сохранения скользящего режима не нарушается. Система содержит задатчик входного сигнала, эталонную модель, формирующий фильтр, измеритель рассогласования, блок формирования коэффициентов усиления, пять блоков релейных элементов, четыре блока умножителей, четыре масштабирующих усилителя с переменным коэффициентом, сумматор, блок фильтрации, объект управления. 3 ил., 2 табл.
Изобретение относится к области автоматики и может быть применено при управлении динамическими объектами с одним входом и одним выходом.
Наиболее близкой к изобретению по совокупности признаков (прототип) является адаптивная система управления с переменной структурой [1], содержащая задатчик, выходом подключенный к входам эталонной модели, первому блоку релейных элементов и сигнальному входу первого масштабирующего усилителя с переменным коэффициентом, измеритель рассогласования, первым входом подключенный к выходу эталонной модели, вторым входом связанный с выходом объекта управления, входом второго блока релейных элементов и сигнальным входом второго масштабирующего усилителя с переменным коэффициентом, а выходом - со входами блока формирования коэффициентов усиления, третьего блока релейных элементов и управляющим входом третьего масштабирующего усилителя с переменным коэффициентом, четвертый блок релейных элементов, вход которого подключен к выходу блока формирования коэффициентов усиления, а выход - к первым входам первого - четвертого блоков умножителей, вторые входы которых подключены соответственно к выходам первого второго, третьего и пятого блоков релейных элементов, выходы первого - четвертого блоков умножителей связаны соответственно с управляющими входами первого - четвертого масштабирующих усилителей с переменным коэффициентом, выходы которых подключены соответственно к первому - четвертому входам сумматора, выход сумматора связан с входом объекта управления и формирующим фильтром, соединенным с входом пятого блока релейных элементов и сигнальным входом четвертого масштабирующего усилителя с переменным коэффициентом. Однако в этой системе привод (рулевые поверхности) совершает(ют) колебания с достаточно большой амплитудой и частотой, что не может считаться удовлетворительным с точки зрения затрат на управление. Кроме того, это может сказаться на безопасности (например, пролетов), на сохранении механической части привода. Цель изобретения - повышение надежности, безопасности и ресурса системы за счет уменьшения частоты и амплитуды колебаний привода путем разделения сигнала управления, поступающего на привод, на низкочастотный и высокочастотный. Эта цель достигается введением в адаптивную систему управления с переменной структурой блока фильтрации, первым входом соединенного с выходом сумматора, вторым входом связанного с выходом измерителя рассогласования, а выходом - со входом объекта управления. Блок-схема адаптивной системы управления (фиг.1) содержит задатчик 1 входного сигнала, эталонную модель 2, формирующий фильтр 3, измеритель 4 рассогласования, блок 5 формирования коэффициентов усиления, первый 6, второй 7, третий 8, четвертый 9 и пятый 10 блоки релейных элементов, первый 11, второй 12, третий 13 и четвертый 14 блоки умножителей, первый 15, второй 16, третий 17 и четвертый 18 масштабирующие усилители с переменным коэффициентом, сумматор 19, блок фильтрации 20 и объект управления 21. Известен один из возможных принципов построения адаптивной системы управления для линейного объекта







уравнение определяется из системы неравенств таким образом, чтобы условия существования устойчивого скользящего режима выполнялись во всем диапазоне изменения параметров объекта управления (ОУ). Если выполнены следующие условия:
1) пара матриц

2) det (CтB)

3) rank B=rank[B][Bм]=rank[B][D], (6)
то движение в скользящем режиме описывается уравнением

т. е. не зависит ни от коэффициентов матрицы A, ни от задающего воздействия uз. Однако необходимость выполнения условий (6) является серьезным препятствием при создании подобных адаптивных систем. Кроме того, вектор x должен быть непосредственно наблюдаем, иначе необходимо дополнительно синтезировать устройство оценивания вектора состояния, что требует решения задачи текущей идентификации. Отмеченные трудности легко преодолеваются, если при синтезе использовать неминимальную форму (НМФ) модели ОУ. Пусть динамические свойства линейного стационарного объекта управления с одним входом и одним выходом Z описываются передаточной функцией

в которой нет сокращаемых нулей и полюсов. Разделим числитель и знаменатель функции (1) на устойчивый полином




и результат запишем в виде

где ai, bi - коэффициенты, полученные при делении полиномов A(p) и B(p) на полином

Введем новые переменные:


С учетом проведенных преобразований уравнения ОУ (1) в пространстве состояний запишутся так:

Порядок полученной модели равен (2n - 1) > n, поэтому она называется неминимальной. Запишем уравнения ОУ (10) и ЭМ в следующем виде:

где xт=[Z Yn-2 Yn-3...Yo];
xтм = [ZMYMn-2YMn-3...YMo],


f - вектор, полученный из решения уравнения

где

Введя для ЭМ (12) переменные в виде (9), получим ее передаточную функцию

Таким образом, форма (11) ЭМ позволяет задавать желаемую передаточную функцию, у которой порядок полинома числителя на единицу меньше порядка полинома знаменателя и все корни полинома числителя лежат слева от мнимой оси на комплексной плоскости. Последние условие связано с необходимостью обеспечения устойчивости модели, так как полином



Нетрудно убедиться, что при выбранной структуре модели ОУ условия (6) выполняются

Если в уравнении (4) принять
Cт=[1 Cn-2 Cn-3 ... Co], (15)
то после преобразования уравнения движения в скользящем режиме (7) принимают вид


Таким образом, движение в скользящем режиме не зависит ни от параметров ОУ (11): коэффициентов матриц A, B, D, ни от задающего воздействия uз, а целиком определяется заданием параметров плоскости скольжения и числителя ЭМ. Для обеспечения устойчивости режима скольжения уравнение должно быть выбрано так, чтобы выполнялось условие

Закон управления будем искать в виде
u =




где элементы векторов








i = 1, 2, ..., n;
j = 1, 2, ..., (n-1). Найдем произведение SS с учетом уравнений (4), (14), (17)

где Ai, Ami, Di - столбцы матриц A, Am, D;
ei, xi, fi - элементы векторов e, x, f соответственно. Условие устойчивого скользящего режима SS<0 будет выполняться, если коэффициенты закона управления (17) выбрать из условий:




В процессе функционирования ОУ изменяются коэффициенты матриц A, B, D. Однако границы их изменения известны и параметры закона управления (17) можно выбрать так, чтобы неравенства (18) соблюдались для всех режимов работы. В этом случае замкнутая система управления (11), (17) в скользящем режиме будет адаптивной, т.е. инвариантной к изменению характеристик ОУ и задающего воздействия. Необходимо также оценить характер изменения вектора f в уравнении (13) при управлении (17), так как при f --->



Определим из этого уравнения
Uэкв=(CтB)-1Cт[Df - Aмe + (Aм-A)x + Bмuз]
и, подставив его в уравнение (13), получим

или после преобразований с учетом формул (11), (13) и (15)

где

Так как в соответствии с (16) e ---> 0, ЭМ (12) выбирается устойчивой и значение uз ограничено по величине, то и значения компонент вектора x ---> xм также ограничены. В этом случае значения компонент вектора f ограничены только тогда, когда матрица R - гурвицева. Это значит, что корни числителя передаточной функции (8) ОУ должны располагаться слева от мнимой оси комплексной плоскости. Рассмотрим эффективность предложенной методики на примере синтеза адаптивной системы управления гипотетического самолета с эталонной моделью в продольной плоскости. Уравнения короткопериодического движения самолета и ЭМ в этом случае имеют вид

где





uз - задающее воздействие. Коэффициенты уравнений (19) для двух режимов полета представлены в табл. 1. При исследовании эффективности адаптивной системы будем полагать, что
1)

2) в качестве цели синтеза адаптивной будем считать выполнение условия

3) привод руля высоты будем описывать дефференциальным уравнением



На этапе синтеза будем полагать привод руля высоты безинерционным:




V0=-V0+U;

Коэффициенты уравнений (21) для рассматриваемых режимов приведены а табл.2. Неравенства (18) запишутся так:
для режима N1:

2) для режима N2:

Выбираем коэффициенты закона управления (17), удовлетворяющие этим неравенствам:

При включении синтезированной системы процессы







где

S - сигнал переключения,






где uз - задающее воздействие задатчика 1;
S - сигнал переключения;





где S - сигнал переключения;,



поступает на первый вход усилителя 18 и вход блока 10. Усилитель 18 формирует сигнал управления


где f - выходной сигнал формирующего фильтра 3;
S - сигнал переключения,


1. Авторское свидетельство СССР 1659980 A1, 30.06.91. 2. Макаров И.М.. Менский Б.М. Линейные автоматические системы.-М.: Машиностроение, 1977, с. 441-452. 3. Нестеренко Б.К. Интегральные операционные усилители.-М.: Энергоиздат, 1982, с. 76-82.
Формула изобретения
с входом формирующего фильтра, выход которого соединен с входом пятого блока релейных элементов и сигнальным входом четвертого масштабирующего усилителя с переменным коэффициентом, отличающаяся тем, что дополнительно введен блок фильтрации, первым входом соединенный с выходом сумматора, вторым входом - с выходом измерителя рассогласования, а выходом - с входом объекта управления.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5