Способ повышения безопасности движения автомобиля в тоннеле
Изобретение относится к средствам повышения безопасности автомобиля во время его движения в тоннеле с разделительными колоннами в стесненных или не благоприятных для движения условиях. В случае возникновения препятствия на пути автомобиля последний в режиме торможения в направлении основного движения дополнительно перемещают в сторону, в том числе и в сторону разделительных колонн, которые для получения при наезде на них рикошетного или касательного контакта с кузовом автомобиля предварительно оснащают по своей нижней границе прочными гладкими перегородками. Это позволяет избежать прямого удара автомобиля "в лоб" и повысить безопасность пассажиров. 5 ил.
Изобретение относится к области автомобильного транспорта и касается способов повышения безопасности движения в тоннеле, то есть в условиях ограниченного пространства, недостаточного для совершения маневров по уклонению от лобового столкновения, от столкновений с впереди идущим автомобилем или от возможного удара о сооружения самого тоннеля.
Известен способ повышения безопасности движения автомобиля в стесненных или не благоприятных для движения условиях, заключающийся в том, что автомобиль перемещают в направлении заданного движения с заданной скоростью и требуемой дистанцией между автомобилями, определяемыми безопасностью движения из условия возможного безаварийного торможения в случае возникновения экстремальной ситуации с впереди идущим автомобилем (см. кн. И.М. Юрковский "Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях", М, Издательство ДОСААФ, 1975, стр. 49, 50). Данный способ повышения безопасности движения основан на оптимальном выборе скорости перемещения автомобиля и дистанции между автомобилями, движущимися не только по одной полосе, но и на смежных полосах. Этот способ позволяет получить требуемый результат безопасного движения только со временем приобретения водителем эксплуатационного навыка. Однако в действительности на дорожной трассе в условиях транспортного потока выбор скорости и дистанции не всегда обусловлен желанием водителя. Большей частью сам транспортный поток определяет скорость движения и, как правило, в этом случае скорость возрастает, а дистанция между автомобилями существенно уменьшается и становится настолько малой, что времени и, главное, места для маневра не остается. Движение в тоннеле представляет собой как раз тот вид транспортного потока, когда все автомобили на высокой скорости входят в тоннель, а возможности для маневра резко сокращены, так как полосы движения в одном направлении ограничены стеной тоннеля, с одной стороны, и разделительными колоннами с другой стороны. Колонны по середине вдоль тоннеля разделяют транспортные потоки противоположного движения. В этих условиях поломка или авария любого одного автомобиля в потоке становится причиной аварий для многих автомобилей. Если автомобили, движущиеся по центральным полосам, имеют возможность некоторого маневра в сторону смежной полосы, то для автомобилей, движущихся по крайним полосам, ограниченным с одной стороны стеной или колоннами тоннеля, возможности маневра практически почти исключены. Как правило, при высоких скоростях движения в тоннеле на крайних полосах при появлении опасности водитель для исключения столкновения пытается тормозить и одновременно вывести автомобиль в любую свободную зону. Но такой маневр приводит к лобовому столкновению с колонами тоннеля. Это обусловлено тем, что при повороте управляемых колес автомобиль становится под углом к колоннам. Торможение снижает скорость движения, но времени для полного торможения не достаточно. В связи с этим можно считать, что удар происходит практически на той скорости, с которой автомобиль вошел в тоннель. Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по обеспечению безопасности автомобиля, движущегося в тоннеле в условиях возникшей аварийной ситуации, за счет гашения скорости движения переводом автомобиля в его перемещение, относительное первоначальному перемещению. Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении эксплуатационной безопасности. Указанный технический результат достигается тем, что по способу повышения безопасности движения автомобиля в стесненных или не благоприятных для движения условиях тоннеля, заключающемуся в том, что автомобиль перемещают в направлении заданного движения с заданной скоростью и требуемой дистанцией между автомобилями, определяемыми безопасностью движения из условия возможного безаварийного торможения в случае возникновения экстремальной ситуации в направлении движения автомобиля, последний в режиме торможения перемещают в направлении, перпендикулярном первоначальному направлению движения и касательном по отношению к стене тоннеля или его разделительной перегородке до контакта с последними. Указанные признаки являются существенными. Так, относительное перемещение автомобиля в сторону от первоначального направления движения позволяет перейти от линейной скорости автомобиля к его относительной, которая существенно меньше. Следовательно, сила удара при относительном перемещении будет меньше силы прямого удара. При этом перемещение автомобиля по касательной к поверхности стенки или перегородки тоннеля с введением в контакт с этими элементами приводит к некоторому гашению кинетической энергии автомобиля. Естественно, что в этом случае происходит повреждение борта автомобиля, но последствия для водителя более благоприятные, чем последствия прямого удара. Настоящее изобретение поясняется следующими иллюстрациями, где: На фиг. 1 - схема тоннеля с разделительными колоннами; На фиг. 2 - схема столкновения автомобиля с колонной; На фиг. 3 - вид на колонны с перегородками; На фиг. 4 - схема движения автомобиля в тоннеле; на фиг. 5 - схема гашения кинетической энергии о перегородки тоннеля. Настоящий способ основан на следующих рассуждениях. Предлагаемый способ повышения безопасности предназначен для использования при движении автомобиля в тоннеле. Практика строительства тоннелей показывает, что их можно разделить на два типа. Первый - это когда каждый однонаправленный поток ограничен монолитными гладкими стенками по бокам. Второй - это когда в одном тоннеле выполнены два разнонаправленных потока, разделенных опорами тоннеля в виде колонн, отстоящих друг от друга на некотором расстоянии для обеспечения возможности перехода с одной части тоннеля в другую. Как правило, тоннели второго типа в центральной своей части имеют колонны 1 (фиг. 1), разделяющие противоположные транспортные потоки. Так как колонны расположены на расстоянии друг от друга, то каждая из них представляет собой источник повышенной опасности. В результате неудачного маневра (фиг. 2) автомобиль, движущийся по смежной с ними полосе 2, может иметь столкновение с колонной 1, что представляет собой в данном случае прямой лобовой удар. Аналогичная ситуация может быть и при движении автомобиля на высокой скорости и по центральным полосам. Согласно настоящему способу предлагается все колоны связать по границе основания силовыми гладкими и прочными перегородками 3 небольшой высоты, например 1 м (фиг. 3). Эта высота должна быть больше размеров колеса и желательно не превышать высоту автомобиля. Это обусловлено тем, чтобы обеспечить возможность ремонтным рабочим, службам спасения и т.п. перелезать через перегородки. Такое исполнение колонн позволит иметь сплошную невысокую гладкую стенку, аналогичную стенке 4 тоннеля у другого края. При этом эти перегородки могут быть достаточно гладкими, чтобы уменьшить повреждаемость бортов автомобиля при контакте или упругоподвижными в направлении поперек расположения полос с тем, чтобы гасить энергию и уменьшить силу бокового удара автомобиля о перегородки (фиг. 5). Пусть автомобиль (фиг. 4) движется со скоростью v вдоль тоннеля по полосе 2 на некотором расстоянии h от его стенки (или перегородки). Водитель, желая сманеврировать, в течение некоторого времени t1 совершает поворот руля (рулевых колес) в сторону стенки (перегородки). Рассмотрим характеристики возможного при этом наезда на стенку тоннеля и, в частности, определим поперечную скорость vn автомобиля в тоннеле, которую имеет автомобиль при наезде на стенку и величина которой определяет собой степень ее опасности для кузова автомобиля и находящихся внутри него пассажиров. На фиг. 4 представлена траектория движения центра тяжести автомобиля в виде дуги ob радиуса r=ab и его расположение относительно участка c=kb продольной стенки (перегородки), в которую под углом



и для приведенного примера



Отсюда t12 = 2h/v

Из фиг. 4 видно, что vn= v

И согласно (5), (6), (7) получаем

Для нашего примера

И согласно (8)


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5