Устройство нейтрализации токсичных выхлопных газов тепловых двигателей
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам нейтрализации выхлопных газов тепловых двигателей, преимущественно ДВС. Устройство содержит выходящий из двигателя выпускной трубопровод, соединенный с реактором, в который введен дополнительный трубопровод подачи озонированного воздуха. В последний встроена камера, сопряженная на входе с нагнетателем воздуха (электровентилятором или микрокомпрессором), а на выходе - с указанным дополнительным трубопроводом. В камере коаксиально расположена ртутно-кварцевая газоразрядная лампа (озонатор). Камера имеет цилиндрическую форму с отражающими УФ-излучение стенками. Устройство обладает повышенной эффективностью преобразования кислорода в озон и универсальностью применения для различных типов тепловых двигателей. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, нейтрализующим токсичность выхлопных газов тепловых двигателей, преимущественно двигателей внутреннего сгорания.
Устройство предназначено для нейтрализации (дожигания) продуктов неполного сгорания топлива, главным образом токсичных оксидов углерода (CO), оксидов азота (NO2 и NOx), диоксида серы (SO2), канцерогенного углеводорода - бензопирена и др. в выхлопных газах автомобилей, тракторов, самоходных средств, судов и других установок. Устройство может быть использовано также для дожигания недоокисленных газов и твердых частиц в выхлопе дизельных двигателей. Известно устройство (патент СССР N 1808096, F 01 N 3/00, 1983) для уменьшения выноса вредных частиц с выхлопными и топочными газами, содержащее выпускной трубопровод, источник обогащенного кислородом газа и двух изолированных друг от друга электродов, один из которых размещен коаксиально в трубопроводе. Электроды подключены к высоковольтному генератору, создающему искровой или тлеющий разряд в трубе. Недостатки устройства обусловлены сложностью конструкции из-за необходимости монтажа высоковольтных электродов непосредственно в зоне выпускного трубопровода. Кроме того, указанные электроды в процессе эксплуатации будут существенно загрязняться продуктами неполного сгорания топлива в двигателе. Известен двигатель внутреннего сгорания (авторское свидетельство СССР N 1802183, F 01 N 3/08, 1993), содержащий подключенный к двигателю выпускной трубопровод и соединенный с им дополнительный трубопровод подачи вторичного воздуха с установленным в нем обратным клапаном. Дополнительный трубопровод на входе сопряжен с источником озонирования, в качестве которого использован распределитель зажигания, генерирующий коронный разряд в воздухе между используемым в качестве электрода бегунком и неподвижными контактами распределителя. Коронный разряд частично ионизирует и преобразует в озон поступающий в распределитель атмосферный воздух. Недостатки устройства связаны с низкой эффективностью преобразования кислорода в озон в предложенной электродной системе, имеющего к тому же ограниченную область применения - только для двигателей с распределителем зажигания. Известно устройство нейтрализации токсичных выхлопных газов тепловых двигателей, содержащее выходящий из двигателя выпускной трубопровод, соединенный противоположным концом с реактором, и введенный в реактор дополнительный трубопровод подачи воздуха со встроенным в него агрегатом озонирования (авторское свидетельство SU N 1560741 A1, кл. F 01 N 3/08, 1990) - прототип. Однако известное устройство недостаточно эффективно, сложно по конструкции и ненадежно. Задачей изобретения является создание устройства нейтрализации токсичных выхлопных газов тепловых двигателей любой конструкции, имеющего повышенную эффективность преобразования кислорода в озон, и, как следствие, более эффективную нейтрализацию токсичных выхлопных газов, обладающего универсальностью применения для различных типов тепловых двигателей, независимо от принципа действия, природы используемого топлива и предъявляемых требований по устойчивости к изменению внешних и внутренних условий работы двигателя. Поставленная задача достигается тем, что в устройстве нейтрализации токсичных выхлопных газов тепловых двигателей, содержащем выходящий из двигателя выпускной трубопровод, соединенный противоположным концом с реактором, и введенный в реактор дополнительный трубопровод подачи воздуха со встроенным в него агрегатом озонирования, последний выполнен в виде камеры, сопряженной на входе с нагнетателем атмосферного воздуха, а на выходе - с дополнительным трубопроводом, внутри камеры коаксиально установлена ртутно-кварцевая газоразрядная лампа, подключенная к пускорегулирующей и питающей аппаратуре. Достижению поставленной цели способствует и то, что стенки камеры покрыты отражающим УФ-излучение слоем материала, например, диффузно рассеивающим оптическое излучение слоем моноокиси кремния или слоем высокочистого алюминия. Поставленная цель достигается и тем, что нагнетатель атмосферного воздуха выполнен в виде электровентилятора, например, центробежного электровентилятора. И, наконец, еще одним средством достижения цели изобретения является то, что нагнетатель атмосферного воздуха выполнен в виде микрокомпрессора. Один из наиболее предпочтительных вариантов исполнения устройства согласно изобретению изображен на чертежах. На фиг. 1 - устройство нейтрализации токсичных выхлопных газов тепловых двигателей, вид сбоку, частично в размере; на фиг. 2 - блок-схема подключения устройства к пускорегулирующей и питающей аппаратуре. Показанное на фиг. 1 устройство нейтрализации токсичных выхлопных газов теплового двигателя, в частности двигатель внутреннего сгорания, содержит выходящий из двигателя 1 выпускной трубопровод 2 выхлопных газов, соединенный противоположным концом с реактором 3, в который введен также дополнительный трубопровод 4 для подачи озонированного воздуха и смешания его с выхлопными газами двигателя 1 (показано стрелками). Реактор 3 может быть совмещен с глушителем двигателя. В дополнительный трубопровод 4 подачи воздуха встроен агрегат озонирования воздуха, выполненный в виде цилиндрической камеры 5 оптического озонирования воздуха ультрафиолетовым излучением, сопряженной на входе с нагнетателем 6 атмосферного воздуха, а на выходе - с упомянутым трубопроводом 4. Камера 5 выполнена в виде полого цилиндра из кварцевого стекла 6, покрытого изнутри или снаружи отражающим УФ-излучение слоем 7, например диффузно рассеивающим оптическое излучение слоем моноокиси кремния или слоем высокочистого алюминия соответственно, и установлена внутри разъемного металлического кожуха 8. Камера герметично соединена с нагнетателем 6 и трубопроводом 4. Кожух 8 выполнен с откидывающейся крышкой 9 с замками 10. Внутри цилиндрической камеры 5 коаксиально установлена съемная ртутно-кварцевая газоразрядная лампа (озонатор) 11, омываемая потоком атмосферного воздуха, подаваемого в камеру 5 нагнетателем 6. В качестве нагнетателя 6 атмосферного воздуха используется центробежный электровентилятор (фиг. 1). В одном из вариантов исполнения устройства в качестве нагнетателя 6 атмосферного воздуха может быть использован микрокомпрессор (на фиг. 1 не показан). Входной канал камеры 5 перекрыт воздушным фильтром 12, предотвращающим попадание пыли в камеру 5 оптического озонирования воздуха. Ртутно-кварцевая газоразрядная лампа (озонатор) 11 подключена к пускорегулирующей и питающей аппаратуре 13 (фиг. 2), выполненной на базе электрического преобразователя и зажигающего устройства с импульсным трансформатором (не показано). Пускорегулирующая и питающая аппаратура 13, а также электровентилятор 6 (или микропроцессор) подключены к первичному электрическому источнику питания 14, например к автомобильному аккумулятору через коммутатор 15, который может быть электрически связан с пусковым устройством 16 двигателя 1. Агрегат оптического озонирования воздуха может также включаться и выключаться через коммутатор 15 автономно, нажатием кнопки в салоне транспортного средства или другого агрегата, например, при эксплуатации в черте населенных пунктов и городов. Устройство нейтрализации токсичных выхлопных газов тепловых двигателей работает следующим образом. При включении двигателя 1 выхлопные газы поступают по выпускному трубопроводу 2 в реактор 3, где встречаются с потоком озонированного воздуха (показано стрелками), выходящими из дополнительного трубопровода 4. Одновременно с запуском двигателя 1 включается нагнетатель 6 атмосферного воздуха (электровентилятор или микропроцессор), подающий воздух в камеру 5 оптического озонирования его УФ-излученнием. Одновременно с включением нагнетателя (или нажатием кнопки коммутатора 15) пускорегулирующая и питающая аппаратура 13 включает ртутно-кварцевую газоразрядную лампу 11 (озонатор), генерирующую газоразрядную лампу с оптическим излучением преимущественно в ультрафиолетовой области спектра с длинами волн 180-400 нм, проходящим через кварцевые стенки колбы лампы 11. Это излучение способствует фотоионизации кислорода продуваемого воздуха и преобразованию его части в озон по формуле:

Формула изобретения
1. Устройство нейтрализации токсичных выхлопных газов тепловых двигателей, содержащее выходящий из двигателя выпускной трубопровод, соединенный противоположным концом с реактором, и введенный в реактор дополнительный трубопровод подачи воздуха со встроенным в него агрегатом озонирования, отличающееся тем, что агрегат озонирования выполнен в виде камеры, сопряженной на входе с нагнетателем атмосферного воздуха, а на выходе - с дополнительным трубопроводом, внутри камеры установлена ртутно-кварцевая газоразрядная лампа, подключенная к пускорегулирующей и питающей аппаратуре. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что стенки камеры покрыты отражающим ультрафиолетовое излучение слоем материала. 3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что нагнетатель атмосферного воздуха выполнен в виде электровентилятора. 4. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что нагнетатель атмосферного воздуха выполнен в виде микрокомпрессора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2