Способ предназначен для азимутального ориентирования подвижных объектов, имеющих системы управления с трехосными гиростабилизаторами. В исходном положении при помощи двух горизонтальных акселерометров оси чувствительности двух горизонтальных гироскопов горизонтируют вместе с платформой гиростабилизатора, на которой они установлены. Ось чувствительности вертикального гироскопа удерживают в вертикальном положении. Затем гиростабилизатор переключают в режим гирокомпаса путем формирования при помощи датчика момента вертикального гироскопа момента коррекции, пропорционального углу отклонения платформы гиростабилизатора от плоскости горизонта. Один из акселерометров переводят в режим автоколебаний, используют его выходной сигнал для выделения составляющих, пропорциональных угловой скорости и угловому ускорению компасного движения платформы гиростабилизатора, которые после усиления и преобразования суммируют и используют для формирования дополнительного момента коррекции вертикального гироскопа. Затем после приведения платформы гиростабилизатора к направлению меридиана один из гороскопов переводят в режим автоколебаний и по его информации уточняют азимутальное положение платформы гиростабилизатора. Изобретение позволяет сократить временные затраты и повысить точность при определении направления меридиана трехслойным гиростабилизатором. 2 ил.
Изобретение относится к области измерительной техники, конкретно к той ее части которая занимается вопросами азимутального ориентирования подвижных объектов, имеющих в системах управления гиростабилизаторы.
Из литературы [1] известно, что режим гирокомпаса трехосного гиростабилизатора, или его гирокомпасирование как процесс может быть реализован при помощи элементов самого гиростабилизатора: акселерометров, гироскопов или командных датчиков угла различными способами.
Наиболее близким по технической сущности следует считать способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора [2], заключающийся в том, что в исходном положении при помощи двух горизонтальных акселерометров оси чувствительности двух горизонтальных гироскопов горизонтируют вместе с платформой гиростабилизатора, на которой они установлены, а ось чувствительности вертикального гироскопа удерживают в вертикальном положении, затем гиростабилизатор переключают в режим гирокомпаса путем формирования при помощи датчика момента вертикального гироскопа момента коррекции, пропорционального углу отклонения платформы гиростабилизатора от плоскости горизонта.
Недостатком этого способа, как и других способов, реализованных в трехстепенных гирокомпасах, следует считать сравнительно низкое быстродействие и точность, поэтому режим гирокомпасирования занимает достаточно много времени, а направление меридиана определяется недостаточно точно.
Это происходит потому, что сигнал, подаваемый от акселерометра для формирования момента коррекции вертикального гироскопа, пропорционален углу отклонения платформы от плоскости горизонта. При движении платформы к меридиану величина этого угла уменьшается, уменьшается и момент коррекции, а следовательно и скорость прецессии платформы. Усиление сигнала в усилителе приводит к нарушению апериодического (компасного) движения платформы. Поэтому у известных ТГС прецессия платформы к меридиану занимает достаточно много времени.
Низкая точность определения меридиана современными ТГС объясняется тем, что точностные характеристики гироскопов соответствуют заданным требованиям выполнения основной задачи объекта стабилизации и часто не позволяют обеспечить повышенные требования по точности азимутального ориентирования ТГС.
Целью настоящего изобретения является сокращение временных затрат и повышение точности при определении направления меридиана трехосным гиростабилизатором.
Эта цель достигается тем, что один из акселерометров переводят в режим автоколебаний, используют его выходной сигнал для выделения составляющих, пропорциональных угловой скорости и угловому ускорению компасного движения платформы гиростабилизатора, которые после усиления и преобразования суммируют и используют для формирования дополнительного момента коррекции вертикального гироскопа, а затем, после приведения платформы гиростабилизатора к направлению меридиана, один из гироскопов переводят в режим автоколебаний и по его информации уточняют азимутальное положение платформы гидростабилизатора.
Сущность предлагаемого способа гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора может быть показана при помощи принципиальной схемы, которая представлена на фиг. 1.
В состав ТГС для гирокомпасирования входят: два горизонтальных гироскопа Г
2, Г
3, один вертикальный гироскоп Г
1 и два горизонтальных акселерометра А
2, А
3, установленные на платформе 1, заключенной при помощи рамок 2 и 3 в карданов подвес, с тремя степенями свободы и тремя стабилизирующими двигателями СД
1, СД
2, СД
3, которые отрабатывают сигналы рассогласования соответствующих следящим системам [2]. На фиг.1 показаны системы координат: OX
пY
пZ
п, связанная с платформой, и ONL

, оси которой ориентированы по сторонам света, причем ось ON направлена на север, ось OL направлена по вертикали места, а ось O

направлена на восток. Тогда плоскость NO

является плоскостью горизонта, а плоскость NOL - плоскостью меридиана. Эта СК имеет проекции угловой скорости
з суточного вращения Земли: горизонтальную
N =
зcos

=
г и вертикальную
L =
зsin

=
в. Взаимное положение CK OX
пY
пZ
п и ONL

определяется углами
1,
2,
3 поворота платформы, которые имеют место при произвольном состоянии платформы. Указанные углы могут иметь различные значения, поэтому перед гирокомпасированием гиростабилизатора необходимо привести платформу в исходное положение, которое характеризуется тем, что оси чувствительности горизонтальных гироскопов Г
2 и Г
3 вместе с платформой горизонтируют при помощи следующих систем (см. фиг. 1). Для этого используют сигналы от акселерометров А
2, A
3 через усилители коррекции К
2, К
3, датчики моментов ДМ
2, ДМ
3. Далее сигналы с датчиков угла ДУП
2, ДУП
3 гироскопов Г
2, Г
3 через усилители УСС
2, УСС
3 поступают на стабилизирующие двигатели СД
2, СД
3, которые поворачивают платформу вместе с гироскопами и акселерометрами к установившимся значениям углов.
Вертикальный гироскоп при этом вертикализуется, а ось чувствительности удерживается в вертикальном положении при помощи следящей системы в составе: датчик угла ДУ
1, усилитель К
1 и далее, как показано на фиг. 1, по цепочке ДМ
1, ДУП
1, УСС
1 и СД
1.
Для реализации предлагаемого способа гирокомпасирования дополнительно к схеме трехосного гиростабилизатора необходимо подключать в нужные моменты времени, о чем будет сказано, дополнительные, но известные устройства [3, 4] : автогенератор 4 акселерометра A
3 с формирователем производных 5 и генератором тактовой частоты 8, а также автогенератор 6 гироскопа Г
3 с измерителем азимута 7.
Для перевода гиростабилизатора в первый режим гирокомпаса необходимо повысить чувствительность акселерометра А
3. Известно [4], что автоколебательный режим акселерометра, например, при помощи автогенератора 4, способен повысить его чувствительность, что помогает при помощи формирователя производных 5 из сигнала акселерометра A
3, пропорционального углу
3, выделить, также известно образом [3], сигналы, пропорциональные первой а
3 и второй а
3 производным угла отклонения платформы от плоскости горизонта, т.е. при помощи известных устройств могут быть измерены угловая скорость

и угловое ускорение

компасного движения платформы гиростабилизатора.
При включении ключа Кл
1 в верхнее положение появляется возможность при помощи усилителя коррекции в датчике момента ДМ
1 и ДМ
3 сформировать моменты коррекции M
*к1 и M
*к3 вида

M
*к3 = K
3(
3+
3). Тогда уравнения движения платформы относительно двух осей OY
п и OZ
п примут вид, аналогичный [2]:

где правые части уравнений аналогичны указанным на стр. 598 [2].
Математическое моделирование уравнений (2) с учетом правых частей показало, что введение первой а
3 и второй а
3 производных угла а
3 в закон коррекции вертикального гироскопа способствует повышению быстродействия режима гирокомпасирования ТГС.
Степень повышения быстродействия гирокомпасирования зависит от выбора коэффициентов S
1, S
11, S
12, S
3.
Действительно, решение уравнений (2) имеет вид:
1(t) =
10exp(-h
1+i
1)t+
12(t);
3(t) =
30exp(-h
1-i
1)t+
32(t),
где
10 и
30 - начальные углы отклонения платформы от плоскости меридиана и горизонта соответственно,
12(t),
32(t) - частные решения, определяемые правыми частями уравнений (3):

вещественная и мнимая части корней уравнений (3).
Найдено оптимальное соотношение коэффициентов момента коррекции: S
1 = K
1/H
1 = 126,59 1/с, S
11 = K
11/H
1 = 2450 б/р, S
12 = K
12/H
1 = 10000 с, S
3 = K
3/H
3 = 0,0189 1/с, при которых время приведения платформы от начального угла
10 = 90 град. к направлению меридиана с погрешностью

1уст = - (1
o - 10 угл.мин), составило не более t
пр = 20 - 38 сек, соответственно.
В известных гирокомпасах без производных

в законе управления вертикальным гироскопом значения коэффициентов

и время составляет t
пр = 980 сек, т.е. предлагаемый способ гирокомпасирования имеет повышенное быстродействие.
После окончания переходного процесса азимутальное положение оси OX
п платформы будет сохраняться в пределах погрешности

1уст за счет работы системы коррекции вертикального гироскопа (ключ Кл
1 в правом положении) в составе: датчика угла ДУ
1, усилителя коррекции К
1, датчика момента ДМ
1, датчика угла ДУ
1, усилителя УСС
1, стабилизирующего двигателя СД
1.
Положение платформы относительно горизонтальных осей OX
п и OZ
п будет отслеживать плоскость горизонта по сигналам акселерометров А
2 и А
3, причем относительно оси OX
п работает система маятниковой коррекции в составе: акселерометра А
2, усилителя К
2, датчика момента ДМ
2, датчика угла ДУ
2, усилителя УСС
2, а по оси OZ
п - в составе: акселерометра А
3, усилителя коррекции К
3, контактов ключа КЛ
2, датчика момента ДМ
3, датчика угла ДУ
3, усилителя УСС
3 и стабилизирующего двигателя СД
3. В таком положении предварительного ориентирования платформа может находиться как угодно долго.
Для уточнения азимутального положения оси OX
п платформы необходимо выполнить переключение элементов ТГС. По общей команде ключи Кл
2 и Кл
3 устанавливаются в верхнее положение. При этом гироскоп Г
3 переводят в режим автоколебаний при помощи автогенератора 6, а датчик угла ДУП
3 отключается из цепочки горизонтирования и подключается к измерителю азимута 7. Горизонтирование платформы относительно оси OX
п при этом должно сохраниться, т.к. выход усилителя коррекции К
3 будет подключен на вход усилителя УСС
3.
Уточнение положения оси OX
п платформы от направления меридиана происходит по информации гироскопа Г
3, работающего в режиме автоколебаний а соответствии с известным способом [4] функционирования измерительных устройств.
Принцип уточнения азимутального положения оси OX
п показан на фиг. 2, где обозначено: N - северное направление меридиана, OX
п - отклонение оси платформы на угол

1уст, величину которого необходимо измерить при помощи гироскопа Г
3, переключенного в режим автоколебаний за счет наличия в схеме автогенератора 6 нелинейного звена, имеющего статическую характеристику в виде, например, петли гистерезиса.
Применяя известную теорию автоколебаний [4] к режиму двухстепенного гирокомпаса, получили формулу, устанавливающую связь между разностью импульсов n
2 - n
1 на выходе измерителя 7 и азимутом

1уст оси OX
п платформы
n
2-n
1 = H
гf
тT
o
1уст/K
дмI
o, (4)
где H
г - направляющий момент гирокомпаса,
f
т - частота тактовых импульсов,
Т
0 - период автоколебаний,
К
ДМ - коэффициент датчика момента гироскопа,
I
0 - величина тока в режиме автоколебаний.
Математическое моделирование режима автоколебаний гироскопа Г
3 с учетом выражения (4) показало, что использование автоколебательного режима гироскопа Г
3 способствует повышению его чувствительности как измерителя отклонения платформы от направления на север, которое в свою очередь приводит к повышению точности определения азимутального положения ТГС.
Для современных гироскопов с нестабильностью уходов независимых от ускорения порядка
д = 1

10
-2 угл. мин/мин, использование тактовых импульсов с частотой f
т = 1

10
7 Гц и при автоколебаниях с частотой f
0 = 1/T
0 = 50 - 100 Гц получено повышение чувствительности более чем в ~10 раз, что позволит обеспечить точность определения азимутальной ориентации ТГС на уровне 30 угл.сек при прочих равных условиях.
Без режима автоколебаний гироскоп с дрейфом
д = 1

10
-2 угл.мин/мин позволяет уточнить положение меридиана с погрешностью

1уст =
д/
г = 1

10
-2/7,5 = 1,3

10
-3 рад ~5 угл.мин.
Приведенные результаты исследований подтверждают, что заявленная цель изобретения может быть достигнута за счет осуществления двойного гирокомпасирования: вначале - режима трехстепенного гирокомпаса с повышенным быстродействием, а затем осуществлением режима двухстепенного гирокомпаса повышенной чувствительности.
Источники информации
1. Б. И.Назаров и др. Командно-измерительные приборы. МО СССР, 1967, с. 588.
2. Там же, с. 592-605.
3. В. Б. Давыдов и др. Функциональная обработка сигналов в автономных системах навигации и управления подвижными объектами. Приборостроение N 4, 1990, с. 37-42.
4. А. И. Скалон. Обобщенный анализ характеристик прецизионных датчиков механических величин, работающих в режиме автоколебаний. Измерительная техника N 3, 1990, с.7-8.
Формула изобретения
Способ гирокомпасирования трехосного гиростабилизатора, заключающийся в том, что в исходном положении при помощи двух горизонтальных акселерометров оси чувствительности двух горизонтальных гироскопов горизонтируют вместе с платформой, на которой они установлены, а ось чувствительности вертикального гироскопа удерживают в вертикальном положении, затем гиростабилизатор переключают в режим гирокомпаса путем формирования при помощи датчика момента вертикального гироскопа момента коррекции, пропорционального углу отклонения платформы от плоскости горизонта, отличающийся тем, что, с целью сокращения временных затрат и повышения точности определения направления меридиана, один из акселерометров переводят в режим автоколебаний, используют его выходной сигнал для выделения составляющих, пропорциональных угловой скорости и угловому ускорению компасного движения платформы гиростабилизатора, которые после усиления и преобразования суммируют и используют для формирования дополнительного момента коррекции вертикального гироскопа, а затем, после приведения платформы гиростабилизатора к направлению меридиана, один из гироскопов переводят в режим автоколебаний и по его информации уточняют азимутальное положение платформы гиростабилизатора.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2