Способ аварийного торможения железнодорожного состава
Способ аварийного торможения железнодорожного состава путем силового воздействия на него состоит в том, что за хвостовой частью состава располагают прицеп с пластиной и приводом ее установки вертикально и перпендикулярно пути. При аварийной ситуации устанавливают пластину в указанное положение и вводят в воздушную среду набегающего потока воздушной массы вещество с повышенной плотностью, например воду. Таким образом, осуществляют торможение за счет возрастания аэродинамического сопротивления при взаимодействии набегающего воздушного потока с упомянутой пластиной. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в сокращении тормозного пути при торможении состава и уменьшении износа контактирующих элементов.
Техническое решение относится к средствам обеспечения безопасности железнодорожных составов, скорость которых резко возрастает, для обеспечения экономического взаимодействия удаленных районов.
Известно средство торможения железнодорожного состава путем введения в контакт с поверхностью движения (поверхность рельса) колодки под силовым воздействием (а.с. N 230208, кл. B 61 H 7/12, 1965). Недостатками такого технического решения следует считать: - различная поверхностная часть будет обеспечивать различную длину тормозного пути, - износ поверхности движения, - зависимость тормозного пути от массы и усилия "приподнимания" вагона, - неустойчивость подвижной системы, т.к. происходит приподнимание вагона и при малой массе выведение кромок колес из бокового сцепления. Широко известно тормозное устройство, которое используется на всем подвижном составе. Оно содержит тормозную колодку, которую прижимают силовым воздействием от пневмоцилиндра к барабану, соединенному с колесами (Элементарный учебник физики. /Под редакцией Ландсберга. - М.: 1975, стр. 382). Недостатками описанного способа можно считать: - интенсивный износ колеса с образования лысок, - износ пути, - зависимость тормозного пути от состояния контактирующих поверхностей, способ малопригоден для скоростных дорог. Целью предложения является устранение указанных недостатков: - сокращение тормозного пути, устранение износа контактирующих элементов. Поставленная цель достигается тем, что за составом располагают прицеп с пластиной и приводом ее установки вертикально и перпендикулярно пути, а при аварийной ситуации устанавливают ее в указанное положение и вводят в воздушную среду набегающего потока воздушной массы вещество с повышенной плотностью, например воду, и осуществляют торможение путем возрастания аэродинамического сопротивления взаимодействия набегающего потока смеси воздушной массы с площадью пластины с возможностью изменения средней плотности смеси. Пояснение к способу: 1. Габаритные размеры пластины должны укладываться в габариты по технике безопасности. Пластина для специальных случаев может быть заменена парашютом. Процесс торможения описывается формулой
Ниже приведен приближенный расчет, который показывает эффективность способа. Расчет велся по максимальным значениям и полученные результаты несколько лучше действительных, но всегда есть возможность повысить среднюю плотность смеси. Приняты стандартные обозначения площади, гравитационной составляющей, которая постоянна, плотности и скорости. Причем площадь - 100 м2, которую может иметь и один парашют и более одного. Причем скорость 100 км/час = 28 м/с, причем плотность 200 кг/м3. После подстановки получим силу торможения 770 тонн. Пусть состав имеет массу 1000 тонн (средняя масса около 100 тонн при 10 единицах в составе). Тогда ускорение можно вычислить:

а тормозной путь составит: S = V2/2a = 282/7,7 = 50 м, V2 = 2a

Формула изобретения