Устройство для измерения массы движущихся объектов
Изобретение предназначено для измерения массы железнодорожных вагонов в движении. Устройство смонтировано на рельсе и содержит расположенные с обеих сторон шейки рельса попарно в четырех вертикальных сечениях симметрично нейтральной линии рельса и середины промежутка между шпалами тензодатчики. Тензодатчики содержат упругий элемент, выполненный в виде двух одинаковых балок прямоугольного сечения, монолитно прикрепленных, например приваренных, симметрично с обеих сторон к шейке рельса в промежутке между шпалами. Тензорезисторы наклеены на верхней и нижней поверхностях балок, а нейтральные линии балок лежат в одной плоскости с нейтральной линией рельса. Технический результат заключается в повышении точности измерения. 3 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано преимущественно для поосного измерения массы железнодорожных вагонов в движении.
Известны тензометрические устройства для измерения массы железнодорожных вагонов в движении, использующие рельсы, на шейке которых установлены тензодатчики [1, 2]. Недостатком этих устройств является существенная зависимость выходного сигнала измерительного моста тензодатчиков от податливости шпал на грунте, которая имеет сезонные изменения, а также зависимость выходного сигнала от силового влияния соседнего колеса вагонной тележки, причем эти влияния неоднозначны. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству для измерения массы движущихся объектов является устройство [3], содержащее четыре пары тензодатчиков установленных на шейке рельса симметрично середине промежутка между шпалами и нейтральной линией рельса в четырех вертикальных сечениях, причем каждый из тензодатчиков выполнен в виде тонкостенной втулки, запрессованой своей средней частью в отверстие в шейке рельса, на выступающих частях которой навита тензопроволока. В этом устройстве, теоретически, устранены влияния податливости грунта и соседнего колеса вагонной тележки, поскольку выходной сигнал пропорционален измеряемому по разности деформаций парных тензодатчиков в четырех вертикальных сечениях градиенту изгибающего момента и, следовательно, поперечной /перерезывающей/ силе, т.е. нагрузке колеса на рельс, когда оно прокатывается на участке измерения, и равно нулю, когда колесо находится вне участка измерения. В действительности в этом устройстве выходной сигнал измерительного моста функционально зависит от градиента изгибающего момента весьма опосредованно, что приводит к существенной потере точности. Деформация отверстий /периметра окружности в периметр эллипса/ весьма мала, а разность деформаций периметров отверстий пары тензодатчиков еще, как минимум, на один порядок меньше, поэтому на преобразование градиента изгибающего момента в выходной сигнал оказывают существенное влияние соизмеримые с деформацией шероховатости и неточности геометрии посадочных поверхностей тонкостенных втулок тензодатчиков и отверстий в шейке рельса, разброс фактических натягов в прессовых посадках, разброс фактических величин жесткости выступающих частей тонкостенных втулок. В результате коэффициенты преобразования градиента изгибающего момента в разность деформаций пар тензодатчиков оказываются различными и, следовательно, выходной сигнал оказывается неадекватным поперечной силе, что, в итоге, снова приводит к влиянию податливости грунта и силовому влиянию соседнего колеса вагонной тележки на выходной сигнал. Теоретические преимущества устройства пропадают, поскольку для их реализации требуется строгое равенство всех коэффициентов преобразования градиента изгибающего момента в разность изменений тензосопротивлений тензодатчиков, что, в силу вышеперечисленных причин, в этом устройстве не обеспечено. Целью изобретения является повышение точности измерения массы движущихся объектов. Эта цель достигается в устройстве для измерения массы движущихся объектов, смонтированного на рельсе и содержащего, расположенные с обоих сторон шейки рельса попарно в четырех вертикальных сечениях симметрично нейтральной линии рельса и середины промежутка между шпалами тензодатчики, тензорезисторы которых включены в измерительный мост, тензодатчики содержат упругий элемент, выполненный в виде двух одинаковых балок прямоугольного сечения, монолитно прикрепленных, например приваренных, симметрично с обеих сторон к шейке рельса в промежутке между шпалами, а тензорезисторы наклеены на верхней и нижней поверхностях балок, при этом нейтральные линии балок лежат в одной плоскости с нейтральной линией рельса. На фиг. 1 изображен пример устройства для измерения массы движущихся объектов; на фиг. 2 изображен разрез по А-А /см. фиг. 1/; на фиг. 3 изображен пример схемы соединений тензорезисторов. Устройство для измерения массы движущихся объектов содержит четыре пары тензорезисторов 1. ..8 /фиг.1/, наклеенные на одинаковые по размерам прямоугольные балки 9 и 10 /фиг. 2/, всего 16 тензорезисторов. Балки 9 и 10 монолитно прикреплены, например приварены, симметрично с двух сторон к шейке рельса так, что нейтральные линии балок 9 и 10 лежат в одной плоскости с нейтральной линией рельса 11, расположенной на расстоянии C от подошвы рельса. Пары тензорезисторов 1. . .8 , наклеенные на верхней и нижней поверхностях двух балок 9 и 10 , расположены в вертикальных сечениях I...IV /фиг. 1/ симметрично середине промежутка между шпалами L на расстояниях a и l. В сквозные отверстия в балках 9 и 10 и рельсе 11, расположенных вне зоны сечений I...IV, вставлены электризоляторы 12 , через которые пропущены соединительные провода, подключенные к тензорезисторам 1...8 согласно одной из возможных схем измерительных мостов /фиг. 3/, где индексы сопротивлений



Формула изобретения
Устройство для измерения массы движущихся объектов, смонтированное на рельсе и содержащее расположенные с обеих сторон шейки рельса попарно в четырех вертикальных сечениях симметрично нейтральной линии рельса и середины промежутка между шпалами тензодатчики, тензорезисторы которых включены в измерительный мост, отличающееся тем, что тензодатчики содержат упругий элемент, выполненный в виде двух одинаковых балок прямоугольного сечения, монолитно прикрепленных, например приваренных, симметрично с обеих сторон к шейке рельса в промежутке между шпалами, а тензорезисторы наклеены на верхней и нижней поверхностях балок, при этом нейтральные линии балок лежат в одной плоскости с нейтральной линией рельса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3