Устройство для отделения отсека баллистической ракеты
Изобретение относится к ракетостроению. Устройство для отделения отсека баллистической ракеты содержит размещенные в корпусе отсека автономный пороховой ракетный двигатель и механизм снятия жесткой связи между отсеком и ракетой. Сопло двигателя относительно отсека ориентировано наружу в радиальном направлении под углом к продольной оси отсека, определяемым из соотношения = arctg L
r/J/m + L2, где r - радиус отсека, m - масса отсека, J - поперечный момент отсека; L - расстояние от точки пересечения продольной оси сопла с внешней поверхностью отсека до проекции центра масс отсека на внешнюю образующую его поверхности. Изобретение позволяет уменьшить массу и габариты устройства отделения отсека ракеты. 1 ил.
Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при проектировании механизмов отделения, посредством которых осуществляется съем и увод отсеков и крышек от ракеты.
В современном ракетостроении известна, например, схема "холодного" разделения ступеней, где в качестве дополнительного средства разделения используют твердотопливные двигатели, которые могут устанавливаться на верхней ступени для создания требуемого для нее ускорения и увода от нижней ступени или на нижней ступени для ее торможения. Сразу же с освобождением узлов связи включаются разгонные или тормозные твердотопливные двигатели, установленные соответственно на верхней или нижней ступенях, а тяга двигателей верхней ступени выходит на номинальный режим по достижении некоторого расстояния между ступенями (см. К.С. Колесников, В.И.Козлов, В.В.Кокушкин "Динамика разделения летательных аппаратов", М., 1977, стр. 131-132, рис. 4.6). Недостатком известных схем разделения является то, что они позволяют осуществлять только линейные перемещения разделяемых ступеней и не решают задачи по уводу, например, корпуса предыдущей ступени с траектории движения ракеты, причем для обеспечения линейного перемещения требуется установка нескольких пороховых ракетных двигателей, посредством которых осуществляют нейтрализацию импульса тяги последствия. Известны также устройства для увода и закрутки предыдущей ступени ракеты, в которых небольшие твердотопливные тормозные двигатели устанавливаются на корпусе предыдущей ступени или в межбаковом пространстве. Двигатели закрываются специальными обтекателями. Сопла двигателей направлены в сторону, противоположную скорости ракеты. Команда на снятие жесткой связи подается одновременно с командами на останов основных двигателей и запуск тормозных. Тормозные ПРД, создавая тягу, притормаживают предыдущую ступень, а оставшаяся часть, освобожденная от связи с ней по инерции, продолжает полет. Известны также комбинированные устройства отделения головной части с одновременным или последующим поворотом корпуса ракеты. Для обеспечения разворота корпуса тормозные ПРД должны устанавливаться асимметрично относительно центра масс (см. И.Н.Пенцак "Теория полета и конструкция баллистических ракет", М., 1974, стр. 236-238). Недостатком указанных схем отделения является трудность осуществления одновременного увода и закрутки предыдущей ступени ракеты посредством единой энергетической установки с обеспечением условий безударности, а использование нескольких автономных энергетических установок приводит к увеличению веса конструкции и усложнению эксплуатационных характеристик, что снижает надежность эксплуатации ракеты. Следует отметить, что использование комбинированного устройства отделения с одновременным разворотом корпуса ракеты посредством тормозных ПРД, устанавливаемых асимметрично относительно центра масс, приводит к техническим трудностям по обеспечению безударного отделения, например, в условиях воздействия на ракету импульса тяги последствия отработавшей ступени. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является обеспечение безударного съема и увода отделяемого отсека на начальном участке его перемещения посредством единой энергетической установки. Указанная задача решается тем, что в предлагаемом устройстве сопло ПРД относительно отсека ориентировано наружу в радиальном направлении под углом к продольной оси отделяемого отсека, определяемым из соотношения





l - расстояние от точки пересечения продольной оси сопла с внешней поверхностью отсека до проекции центра масс отделяемого отсека на внешнюю образующую его поверхности. На чертеже приведены расчетные траектории движения центра масс отсека и опасных на соударение точек для гипотетической ракеты. Как показали результаты расчетов, перемещение опасной на соударение точки, близкое к параллельному продольной оси ракеты, возможно организовать только на начальном участке движения, который составляет ~ 0,35-0,40 диаметра корпуса отделяемого отсека, что является достаточным для безударного съема и последующего увода отделяемого отсека. Так осуществляется безударное отделение отсека от ракеты. Использование предлагаемого устройства, по сравнению с известными, позволяет за счет применения единой энергетической системы снизить весогабаритные характеристики устройства отделения и обеспечить безударный съем и увод отделяемого отсека на начальном участке его перемещения.
Формула изобретения

где r - радиус отделяемого отсека;
m - масса отделяемого отсека;
J - поперечный момент отделяемого отсека;
L - расстояние от точки пересечения продольной оси сопла с внешней поверхностью отсека до проекции центра масс отделяемого отсека на внешнюю образующую его поверхности.
РИСУНКИ
Рисунок 1