Способ регулируемого охлаждения масла и аппарат воздушного охлаждения для осуществления этого способа
Регулирование температуры охлаждения масла в заданном рабочем интервале производят путем изменения расхода охлаждающего воздуха. Охлаждающий воздушный поток подают вентилятором, имеющим электропривод переменного тока, на поверхность рекуперативного теплообменника. Изменение расхода воздушного потока осуществляют путем изменения числа оборотов вентилятора. При этом измеряют температуру охлаждаемого масла и с помощью электрической связи передают ее значение на модулятор, который при отклонении этого значения от заданного интервала изменяет частоту переменного тока, подаваемого на электропривод вентилятора. Использование изобретения позволит обеспечить плавное регулирование температуры охлаждения масла, повысить экономичность и долговечность оборудования. 2 с. и 10 з.п.ф-лы, 6 ил.
Группа изобретений, характеризуемая единым изобретательским замыслом, относится к холодильной технике, а более конкретно к способам охлаждения (а также к аппаратам воздушного охлаждения) в таких системах, в которых хладоагентом является воздух, в частном случае к способам воздушного охлаждения масла.
Известны способы охлаждения масла путем подачи воздушного потока посредством вентилятора в рекуперативный аппарат воздушного охлаждения с раздающим и собирающим коллекторами для масла (см. журнал "Газовая промышленность", N 1, 1985, с.22 - 23). В данном способе операция регулирования температуры масла не раскрыта. В этом способе отсутствуют средства, обеспечивающие в условиях низких температур окружающей среды гарантированный прогрев теплообменных поверхностей, что на практике приводит к возникновению термических ударов, к значительному повышению сопротивления масляной полости и соответственно давления масла вследствие резкого его охлаждения при поступлении на холодную поверхность; в результате имеют место случаи разгерметизации аппарата и выхода его из строя. В рассматриваемом способе отсутствуют описания регулирования температуры масла, а также операции пуска аппарата воздушного охлаждения в условиях низких температур окружающей среды, поэтому технический результат, достигаемый предложенным способом, в данном способе получен быть не может. Известны также способы регулируемого охлаждения масла путем подачи воздушного потока посредством вентилятора с электроприводом переменного тока в рекуперативный аппарат воздушного охлаждения с раздающим и собирающим коллекторами для масла при регулировании температуры масла в заданном рабочем интервале путем изменения расхода воздуха. При этом пуск аппарата воздушного охлаждения в условиях низких температур окружающей среды осуществляют с помощью подвода тепла к внутренним поверхностям аппарата и последующей подачи на теплообменную поверхность нагретого масла, предварительно циркулирующего по замкнутому контуру, имеющему внешний источник тепла (см. "Техническое описание и инструкция по монтажу, эксплуатации и уходу за группой маслоохладителей зимнего исполнения типа 06-10", Будапешт, 1979, с.4 - 9 и чертеж 3421-Lk-1). В данном способе регулирование температуры масла осуществляют путем изменения расхода воздуха периодическим включением-выключением вентиляторов, либо посредством системы жалюзи с ручным приводом, устанавливаемых на пути воздушного потока. Последние обуславливают повышенное аэродинамическое сопротивление воздушного тракта и применение металлоемкости и неудобной в эксплуатации конструкции жалюзи. Кроме того, с помощью таких жалюзи невозможно осуществить автоматическое регулирование и достичь плавности регулировки, так как пластины жалюзи с помощью механизма ручного привода могут быть фиксированы только в 7 положениях - угол наклона пластин от 0o до 90o через каждые 15o. В этом способе при уменьшении расхода воздуха с помощью прикрытия жалюзи вентилятор продолжает работать с постоянным максимальным числом оборотов, например 1500 об/мин, и с максимальным потреблением электроэнергии. В таком способе при значительном прикрытии жалюзи существует опасность перевода вентилятора в неблагоприятный режим работы (помпаж вентилятора), что может привести к выходу его из строя. Регулирование же с помощью периодического включения-выключения вентиляторов приводит к резким изменениям температуры охлаждаемого масла (не обеспечивает плавности регулирования), также экономически нецелесообразно (большие пусковые токи) и приводит к нестабильной работе и повышенному износу оборудования. При осуществлении данного способа предварительную циркуляцию по замкнутому контуру осуществляют без подачи масла в коллекторы, а подвод тепла ведут путем конвективного теплообмена между внутренней поверхностью аппарата и горячим воздухом, подаваемым автономным вентилятором через автономные электрокалориферы. Все это в конечном итоге приведет к большим энергозатратам и технический результат, достигаемый изобретением, в описываемом способе получен быть не может. Задача изобретения - создание способа, обеспечивающего плавное автоматическое регулирование температуры охлаждаемого масла при достижении экономичности и долговечности работы оборудования в различных климатических зонах. Основной технический результат - обеспечение плавного автоматического регулирования температуры охлаждаемого масла с одновременным повышением экономичности и долговечности оборудования в широком диапазоне изменения температур окружающей среды. Дополнительный технический результат - повышение эксплуатационной надежности аппарата воздушного охлаждения и уменьшение расхода энергии в период его запуска в условиях низких температурах окружающей среды. Основной технический результат достигается тем, что в способе регулируемого охлаждения масла путем подачи воздушного потока посредством вентилятора с электроприводом переменного тока в рекуперативный аппарат воздушного охлаждения с раздающим и собирающим коллекторами для масла при регулировании температуры охлаждаемого масла в заданном рабочем интервале путем изменения расхода охлаждающего воздуха, изменение расхода охлаждающего воздуха ведут посредством изменения числа оборотов вентилятора, при этом измеряют температуру охлаждаемого масла и с помощью электрической связи передают ее значение на модулятор, которым при отклонении этого значения от заданного интервала изменяют частоту переменного тока, подаваемого на электропривод. Тот же технический результат в частных случаях достигается тем, что в способе охлаждения масла, характеризуемом вышеперечисленными признаками, устанавливают отклонение температуры охлаждаемого масла от заданного рабочего интервала не превышающим


(Регулирующий запорный орган 34 байпасной линии 27 закрыт). Масло, нагнетаемое из маслобака (на фиг. 1 и 2 не показан), насосом 28 через магистраль 30 подается в источник 29 тепла, которым являются подшипники газотурбинного двигателя или нагнетателя. Смазав и охладив подшипники и вобрав в себя тепло трения, нагретое масло направляется в рабочий патрубок 23 для входа среды раздающего коллектора 4 секции 2 односекционного рекуперативного охладителя (см. фиг. 2). Из раздающего коллектора 4 нагретое масло поступает не теплообменную поверхность 3 в масляные каналы 32 (см. фиг. 5), где охлаждается при прохождении по воздушным каналам 33 охлаждающего воздуха, прокачиваемого вентиляторами 7. Охлажденное масло поступает в собирающий коллектор 5 и через рабочий патрубок 24 для выхода среды и магистраль 16 (через маслобак) возвращается во всасывающий патрубок насоса 28. Возможны варианты схемы, когда источник 29 тепла расположен на магистрали 16 всасывающей линии насоса 28; при этом рабочий режим охлаждения масла остается таким же, как описано выше. В многосекционном охладителе (см. фиг. 3) масло, поступившее в раздающий коллектор 4 секции 2, разделяется на 2 части: одна часть, равная примерно 1/3 от всего расхода масла, поступает на теплообменную поверхность 3 секции 2, а вторая часть, равная примерно 2/3 расхода масла, через циркуляционный патрубок 25 и соединительный трубопровод 31 поступает в рабочий патрубок 23 раздающего коллектора 4 второй по ходу масла секции 2, где, в свою очередь, вновь разделяется на 2 части. Каждая из этих частей равна примерно 1/3 расхода масла; при этом одна часть поступает на теплообменную поверхность 3 второй секции 2, а другая - через циркуляционный патрубок 25 раздающего коллектора 4 и соединительный трубопровод 31 в рабочий патрубок 23 раздающего коллектора 4 третьей по ходу масла секции 2. Масло, охлажденное в третьей секции, через собирающий коллектор 5 этой секции, рабочий патрубок 24 для выхода среды, соединительный трубопровод 31 и циркуляционный патрубок 26 поступает в собирающий коллектор 5 второй секции, где смешивается с маслом, охлажденным во второй секции, и далее через рабочий патрубок 24 для выхода чреды, соединительный трубопровод 31 и циркуляционный патрубок 26 масло поступает в собирающий коллектор 5 первой секции, где соединяется с маслом, охлажденным в этой секции, и полный расход охлажденного мала через рабочий патрубок 24 раздающего коллектора 5 секции 2 направляется в магистраль 16 и далее к насосу 28. Регулирование температуры масла в заданном рабочем режиме осуществляется следующим образцом. Опишем этот процесс для аппарата с двухсекционным охладителем (см. фиг. 1). Микропроцессорный регулятор 18 настраивают на требуемую температуру охлаждения масла. При отклонении температуры охлаждаемого масла от заданного значения по преобразующему сигналу термопреобразователя 15 сопротивления на выходе регулятора 18 формируется аналоговый сигнал (от 0 до 10 B), который, поступая на вход преобразователя частоты 17, изменяет частоту питающей сети вентиляторов (от 0,2 до 50 Гц). Число оборотов вентилятора связано с частотой питающей сети по формуле:

где f - частота питающей сети, Гц;
p - число полюсов; S - скольжение ротора. Расход воздуха, прокачиваемого вентилятором, зависит от числа его оборотов. В свою очередь, температура охлаждаемого масла зависит от температуры и расхода воздуха, прокачиваемого вентилятором через воздушные каналы 33 секций охладителя. Чем ниже температура воздуха, тем меньше его нужно прокачивать через охладитель. При рассогласовании измерений (с помощью термопреобразователя 15 сопротивления) температуры охлаждаемого масла и температуры ее задания на регуляторе 18 в большую или меньшую сторону происходит соответственно изменение числа оборотов вентилятора, а следовательно, и расхода воздуха, прокачиваемого вентилятором через охладитель, что, в свою очередь, изменяет температуру охлаждаемого масла, обеспечивая ее поддержание на заданном уровне. Регулирование температуры для односекционного охладителя осуществляется аналогичным образом. Регулирование температуры в охладителе с количеством секций больше двух осуществляется также аналогичным образом. Незначительное различие может быть только в количестве вентиляторов и, возможно, в количестве элементов регулирования, которые монтируются по аналогичным схемам. Аппарат воздушного охлаждения проектируется с учетом наиболее напряженного режима работы, определяемого максимальным значением температуры охлаждающего воздуха, равной обычно +40oC, при этом числе оборотов вентилятора принимается, как правило, равным 1500 об/мин. Однако большую часть периода своей эксплуатации аппарат работает при более низких значениях температуры окружающей среды, т.е. вентилятор работает с уменьшенным числом оборотов. Эти обусловлена высокая экономичность такого регулирования, так как мощность вентилятора прямо пропорциональна числу оборотов в кубе (N ~ n3). Работа на уменьшенных числах оборотов обеспечивает также повышение надежности и долговечности вентиляторов и всего аппарата воздушного охлаждения в целом. В зимнее время число оборотов вентилятора снижается существенно, вплоть до значений 5 - 50 об/мин. Таким образом обеспечивается плавность автоматического регулирования вне зависимости от температуры окружающей среды. Существенным достоинством предлагаемого аппарата воздушного охлаждения является и то, что устройство для регулирования температуры охлаждаемого масла, входящее в его состав, характеризуется весьма низкими значениями массы и габаритных размеров. Так например, для двух двигателей суммарной мощностью 15 кВт преобразователь частоты совместно с блоком управления имеет габаритные размеры 205х250х404 мм и массу 11 кг; микропроцессорный регулятор - 48х96х157 мм и 0,6 кг; блок питания к нему - 165х174х196 мм и 2 кг. Для сравнения масса системы жалюзи с ручным приводом для аппарата воздушного охлаждения с такими же двигателями составляет около 100 кг. Режим запуска в условиях низких температур окружающей среды
(Перед запуском регулирующий запорный орган 34 байпасной линии 27 открыт. Устройство для регулирования температуры не работает, также как и вентилятор 7). При неработающем насосе 28 и отсутствии циркуляции масла включает все поверхностные нагреватели 11 и разогревают секции охладителя до температур, близких к температуре масла в контуре. После этого включают насос, и начинает работать контур предварительной циркуляции масла. При этом, масло, нагнетаемое насосом 28 через магистраль 30, источник 29 тепла, поступает в рабочий патрубок 23 раздающего коллектора 4 секции 2 (см. фиг. 2) и далее в обход теплообменной поверхности 3 (вследствие ее большого гидравлического сопротивления при пониженных температурах масла) направляется через циркуляционный патрубок 25 и байпасную линию 27 в циркуляционный патрубок 26 собирающего коллектора 5 и через рабочий патрубок 24 этого же коллектора и через магистраль 16 возвращается к насосу 28. В многосекционных охладителях масло в контуре предварительной циркуляции протекает в обход теплообменной поверхности 3 последовательно через все раздающие коллекторы 4, байпасную линию 27 и затем последовательно через все собирающие коллекторы 5 (см. фиг. 3). Масло, циркулируя по контуру предварительной циркуляции, включающему источник 29 тепла, постепенно нагревается, также постепенно нагревая секции охладителя. По мере повышения температуры масла запорный орган 34 начинает постепенно закрываться, направляя все большую часть масла из раздающих коллекторов 4 на теплообменную поверхность 3. После достижения маслом температуры, равной примерно ее рабочему значению, регулирующий запорный орган 34 закрывается полностью, и все масло из раздающих коллекторов 4 направляется на теплообменную поверхность 3 секции 2 охладителя; тем самым прекращается предварительная циркуляция масла и начинается рабочий режим. Осуществление способа
Описываемый способ охлаждения масла осуществляют в аппарате воздушного охлаждения, который имеет рекуперативный охладитель, включающий одну или несколько секций с раздающими и собирающими коллекторами для масла, при этом масло охлаждают воздушным потоком, подаваемым в тот же рекуперативный охладитель с помощью вентиляторов с электроприводом переменного тока. Данный способ предусматривает операцию пуска охладителя при низких температурах окружающей среды. На практике такие условия могут создаваться в зимнее время года, когда аппарат воздушного охлаждения находится в неутепленных помещениях или на открытом воздухе и, прекратив работу, будет подвергаться отрицательному воздействию низких температур (до -60oC). Данный способ предусматривает наличие циркуляционного замкнутого контура, имеющего внешний источник тепла. Осуществление предложенного способа рассматривается на примере выполнения циркуляционного замкнутого контура в виде системы охлаждения масла, поступающего в подшипники газотурбинного двигателя или нагнетателя, работающего в условиях низких температур, т.е. в зимнее время года. При работающем двигателе (или нагнетателе) способ осуществляется следующим образом (см. фиг. 1). Масло, нагретое в подшипниках (источник 29 тепла) до 60-120oC (в зависимости от свойств применяемого масла), с помощью насоса 28 по магистрали 30 поступает в раздающий коллектор 4, затем на теплообменную поверхность 3, где охлаждается до заданной температуры, а затем в собирающий коллектор 5, откуда по магистрали 16 охлажденное масло с помощью насоса 28 возвращается к подшипникам. Охлаждающий воздух подают на теплообменную поверхность с помощью вентиляторов 7 с электроприводом переменного тока, регулируя производительность которых, добиваются нужного режима охлаждения. Регулирование температуры масла в заданном рабочем режиме осуществляется следующим образом. Опишем этот процесс для аппарата с двухсекционным охладителем (см. фиг. 1). Микропроцессорный регулятор 18 настраивают на требуемую температуру охлаждения масла. При отклонении температуры охлаждаемого масла от заданного значения по преобразующему сигналу термопреобразователя 15 сопротивления на выходе регулятора 18 формируется аналоговый сигнал (от 0 до 10 В), который, поступая на вход преобразователя частоты 17, изменяет частоту питающей сети вентиляторов (от 0,2 до 50 Гц). При рассогласовании измерений (с помощью термопреобразователя 15 сопротивления) температуры охлаждаемого масла и температуры ее задания на регуляторе 18 в большую или меньшую сторону происходит соответствующее изменение числа оборотов вентилятора, а следовательно, и расход воздуха, прокачиваемого вентилятором через охладитель, что, в свою очередь, изменяет температуру охлаждаемого масла, обеспечивая ее поддержание на заданном уровне. Режим регулирования температуры ведут таким образом, чтобы отклонение температуры от заданного рабочего интервала не превышало

N = U2/R, Вт,
где U - напряжение, В;
R - сопротивление, Ом. Этим обеспечивается защита нагревателей от перегрева. Дополнительно автоматическая защита от перегрева обеспечивается установкой термодатчика на поверхности нагревателей, которые через реле температуры управляют магнитным пускателем (не показаны), осуществляющим включение-выключение нагревателей или переключение их с напряжением 380 В на 190 В и обратно. Нагрев поверхности секций охладителя, благодаря их выполнению из материалов с высокой теплопроводностью, ведется интенсивно и через некоторое время будет удовлетворяться условие tпо=tм


Формула изобретения

tпо = tм

где tпо - температура теплообменной поверхности аппарата в градусах Цельсия;
tм - температура масла в градусах Цельсия. 7. Способ по п.1, отличающийся тем, что предварительную циркуляцию масла заканчивают при достижении им температуры, удовлетворяющей условию
tм = tр

где tм - температура масла в контуре предварительной циркуляции в градусах Цельсия;
tр - рабочая температура масла на входе в аппарат воздушного охлаждения. 8. Аппарат воздушного охлаждения, содержащий рекуперативный охладитель с по крайней мере одной секцией, состоящей из поверхности теплообмена и примыкающих к ней раздающего и собирающего коллекторов для охлаждаемой среды, по меньшей мере один вентилятор для подачи на теплообменную поверхность охлаждающей среды, имеющий электропривод переменного тока, а также устройство для регулирования температуры охлаждаемой среды, отличающийся тем, что устройство для регулирования температуры охлаждаемой среды выполнено в виде установленного на магистрали, выходящей из собирающего коллектора, термодатчика, электрически связанного через микропроцессорный регулятор с модулятором, который, в свою очередь, электрически подключен к электроприводу переменного тока. 9. Аппарат по п.8, отличающийся тем, что поверхности теплообмена каждой секции снабжены поверхностными электронагревателями. 10. Аппарат по п.8, отличающийся тем, что поверхность теплообмена выполнена в виде по крайней мере одного пластинчато-ребристого пакета из чередующихся плоских и гофрированных листов, при этом нагреватели выполнены в виде плоских электропроводных элементов и установлены на внешних боковых стенках пакетов. 11. Аппарат по п.8, отличающийся тем, что электропроводный элемент выполнен в виде неметаллического греющего слоя, заключенного в полимерную оболочку. 12. Аппарат по п.8, отличающийся тем, что каждый коллектор содержит рабочий и циркуляционный патрубки, причем к последним подключена байпасная линия.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6